Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(2) Неля Владиславовна Поломошнова,

учитель химии и биологии
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ №180 Заельцовского района г.Новосибирска

Естественнонаучное образование на уроках и во внеурочной деятельности

Естественнонаучные знания позволяют понять значение окружающей природы, необходимость её охраны и воспроизводства. Непосредственное наблюдение объектов живой природы, сравнение и определение их, экспериментирование с ними побуждают к развитию мышления учащихся. К.Д.Ушинский писал: «Я считаю предметы из естественной науки самыми удобными, чтобы приучить детский ум к логичности».

Естественнонаучное образование направлено на формирование представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, окружающей среде как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества, а также умений применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования и выполнения роли грамотного потребителя.

Уже на протяжении 15 лет я преподаю уроки биологии. Основная цель биологического образования: подготовка биологически и экологически грамотного человека, который должен понимать значение жизни как наивысшей ценности, уметь строить свои отношения с природой на основе уважения к человеку и окружающей среде; ориентироваться в биологии и пограничных с ней областях знаний.

Перед проведением урока заранее обозначаю вопросы и проблемы, даю рекомендации по самостоятельной работе. При создании методического проекта урока исхожу из принципа оптимального достижения цели:

1. Провожу отбор содержания и наглядного материала, которые вызывают положительный эмоциональный тон ощущений и положительную эмоциональную реакцию. Здесь необходимо показать необычайную красоту окружающего нас мира, дать понять детям насколько в природе все взаимосвязано, и как важна и нужна на сегодняшний день ее охрана. Для того чтобы понять как учащиеся «видят» природу провожу с ними тест по диагностике экологического сознания в начале учебного года и в конце, обрабатываю полученные результаты и вижу, как изменяется их отношение к природе как к объекту (Тест).

2. На уроках использую различные методы, формирующие отношение к природе: «Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает это восприятие живым, позволяет ощутить отношение к ней и, следовательно, выработать ответную реакцию».

а) идентификация (отождествление). Цель – моделировать состояние природного объекта для их лучшего понимания, погружение в ситуацию.

«А представьте, что вы маленькая беззащитная бабочка или свирепый, сильный, но одинокий тигр!» Учащиеся легко представляют себя каким-либо живым организмом, изображают его повадки и даже устраивают соревнования: кто покажет наибольшее сходство; особенно этот метод является успешным в 5-7 классах.

б) эмпатия (сопереживание). Цель – перенос собственного эмоционального состояния на природный объект или переживание состояния животного или растения. Этот метод связан с предыдущим. Здесь учащимся предлагается не только представить себя кем-то, но и попытаться найти выход из ситуации.

«Представьте, что ваш класс – это биогеоценоз березового леса, а все вы организмы там живущие, деревья вырубают. Что вы чувствуете?» У детей возникают чувства сопереживания, сочувствия, что очень важно на данном этапе.

в) рефлексия. Цель – осознание человеком своих поступков, уже совершенных, с точки зрения природного объекта.

г) художественная репрезентация природных объектов (представление). Цель – формирование образа природного объекта средствами искусства. Данный метод очень эффективен в тех классах, где дети много читают, любят рисовать, пишут стихи. Учащиеся с удовольствием сравнивают литературных персонажей с растениями, с животными; находят в художественных текстах отрывки о природе, загадки, поговорки.

Для повышения мотивации и поощрения творческой деятельности детей в нашей школе проводятся научно-практические конференции. Учащиеся часто выбирают различные темы по предметам естественнонаучного цикла, готовят по ним реферативный материал и электронные презентации своих исследований. Тематика исследований разнообразна. Главное, чтобы она соответствовала интересам ученика, его возрастным, интеллектуальным и индивидуальным возможностям. Вот примеры исследовательских работ, выполненных моими учениками.

 

Уч. год

Тема проекта

Выполнил

Результат

школьная НПК

Результат

районная НПК

Результат

городская НПК

2008-2009

1.Влияние кислотных дождей на живые организмы.
презентация

Ученица 7г класса

                     

победитель

 

 

 

 

Благод. письмо

 

 

2.Экологическое просвещение учащихся среднего звена.
презентация

ученицы 9г класса

призер

 

Благод. письмо

2009-2010

1. Выявление признаков плоскостопия у учащихся 8-ых классов
презентация

ученица 9г класса

 

 

победитель

 

 

 

победитель

 

 

участник

 

 

 

2. Шумовое загрязнение нашей школы
презентация

ученица 9л класса

призер

призер

участник

2010-2011

1.Правильная осанка – залог здоровья!
презентация

ученица 9г класса

призер

 

 

-

 

 

-

 

 

2.Чипсы! Есть или не есть?
презентация

ученицы 10а класса

победитель

 

 

призер

-

2011-2012

  1. Влияние мобильных телефонов на живые организмы.
    презентация

 

ученица 11а класса

победитель

призер

участник

2012-2013

  1. Поведение лошадей.
    презентация

ученица 11а класса

победитель

призер

 

 

Учащиеся учатся правильно оформлять работу, составлять содержание, использовать нужную литературу. Для защиты школьники составляют устное сообщение и презентацию, которая в яркой, интересной и доступной форме помогает представить свои исследования. В работе над проектами им приходится интегрировать знания различных образовательных предметов (биологии, экологии, химии, географии), что повышает уровень знаний учащихся и интерес к данным предметам. Эта деятельность дает прекрасную возможность для реализации творческих способностей.

Высокий уровень среднего естественнонаучного образования – необходимое условие развития цивилизованного общества.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 26)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела