Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Татьяна Ивановна Чучкалова,
учитель химии высшей квалификационной категории МАОУ Гимназия № 10 Железнодорожного района г. Новосибирска

Пример составления контекстной задачи для урока химии

 

Впервые переступая кабинет химии, учащиеся, затаив дыхание, надеются на то, что увлекательный мир химии, мир приключений и эффектных опытов и экспериментов, покорится им. Большинство из них, проявляя неосознанную некомпетентность, при удобном случае (если повезет, и учитель или лаборант не заметит) что-то с чем-то смешивают или сливают, в надежде получить «гейзер» или «вулкан». Ничего не получается, да еще потом предстоят неприятные объяснения своего поступка. Неизбежное разочарование в одном вопросе, в другом, в третьем. Сначала стараются себя успокоить: «Ну не получилось, ну с кем не бывает». Потом наступает состояние осознанной некомпетентности. «Сложный предмет. Не всем дается. И я среди них». А это для ученика определенный стресс. И стрессовая ситуация решается по-разному. Либо ученик успешно ее разрешает в силу своей замотивированности в учебном процессе, либо он уходит от решения этого вопроса и по-детски все бросает на «авось».

А сколько раз учитель слышит следующую фразу: «Химия мне не нужна, потому что я выбираю в жизни профессию, не связанную с этим предметом». Сейчас в ответ на это я улыбаюсь и думаю: «А я докажу обратное, докажу, что химия на самом деле нужна в жизни каждому человеку». При этом стараюсь использовать не авторитарный ресурс учителя, а методический прием под названием «решение контекстной задачи». Считаю, что у опытного учителя должен быть запас таких задач (что называется на все случаи жизни), чтобы без унижения и обиды подвести учащегося к осознанию того, что химические знания применяются в течение жизни очень и очень часто.

Приведу пример контекстной задачи, которую можно использовать при изучении темы «Карбонаты»:

«На днях позвонила подружка и просила рецепт вкусного печенья, которым я как-то угощала на даче своих гостей. Я начала перечислять ингредиенты и как только дошла до пекарского порошка, услышала: «Нет, печь это печенье я не буду!» На мой вопрос: «Почему?» подружка ответила: «Да где же я найду пекарский порошок?!» И тогда я рассказала ей, как его сделать дома. Этот рецепт я узнала в старших классах на уроках труда. Пекарский порошок – изобретение XX века. Он очень популярен в кулинарии стран Западной Европы и Америки.

Простейший состав пекарского порошка:

1 часть пищевой соды;

1 часть лимонной кислоты;

1 часть муки, крахмала, сахарной пудры (или их смеси).

Вопросы:

Поясните, какими свойствами обладает сода, чтобы улучшать качество теста?

Можно ли использовать соду без лимонной кислоты?

Сода и лимонная кислота хорошо растворяются в воде. Нужно ли их растворять, перед тем как положить в тесто?

Можно ли заменить соду в пекарском порошке на другое вещество, и если да, то какое?

Поясните, зачем в пекарском порошке мука, ведь она есть в тесте.

Напишите уравнения химических реакций, происходящих с пекарским порошком в результате выпечки теста».

Эта контекстная задача опирается на определенный жизненный опыт детей. Каждый человек сталкивается в быту с кулинарными изделиями, видит, как их выпекают и большинство понимает, что особой сложности этот процесс не представляет. Необходимо знать последовательность действий и ингредиенты. Все это описано в литературе, а можно спросить у мамы и бабушки. Поэтому за решение данной задачи учащиеся берутся безо всякого сомнения и колебания. Но при решении выявляются противоречия между знакомой ситуацией и недостаточностью своих знаний. Возникает проблема. Рождается желание разгадать загадку, овладеть ее секретом, ведь это точно в жизни пригодится, значит, это нужно знать. Начинают задавать вопросы, листать учебники, делать запросы во «всемирную паутину», т.е. начинается деятельность, направленная на решение возникшей проблемы.

В этой задаче есть неопределенность: «можно ли или нельзя», нет эталона правильного ответа, возможно несколько ответов. Включившись в процесс решения задачи, учащиеся выходят на учебную проблему, которая становится значимой. Таким образом, контекстная задача становится мотивом приобретения знаний.

Решив контекстную задачу, учащийся, столкнувшись со знакомыми вопросами, решенными в задаче и добытыми с определенным трудом, действует в жизни по правилам неосознанной компетенции («на автомате»), т. е. проявляет качества профессионала. А это и есть основная задача образования.

Процесс составления контекстных задач подчиняется определенным правилам. Существует алгоритм их составления, приведенный в статье Блиновой Е. «Что такое контекстная задача» (газета «1 сентября»,  № 18 2010 г.).

Алгоритм конструирования контекстной задачи:

1. Определение темы предстоящего урока и продумывание, что в данной теме ученикам уже может быть известно.

2. Определение, что в содержании темы будет для учеников новым.

3. Продумывание, в чем может заключаться личностная значимость тех новых знаний, которые приобретут ученики на предстоящем уроке, то есть формулирование для себя ответов на следующие вопросы: почему я считаю нужным и важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них?

4. Формулирование ответов на все предыдущие вопросы обобщенно – в виде личностно значимой проблемы. Ее формулировка также будет иметь характер вопроса, но теперь уже заданного как бы от лица учеников.

5. Вспомнить или придумать какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой ученики сами смогут осознать и сформулировать ту личностно значимую проблему, которую вы наметили как отправную точку для вхождения в новую тему.

6. Составление текста – описания данной ситуации, то есть описание условия контекстной задачи.

7. Формулирование задания, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих ситуации действий.

8. Оценивание качества и предполагаемой эффективности полученной контекстной задачи с двух позиций:

во-первых, способствует ли она встрече с проблемой, соответствующей программной теме урока;

во-вторых, содержит ли данная задача ориентиры для получения учениками ответа на вопрос о личностной значимости новых знаний и умений.

Предлагаю составить контекстную задачу вместе.

Тема занятия: «Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух, кислород, озон», 9 класс.

Что может быть известно учащимся о составе воздуха? Воздух – это смесь газов. Одна пятая часть воздуха по объему – это кислород. Кислород – сильнейший окислитель, очень активный химический элемент. Образует два простых вещества – кислород и озон.

Что может вызвать интерес у учащихся и быть личностно значимым для них? Способы получения кислорода, как простого вещества в промышленности и в лаборатории. Физические и химические свойства кислорода. Использование кислорода.

 

У писателя Бориса Житкова есть рассказ «Механик Солерно». Вот небольшой отрывок из этого рассказа, который можно использовать в качестве контекстной задачи:

«Верхняя палуба шла навесом над нижней. Там была каюта капитана.

Капитан не спал. Он прогуливался по верхней палубе. Поглядывал за дежурным помощником, за рулевым, за огнями.

Механик запыхался от скорого бега.

– Капитан, капитан! – говорит механик.

– Что случилось? – И капитан придвинулся вплотную, глянул в лицо механику и сказал: – Ну, ну, пойдемте в каюту.

Капитан плотно запер дверь. Закрыл окно и сказал механику:

– Говорите тихо, Салерно. Что случилось?

Механик перевел дух и стал шептать:

– Палуба очень горячая. Горячей всего над трюмом, над средним. Пожар. Там кипы с пряжей и эти бочки.

– Тсс! – сказал капитан и поднял палец. – Что в бочках, знаем вы да я.

Там, вы говорили, хлорноватая соль? Не горючая? – Салерно кивнул головой и умоляюще глядел на капитана. – Мне дали триста лир, чтобы я устроил... эти двадцать бочек...»

Внимание! Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Какая соль была в бочках в трюме корабля?

2. Какими свойствами обладает эта соль?

3. Как вы думаете, удастся ли команде потушить пожар, если прекратить доступ воздуха в трюм?

4. Напишите уравнение реакции, происходящее при описываемой ситуации.

Желаю успеха!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 17)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела