Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Татьяна Александровна Серова,
учитель биологии МАОУ лицея № 9 Железнодорожного района г. Новосибирска

Ольга Борисовна Макарова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры зоологии и методики обучения биологии НГПУ

Интегративная компетентность в системе профессиональных компетентностей бакалавра педагогического образования

 

Рассматривая интегративность как всеобщий принцип развития общества, науки, производства, образования, который обеспечивает междисциплинарную комплексность, обобщенность, уплотненность знаний, методов и средств познания, а также как новообразования в образовательных структурах мы вычленяем в системе профессиональных компетенций педагога интегративную компетенцию. Понятие «интеграция» в образовании употребляется широко и чаще всего понимается как суммирование знании из различных предметов. Например, интегрированные уроки или элективные курсы, когда одна тема освещается с помощью разных наук. В таких случаях интеграция отождествляется с межпредметными связями, функцией которых является создание объемной картины изучаемого явления и углубление знаний о тех или иных теориях. Эта трактовка интеграции не отражает ее специфики. Интеграция, по мнению А.П. Беляевой, предполагает не простое объединение (дополнение) элементов обучения (знаний, методов и т.д.), но разрешение противоречий,неразрешимых средствами одного предмета [2, С. 39].

Безрукова В.С., размышляя об интеграции как научной категории в педагогике, выделяет два направления: педагогическая интеграция как принцип развития педагогической теории и практики; педагогическая интеграция как процесс установления связей между объектами и создания новой целостной системы [1, С.8]. Мы согласны с Гриценко Л.И., что интегративное обучение предполагает реализацию интегративного подхода, который представляет собой разработку методов деятельности, конструирование сложных развивающихся объектов и процесс его исследования на основе объединения в единое целое различных свойств, моделей, концепций (принцип интеграции). Объектом конструирования и исследования выступает обучение, рассматриваемое как система и как процесс установления интегративных связей. Таким образом, интегративный подход включает интеграцию как принцип конструирования системы (обучения) и как процесс установления связей между элементами системы. При этом выявляется методологическая функция интеграции в образовании (по сравнению с межпредметными связями) – создание качественно нового продукта (идеи, смысла, элемента и т.д.) на основе разрешения противоречия. Это означает, что процесс интегративного обучения осуществляется в режиме постоянного творческого саморазвития, выработки инновационных педагогических средств конструирования целостного педагогического процесса [3, С.72].

Интеграцию естественнонаучных дисциплин мы определяем как дидактически целесообразный процесс и результат взаимосвязи, взаимопроникновения и синтеза естественнонаучных знаний и объединения дисциплин в целостное образование, которое обладает системными качествами междисциплинарного взаимодействия, а также изменениями в исходных элементах интегрируемых дисциплин.

Реализация тенденции интеграции возможна на общенаучном, междисциплинарном и внутридисциплинарном уровнях.

Интеграция содержания на общенаучном, междисциплинарном и внутридисциплинарном уровнях завершается формированием новой учебной дисциплины, что обеспечивает уплотнение и концентрацию учебного материала, исключает дублирование в его изложении, устраняет перегрузку учащихся, приводит к экономии учебного времени и повышает интерес учащихся к учебному предмету [4, С.47].

На сегодняшний день центральное место в системе образования должна занять биология и связанные с ней циклы общественных и естественных дисциплин. Своевременное ознакомление учащихся с общими идеями об организации и эволюции жизни, о сущности человека, его предназначении, о неразрывной связи человека и природы создаст необходимую основу для энциклопедической организации дисциплинарных знаний. Основы каждой дисциплины должны быть обращены к философским, мировоззренческим идеям о сущности жизни и человека.

Идущие во всем мире интеграционные процессы в образовании настоятельно требуют, чтобы учителя умели интегрировать понятия, проектировать интегрированные предметы и работать в интегрированных типах учебных заведений. Анализ Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования показал, что выпускник по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать профессиональной компетенцией (ПК) в области педагогической деятельности, такой как: «способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях» (ПК-1). Мы предлагаем расширить эту компетенцию и назвать ее интегративной компетенцией. Поясним – «способен реализовывать учебные программы базовых курсов», коль скоро курс «Естествознания» относится к базовым в непрофильных общеобразовательных учебных заведений, то становится понятным, что студенты должны обладать компетенцией организовать учебный процесс интегрированного учебного предмета. «Способен реализовывать учебные программы элективных курсов», а в свете формирования целостной научной картины мира школьники должны осваивать больше интегрированных учебных элективных курсов, следовательно, и студенты, как будущие учителя, должны уметь проектировать и работать с такими курсами. Реализовывать эти программы нужно «в различных образовательных учреждениях», а это интегрированные в том числе (лицеи, гимназии).

Бакалавр педагогического образования должен быть компетентен (обладать профессиональной компетентностью или владеть обобщенными умениями по решению профессиональных задач) в области интегрированного естественнонаучного образования. Для достижения этой цели будущий педагог на основе знаний и умений, полученных при изучении модулей дисциплины «Методика обучения и воспитания биологии» и на педагогической практике должен быть компетентен в следующих областях: интеграции биологических, химических и физических понятий; проектирования интегрированных учебных предметов; разработки интегрированных уроков и в выборе методов и средств обучения в интегрированном учебном предмете.

Изучив структуру основных образовательных программ (ООП) бакалавриата, мы вычленили проектируемые результаты освоения учебных дисциплин, которые и формируют исследуемую нами интегративную компетенцию. В итоге изучения базовой части цикла студент должен знать:

– методологию историко-педагогических, психолого-педагогических и сравнительно-педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);

– содержание преподаваемого предмета;

уметь:

– системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

– осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

– проектировать элективные курсы с использованием последних достижений наук;

– использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

владеть:

– способами проектной и инновационной деятельности в образовании.

Выделенные знания и умения нужны для формирования интегративной компетенции. На наш взгляд интегративная компетенция более широкое понятие и ПК-1 (способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях) входит в неё как один из элементов. Состав интегративной компетенции следующий – выпускник должен быть способен:

– интегрировать биологические, химические и физические понятия;

– проектировать и интегрировать учебные курсы;

– разрабатывать интегрированные формы обучения;

– выбирать методы и средства обучения в интегрированном учебном предмете;

– вести занятия по интегрированному учебному предмету;

– вести уроки интегрированного содержания.

Далее была составлена карта интегративной компетенции и организован эксперимент по выявлению степени готовности учителей-биологов и студентов-биологов 4 и 5 курсов к осуществлению интеграции естественнонаучных дисциплин в школе. Констатирующий эксперимент преследовал цель установить:

-          во-первых, степень владения учителей-биологов теорией и методикой осуществления интеграции естественнонаучных дисциплин в ходе учебного процесса;

-          во-вторых, достаточность содержания раздела «Межпредметные связи» в курсе «Теория и методика обучения биологии» для формирования прочных теоретических знаний студентов о сути интегративных связей естественнонаучных дисциплин;

-          в-третьих, степень практического освоения студентами данного раздела, развития их умений видеть и осуществлять интегративные связи естественнонаучных дисциплин при разработке ими моделей интегрированных уроков;

-          в-четвертых, глубину и прочность дидактических и методических умений и навыков студентов при проведении ими интегрированных уроков естественнонаучных дисциплин во время педагогической практики в школе, а также при последующем анализе собственных уроков.

Степень владения учителями-биологами теорией и методикой осуществления интеграции естественнонаучных дисциплин выявлялась в процессе проведения анкетирования и анализа его результатов (в анкетировании приняли участие учителя школ г.Новосибирска, г. Салехарда, г. Красноярска). Диагностика интегрированного обучения в школе показывает, что современный учитель-биолог, высоко оценивая функции интеграции естественнонаучных дисциплин в школьном образовании, не вполне четко представляет себе способы ее практической реализации и возможности интеграции естественнонаучных предметов. Проведенное анкетирование и педагогическое наблюдение автора за процессом преподавания биологии в школах г. Новосибирска, а также собеседования с учителями-биологами, изучение школьной документации (рабочих программ, планов-конспектов учителей, журналов) свидетельствуют о том, что уровень теоретических знаний и степень готовности учителей-биологов к системной, продуманной реализации интеграции в процессе преподавания естественнонаучных дисциплин является низким, недостаточным для формирования у школьников естественнонаучного мировоззрения. Это означает, что у студентов во время их вузовской подготовки необходимо формировать знания о возможностях интеграции школьных естественнонаучных дисциплин и умения осуществлять интегративный подход в будущей профессиональной деятельности.

Констатирующий эксперимент со студентами проводился в два этапа.На первом этапе, после лекционного теоретического изучения раздела «Межпредметные связи» в курсе «Теория и методика обучения биологии» и дальнейшего обсуждения материала лекций на практических занятиях, студентам предлагалась анкета, проверяющая их теоретические знания в области интегрированного обучения школьников естествознанию. Обобщенный результат анкетирования студентов 4 курса показывает, что объема теоретического учебного материала, предлагаемого студентам при изучении межпредметных связей биологии в курсе «Теория и методика обучения биологии», а также учебного времени, отводимого на его рассмотрение, недостаточно. Чтобы сформировать у студентов необходимый запас знаний о сути и возможностях реализации интеграции естественнонаучных дисциплин для дальнейшего их практического применения и выработки умений осуществлять интегрированное обучение школьников естественнонаучным дисциплинам необходимы дополнительные меры.

На втором этапе констатирующего эксперимента, на установочной конференции перед началом педагогической практики в школе, студенты 4 курса получили задание разработать и провести интегрированный урок и представить его конспект и анализ. При этом в течение практики студенты имели возможность консультироваться с учителями школ и методистами, что, по нашему предположению, могло расширить представления студентов о теоретическом и практическом значении интегрированного обучения, а также способах его реализации.

В анкетировании участвовали студенты 4 курса, сдавшие экзамен по теории и методики обучения биологии дневного и заочного обучения НГПУ 2009, 2010 гг. (104 студента). Раскрывая содержание понятия «интеграция», почти все ответившие путали интеграцию с межпредметными связями («итеграция – простое объединение или объединение содержания» – 27%). 13,5% смогли дать неполный правильный ответ, но большинство студентов не справились с этим вопросом – 60%. Отвечая на вторую часть вопроса «В чем состоит различие понятий «интеграция» и «межпредметные связи»? 29,7% студентов дают неполные правильные ответы, а остальные 70,3% не видят отличия.

Перечисляя возможные направления для реализации интеграции в практике преподавания биологии, химии, физики в школе 37,8% опрошенных называют «пересмотр содержания и направленности современного курса биологии, в котором усиливается внимание к химическим и физическим понятиям»; изучение единого курса "Естествознание" отмечают 48,6%, столько же опрошенных выделяют разработку интегрированных уроков, а вот разработку спецкурсов интегрированного содержания отмечают 37,8%.

Результаты по вопросу «Каковы пути реализации интеграции естественнонаучных дисциплин в учебном процессе?» таковы: предварительное изучение и анализ программ и учебников естественнонаучных дисциплин с целью координации учебного материала – 24,3%; домашние задания на повторение опорных знаний из других предметов – 27%;                 составление заданий межпредметного содержания – 62%; использование на уроках учебников и учебных пособий по смежным предметам – 54%.

Анализ результатов анкетирования показал, что только 10,8% опрошенных знают об уровнях интеграции (отмечая лишь межпредметный).

Из способов осуществление интеграции на уроках биологии респонденты отмечают следующие: в процессе формирования новых знаний с опорой на ранее полученные знания при изучении других предметов – 43,2%; использование умений и навыков учащихся, полученных ими при изучении других предметов, в процессе работы 48,6%; решение задач межпредметного содержания 43,2%; установление в процессе изложения материала связей между явлениями, изучаемыми разными учебными дисциплинами – 56,7%. 48,6% опрошенных приводят примеры разделов, которые можно изучать на основе интеграции.

Обобщенный результат анкетирования студентов 4 курса показывает, что объема теоретического учебного материала, предлагаемого студентам при изучении раздела, посвященного рассмотрению межпредметных связей биологии в процессе изучения курса «Теория и методика обучения биологии», а также учебного времени, отводимого на его рассмотрение, недостаточно, чтобы сформировать у студентов необходимый запас знаний о сути и возможностях реализации интеграции естественнонаучных дисциплин для дальнейшего их практического применения и выработки умений осуществлять интегрированное обучение школьников естественнонаучным дисциплинам.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показывают, что и учителя и студенты плохо знают суть интегративного подхода и не владеют интегративной компетентностью. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости включения в вузовскую методическую подготовку студентов-биологов теоретического материала, знакомящего их с содержанием и объемом понятия «интеграция», с особенностями процесса интеграции в области школьного естественнонаучного образования. Качественная методическая подготовка будущих учителей-биологов в педагогическом вузе должна предполагать не только формирование у них знаний, но и развитие на их основе умений практически реализовывать интеграцию естествознания в школе, а именно:

- выбирать уровень интеграции в соответствии с образовательным профилем школы или класса;

- координировать учебные программы по биологии;

- выявлять ключевые положения содержания (ведущие идеи) учебных тем интегрируемых дисциплин;

- отбирать необходимый и достаточный учебный материал с целью полного и глубокого изучения темы, требующей обращения к интеграции;

- планировать интегрированный урок, создавать его модель;

- проводить интегрированный урок, уметь его анализировать и корректировать;

- отслеживать результаты своей профессиональной деятельности, совершенствовать ее.

Решить данные задачи можно при условии использования в учебном процессе специальной методики реализации интеграции естественнонаучных дисциплин в школьном образовании. Воплощение данной методики возможно в рамках спецкурса «Интегративный подход к изучению естественнонаучных дисциплин в школе». Предлагаемый нами спецкурс занимает свое место среди общепрофессиональных дисциплин (в систему которых входят дисциплины педагогической, психологической и методической направленности) и находится в блоке «Теория и методика обучения биологии» в системе вузовской подготовки в НГПУ. На этом спецкурсе планируется изучение теоретико-методологических основ интеграции естественнонаучных дисциплин, уровней и форм интеграции. Кроме того предлагаем изучать такую тему как «Биология – как основа интеграции естественнонаучных дисциплин», в которой рассмотрим требования к многопрофиольной биологической подготовке. На практических занятиях студенты будут учиться моделировать интегрированный элективный курс.

Интегративная компетенция будущего учителя-биолога формируется на протяжении всех лет обучения в вузе и на лекционных, семинарских и лабораторных занятиях по теории и методики обучения биологии, и на спецкурсе, и на педагогической практике, и через систему научно-исследовательской работы студентов. Материалы проведенных элективных курсов, интегрированных уроков являются основой курсовых и дипломных работ студентов [5, С.180]. Общие интеграционные процессы в образовании требуют, чтобы выпускники педагогического вуза умели интегрировать понятия, проектировать интегрированные предметы, разрабатывать и проводить уроки интегрированного содержания, вести интегрированный предмет «Естествознание», работать в интегрированных типах учебных заведений.

 

Библиографический список

1. Безрукова В. С. Системообразующие понятия в реализации педагогической интеграции[Текст] /Безрукова В. С. – Свердловск, 1988 – С.8

2. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования[Текст] / – Санкт-Петербург, Институт ПТО РАО, 1996 – 226с.

3. Гриценко Л.И Теория и практика обучения: интегративный подход [Текст] / Л.И.Гриценко. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240с.

4. Макарова О.Б. Методика обучения естетсвеннонаучным дисциплинам (биология,экология, валеология, естествознание) [Текст] / Макарова О.Б. – Новосибирск: Изд.НГПУ, 2000. – 92с.

5. Макарова О.Б., Иашвили М.В. Формирование профессиональных компетентностей бакалавра естественнонаучного образования [Текст] / Макарова О.Б. //Сибирский педагогический журнал. – 2010. - № 2. – С.177-185.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела