Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(2) Елена Анатольевна Антропова,
учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 15 «Содружество»
Дзержинского района г. Новосибирска

Подготовка к НПК в начальной школе

 

Современные дети очень любят себя демонстрировать. Им представлена прекрасная возможность для этого. Они с удовольствием принимают участие во всевозможных конкурсах, викторинах и олимпиадах. Научно-практическая конференция – не исключение. Само название для детей предполагает серьёзную подготовку, а у родителей, как правило, вызывает панику и страх.

Для начала дети должны понимать, что их работа не должна носить реферативный характер. Для этого на протяжении 2-х лет (2 и 3 классы) ученики часто получали задание – подготовить сообщение или реферат по определенной теме. Ребята находили материал в различных источниках, готовили устное выступление и компьютерную презентацию. На уроке в форме пересказа представляли найденный материал. Читать нельзя!

В конце 3 класса я провела родительское собрание, на котором в разделе «Задание на лето» не только рассказала о предстоящей научно-практической конференции, её целях и задачах, не только представила разнообразные формы исследовательских работ, но и попросила родителей помочь детям с выбором темы или области исследования. С детьми же провела классный час на тему: «Научные открытия», целью которого являлась демонстрация человеческих способностей и радость открытия нового. В заключительной части классного часа дети заполнили анкету, состоящую из вопросов:

1) Хотелось ли вам что-то открыть?

2) В какой области хотелось бы провести исследование?

3) Какое явление вы считаете загадкой для себя?

Обработав ответы, выяснила, что всем хочется что-то открыть. Так была создана мотивационная база. На празднике, посвященном окончанию 3 класса, я поздравила детей с окончанием и пожелала им новых открытий и выразила уверенность, что они обязательно поделятся ими в новом учебном году.

В сентябре каждый ребенок получил инструкцию по оформлению работы, так как выяснилось, что все учащиеся подготовили сообщения со своими открытиями. К октябрю дети были готовы представить работы. Весь класс был разбит на группы по три человека, и каждый день мы слушали и оценивали всем классом исследования. Ребята также представили презентации.

Работы получились информативными и яркими. А круг интересующих проблем меня поразил. Это и «Ориентирование и JPS», и «Методы борьбы с колорадским жуком», и «Почему воздушные шары сдуваются», и «Привыкание домашнего животного к новому месту жительства», и «Можно ли по народным приметам определить погоду», и «Инновационные решения для экономии электрической энергии», и многие другие. Во второй тур прошли шесть наиболее интересных и актуальных работ. Авторы получили консультации учителя. Кому-то нужно было провести анкетирование, кому-то систематизировать результаты опроса и составить графики или циклограммы.

В декабре, перед Новым годом, в классе прошёл второй тур. В результате были отобраны три работы, в которых чётко прописаны актуальность темы, теоретический материал, собственные исследования по теме, заключения, была подготовлена иллюстративная презентация.

К январю победители классного тура выучили материал, с учетом времени – 5-7 минут и представили работы на школьной научно-практической конференции. Из трех работ две были отобраны для районной НПК.

Свои коллегам я могла бы порекомендовать своего рода алгоритм подготовки к НПК.

1. 2-3 класс. Подготовка сообщений и рефератов с опорой на компьютерную презентацию, что соответствует требованиям ФГОС.

2. Конец 3 класса. Провести родительское собрание, на котором обозначить проблему «подготовка и участие в НПК».

3. Конец 3 класса. Провести познавательный классный час о научных открытиях разных времен.

4. Лето. Выбор тем и подготовка сообщений.

5. Сентябрь 4 класс. Самостоятельное оформление работ по инструкции.

6. Октябрь 4 класс. Первый тур НПК. В классе представляют работы все учащиеся.

7. Октябрь-декабрь 4 класс. Консультации учителя и доработка исследований.

8. Декабрь 4 класс. Второй тур НПК. В классе принимает участие ограниченное количество учеников. Выбор трех работ.

9. Январь 4 класс. Школьная НПК.

10. Февраль 4 класс. Районная НПК.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 12)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела