Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(25) Людмила Николаевна Зезюля,

учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МАОУ гимназии № 11 «Гармония» Октябрьского района
г. Новосибирска

Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время

 

Формирование самостоятельной, инициативной и творческой личности всегда рассматривалось как одна из основных задач образования. Учитель располагает возможностями и может создать условия для целенаправленного развития самостоятельности ученика. Формирования данной способности является составляющей частью процесса обучения.

Современные учебные программы по школьным предметам, в том числе и по иностранному языку, содержат требование воспитывать учебную самостоятельность и формировать умение учиться (то есть «учить себя»). Ребенок, который не приобрел этих качеств, не справляется с растущими требованиями к самостоятельности, объемом учебного материала, увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к учению, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою работу, обязанности гражданина.

Развитие самостоятельности – процесс, продолжающийся весь период обучения в школе. Когда ребенок приступает к учению, у него формируются сначала предпосылки самостоятельности, а затем умения.

Основная причина неумения ученика работать самостоятельно состоит в том, что его не учили так работать. Дети не всегда умеют и могут проявить свою способность обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий.

Самостоятельность как качество ученика – субъекта учебной деятельности предполагает умение выполнить задачу (практическую или учебную) без непосредственной помощи. Для описания самостоятельности в учении выделим следующие характеристики (умения): инициатива, самооценка, самоконтроль, готовность проявить творчество в учении.

Инициатива – это готовность ученика взять на себя ответственность за выполнение учебного задания и довести решение до конца. Многое об учебной инициативе ученика говорят результаты его повседневной деятельности: рисунки, рассказы, устные сочинения. В рисунке, повествовании ученику легче показать свое знание и понимание поставленной задачи. То, что трудно выразить в речи, записать или оформить, легко представить в рисунке. Иногда рисунок используется учителями иностранных языков как методический прием, активизирующий познавательную деятельность ученика. Если трудно нарисовать самому, можно описать картинку словами.

Самостоятельная работа учащихся на уроках английского языка

Самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием развития их познавательных способностей. Развитие самостоятельности учащихся необходимо начинать уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю.

Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках – научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал.

Самостоятельно ученик может работать:

– один,

– вместе с небольшой группой одноклассников,

– с кем-нибудь одним из товарищей,

– принимать участие в общеклассной работе.

Поэтому формы организации самостоятельной деятельности имеют важное воспитательное значение.

Фронтальные самостоятельные работы. Это может быть и фронтальная беседа, и самостоятельная работа, выполняемая в классе под непосредственным наблюдением и руководством учителя. Особенности фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоят в следующем:

1)   все учащиеся выполняют общее для всех задание;

2)   учитель дает общий инструктаж к выполнению задания.

Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь весь коллектив стремится к общей цели, решает единые задачи в сотрудничестве. Промежуточные и конечные результаты самостоятельной деятельности могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю.

Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна, когда учащиеся приступают к изучению новой темы, когда важно создать определенный настрой, вызвать интерес к новой теме.

Индивидуальная самостоятельная работа – работа, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся:

– ученик заранее оформляет на карточке задание, которое приносит на урок. Классу, таким образом, предлагаются индивидуальные задания, составленные не учителем, а самими школьниками. Проверяют и корректируют выполненную работу и учащиеся, и учитель. Это интересный прием сотрудничества ребят и педагога.

– задания, требующие поисковой деятельности: сообщений, докладов. На уроках для них выделяется 5-10 минут в процессе изучения нового материала.

– длительная индивидуальная работа творческого характера, выполняемая учениками, у которых сформировался познавательный интерес в процессе изучения предмета.

Работа в парах постоянного состава. Ее можно одинаково успешно использовать для совместной проработки материала учебника, выполнения практических заданий, взаимной проверки письменных упражнений и др.Такими парами постоянного состава являются два ученика, сидящие за одной партой. Поэтому взаимодействие налаживается без особых организационных затруднений и затрат времени. Более эффективной парная работа является там, где сотрудничают ученики разной успеваемости.

Групповая работа.

1. При подготовке группового проекта. Руководитель проекта (ученик) распределяет обязанности между членами группы после предварительного ознакомления с материалом, расчленяя общее задание на части, решает, сколько времени необходимо затратить, в каком порядке (по какому плану) строить работу, как оформить отчет всей группы. Наряду с этим он принимает решения, направляет деятельность членов группы и контролирует ее. Таким образом, функции педагогического руководства частично передаются самим учащимся, а это имеет не только образовательное, но и воспитательное значение.

2. Подготовка и инсценировка небольших отрывков из кинофрагментов или прочитанного текста – драматизация отрывков.

Самостоятельная работа при изучении новой темы:

– составьте глоссарий основных понятий / дат по теме;

– составьте план-конспект по теме;

– подберите материалы из дополнительных источников к пунктам плана темы;

– подберите иллюстрации / картины к тезисам новой темы и опишите их;

– подберите пословицы, раскрывающие смысл новой темы и объясните их своими словами;

– проведите интервью с одноклассниками по новой теме, самостоятельно составьте вопросник по основным проблемам темы;

– выход на ролевую, ситуационную игру.

Самостоятельная работа в процессе чтения:

– ответьте на заранее поставленные вопросы по содержанию;

– найдите ответы на проблемные вопросы;

– выберите правильный ответ из ряда данных;

– выберите из текста положения, раскрывающие смысл данного тезиса;

– упорядочьте пункты плана в соответствии с логикой излагаемого материала;

– составьте вопросы и задачи по содержанию;

– исправьте неверные утверждения;

– используй собственный опыт при обсуждении предлагаемых утверждений.

Самостоятельная работа в процессе обучения письму:

– сочинение и описание по опорным словам, картинам, личным впечатлениям и т.д.

– описание маршрута путешественника по карте (интеграция в географию);

– составь рекламу фильма, кроссворд.

Самостоятельная работа в процессе аудирования:

– «Сравни...»;

– «Ответь на вопросы диктора по содержанию кинофрагмента»;

– «Прослушай задание № ... и расскажи о себе»;

– «Составь с партнером диалог на основе образца, произведя необходимые изменения…»;

– «Сравни содержание текста и фильма»;

– «Посмотри кинофрагмент или фильм и расскажи о ...  исходя из собственного опыта…»;

– «Прослушай начало фразы и закончи ее»;

– «Придумай продолжение рассказа».

Для самостоятельной работы я часто использую Интернет-ресурсы, интернет-словари для самостоятельного поиска значения слова, для выполнения творческих заданий и т. п.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним их составных, органических элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически. Только при этом условии у обучающихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении.

Организация самостоятельной работы учащихся во внеурочное время

На внеклассных мероприятиях необходимо прививать ученикам любовь к прекрасному, учить исполнять песни, слушать и понимать музыку, хорошо оформлять альбомы, стенгазеты и плакаты на английском языке: «Правила дорожного движения», «Как справиться со стрессом» и т.п., изготовлять костюмы и разный реквизит к спектаклям на произведения английских писателей. Материал должен быть новым, необыкновенным, захватывающим, большей частью страноведческого характера.

Принцип развития инициативы и самодеятельности предусматривает стимулирование и развитие у школьников самодеятельности и инициативы в работе. Именно во внеклассной работе учитель может дать ученикам возможность самостоятельно использовать свои знания и умения, разрешить делать все, что касается подготовки и проведения внеклассного мероприятия, умело и незаметно руководя этим процессом.

Самодеятельность – это основа творчества, а именно творческое удовлетворение в работе всегда оказывает содействие желанию работать лучше, знать иностранный язык совершеннее. Инициатива может стать жизненной позицией каждого ученика. 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 981)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела