Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Лариса Владимировна Томашова,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ Лицей № 126 Калининского района г. Новосибирска

Роль чтения в формировании и нравственном воспитании личности

 

Чтение играет важную роль в формировании и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение ребенка. И поэтому тревога педагогов, психологов и родителей весьма обоснованна: мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.

Исходя из общей задачи развития личности ребенка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Чтобы воспитать такого читателя, я решаю следующие задачи:

– развиваю интерес к чтению;

– воспитываю средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;

– учу работать с книгой.

Эти задачи я начинаю выполнять уже на уроках обучения грамоте.

Обучение чтению я осуществляю по универсальной слоговой таблице с цифровым обозначением "слогов-слияний", разработанной автором Верой Васильевной Квач (Приложение «Слоговичок»).

Слоговая таблица органично включается в современную систему уроков во время обучения грамоте, применяется для коллективной и самостоятельной работы на уроках, а также как самостоятельный материал в домашнем образовании и воспитании.

Использование данной таблицы способствует развитию у детей:

– интереса к обучению (оно воспринимается как игра);

– зрительной, слуховой памяти;

– умения ориентироваться на пространстве листа;

– навыков правильного и беглого чтения;

– орфографической грамотности (если ребёнок сам "соберёт" слово, например, 32_лн_118_ солнце, напишет его печатными буквами, прочитает, осознает разницу между словом, произносимым в устной и используемым в письменной речи, то грамотное письмо ему гарантировано).

Методика работы со слоговой таблицей:

1.  Чтение слогов на определённую букву гласного: НА, БА, КА, СА, РА… (строчка).

2.  Чтение слогов на определённую букву согласного: НА, НИ, НУ, НЫ… (столбик).

3.  Чтение слогов вразброс, что способствует запоминанию образа слога: МА, РИ, КО, ВУ, ГЯ…

4.  Чтение слов. Например, проведение игры "Собери словечко".

5.  Чтение слогов туда и обратно, по диагонали слева-сверху вправо-вниз и наоборот.

6.  Чтение слогов и договаривание их до слов.

7. Чтение строчек и столбиков разными способами:

– 1 слог – тихо, 2 слог – громко и т.д.;

– "Молния" – упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде "Молния".

– Чтение слогов четко проговаривая каждый слог.

– Пропевание слогов на определённую мелодию, например: "В лесу родилась ёлочка" (включается магнитофонная запись и без неё).

– Чтение скороговоркой.

– "Поднимаемся в гору", "спускаемся с горы": начинаем читать тихо и постепенно увеличиваем громкость чтения слогов и наоборот.

8. Зашифровываем и расшифровываем слова, предложения: у каждого слога есть свой порядковый номер.

А также в целях развития творчества я предлагаю детям составить свою слоговую таблицу на определённую букву самим и предложить своё задание по таблице. Затем дети в парах работают со своими составленными слоговичками.

При организации уроков постоянно слежу за скоростью, выразительностью, правильностью и осознанностью чтения учащимися. Большое внимание уделяю использованию средств художественной выразительности: сравнений, эпитетов, метафор. Учу детей овладевать произносительной техникой (дыханием, голосом, дикцией), выразительными средствами речи (интонацией), умениями анализировать текст и читать выразительно произведения разных жанров.

Даю понять детям, что у чтеца, как у каждого мастера, есть особые инструменты, помогающие ему радовать слушателей своим чтением. Это дыхание, голос и дикция.

Поэтому на уроках мы учимся управлять дыханием:

Стань прямо, спокойно, не напрягаясь. Разверни плечи, не поднимая их и не опуская.

Положи одну руку на верхнюю часть живота, другую – сбоку, выше талии.

Сделай небольшой вдох. На счёт 1-5 делай вдох (считай про себя).

Задержи воздух на счёт 1-3, не расслабляя мышц. Это подготовка к экономному выдоху.

Раскрыв рот как бы на звуке [а ], выдыхай плавно, без толчков на счёт 1-5.

Расслабь мышцы брюшного пресса.

Тренируем дыхание:

Прочитай текст, следя за своим дыханием. Читай сначала медленно, делая остановки (паузы указываем значком «/») между частями текста, затем быстро, без пауз.

(вдох) Заваривши кашу, /  (выдох; вдох) масла не жалеют (выдох).

Начав дело, / не останавливаются.

На дворе трава, / на траве дрова, / не руби дрова / на траве двора.

Представь торт с зажжёнными свечами. Погаси все свечи сразу. А теперь потуши каждую свечу, прерывая дыхание: фу, фу, фу.

Рубим дрова: раз, рраз, ух, раз.

Держи дыхание до конца фразы.

Жужжим: жжжжжжжжжж; ж, ж, ж, ж, ж, ж, ж.

Шуршим: шшшшшшшшш; ш, ш, ш, ш, ш, ш, ш.

Выпусти воздух из проколотого мяча: сссссссссс;  с, с, с, с, с, с,

Читай на одном дыхании:

Жил-был не царь, не король,

Не геройский герой, а жил-был мальчик.

Речитатив:

Нужно глубоко вдохнуть и произнести скороговорку на одном дыхании. Когда воздух закончится, ребёнок должен запомнить, сколько Егорок он назвал.

На пригорке возле горки жили 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Попробуй прочитать стихи, прыгая через скакалку:

Весна, весна на улице, /

Весёлые деньки! //

Тут прохожим не пройти: //

Хором девочки считают /

Десять раз по десяти. //

Учимся слушать свой голос:

Прочитай, обращая на знаки препинания. Прислушайся к своему голосу.

Я не умею выразительно читать.

Я не умею выразительно читать?

Я не умею выразительно читать!

Прочитай, подчёркивая голосом выделенные слова.

– Чей ты, чей, лесной ручей?

– Ничей.

– Но откуда ты, ручей?

– Из ключей.

– Ну а чьи же те ключи?

– Ничьи.

– А берёзка у ручья?

– Ничья.

Проследи за повышением и понижением голоса.

Очень важный инструмент чтеца – ДИКЦИЯ, то есть отчётливое, ясное произношение звуков и слов.

Прочитай скороговорки и чистоговорки. Сначала медленно, с паузами, затем быстро, на одном дыхании, но чётко, без ошибок.

Карл у Клары / украл кораллы, / а Клара у Карла / украла кларнет.

Учись чётко произносить окончания слов.

Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист.

Произнеси чётко п, б, р, «играя на барабане».

Пара барабанов,                    Пара барабанов,

Пара барабанов,                    Пара барабанов,

Пара барабанов,                    Пара барабанов,

Била                                        Била

Бурю.                                      Бой.

Учись выражать голосом чувства. Проследи, как меняется твой голос.

Мяукаем: мяу, мяу, мяу – ласково, жалобно, зло.

Зовём цыплят: цып, цып, цып, цып – ласково, с досадой.

Изобрази лай собаки: радостный, злой, предупреждающий.

Таким образом, разные методы и приемы помогают мне развивать у детей смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение, дети проявляют интерес к чтению, владеют прочными навыками чтения, умеют самостоятельно работать с книгой.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела