Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(2) Оксана Викторовна Трудолюбова,
воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ комбинированного вида детский сад «Скворушка» № 373 Дзержинского района г. Новосибирска

Взаимодействие ДОУ с родителями воспитанников

 

«…от того, как прошло детство, кто вёл

Ребёнка за руку в детские годы, что вошло

В его разум из окружающего мира –

От этого в решающей степени зависит, каким

Человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» предлагает работникам дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Появившийся в 1995 году закон РФ « Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство родителей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития ребёнка. Родители не владеют в полной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка, порой проводят воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не дает позитивный результат.

В статье 18 Закона «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать. Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Ответы на все эти вопросы мы решили получить в совместной работе в 2011 году, когда начали работать над проблемой взаимодействия детского сада и семьи.

Цель работы с родителями:

Вовлечение семьи в единое образовательное пространство и установление доверительных и партнерских взаимоотношений с родителями как условие для создания благоприятного микроклимата при взаимодействии с родителями.

Формы работы с родителями:

– занятия с участием родителей;

– выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

– совместные экскурсии;

– дни открытых дверей;

– дни общения;

– участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

– совместное создание предметно-развивающей среды;

– работа с родительским комитетом группы;

– беседы с детьми и родителями;

– тренинги;

– семинар-практикум;

– посещение семьи на дому.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность наметили по четырём направлениям.

Информационно-аналитическое направление.

Свою работу по взаимодействию с семьёй мы начали с анкетирования. Проанализировав все анкеты, изучив специфику каждой семьи, выработали тактику общения с семьями и стали вовлекать их в образовательный процесс. Выделилось три группы родителей: родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, родители – исполнители, которые выполняют любое поручение и родители – критические наблюдатели, активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей, заинтересованные, но желающие решать проблемы с помощью специалистов, равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей. В нашем саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребёнка. Совместная работа специалистов (логопед, психолог, педагог по изодеятельности, хореограф, инструктор по физической культуре, врач-ортопед, инструктор ЛФК, медицинская сестра, музыкальный работник) делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.

Наглядно-информационное направление включает в себя:

– родительские уголки;

– папки-передвижки: «Здоровое питание», «Я росту», «Здоровячок»;

– семейные и групповые альбомы «Мы самые дружные», «Наша дружная семья», «Истоки моей семьи», « Спорт и мы», «Одуванчики»;

– фотоматериал «Из жизни группы»;

– выставки рисунков: «Моя бабушка – лучше всех», «Моя любимая мама», «Папа, мама, я – дружная семья»;

– эмоциональный уголок: «Я сегодня вот какой».

Наглядно-информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, трудности с которыми он сталкивается, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» мы провели в нетрадиционной форме. Была проведена большая предварительная работа: подбор музыки, оформление детьми пригласительных билетов для родителей, подготовка концерта с детским участием организация чаепития для родителей. Собрание началось с приветствия и благодарности воспитателей, что родители привели своих детей в наш детский сад. Затем была предложена игра «Давайте познакомимся» (все встали в круг и немного рассказали о себе) – это объединило взрослых. Родители очень оживились, когда выступали их дети. На собрании мы обговорили предстоящую работу на год. Совместно её утвердили, выбрали активную творческую группу.

В течение года наши родители принимали активное участие в выставках «Рисуем всей семьёй», в постановке сказок «Репка», «Сказка о глупом мышонке», в праздничных концертах, в физкультурных досугах. Также все родители принимали активное участие в оформлении ледяного городка, практикуме «Самое красивое – детям», акции «Домик для скворца», оформлении цветочных клумб в летнее время. Родители стали активными участниками и непременными помощниками всех дел в группе, научились взаимодействовать друг с другом.

В группе проведены такие праздники, как: «День матери», «А ну-ка бабушки», «8 марта – женский день», «Новогодняя сказка», «Рождественские колядки», «Папин праздник», «Встреча осени», «Масленица», «Моя любимая семья», «Здравствуй зимушка – зима», «Папа, мама, я спортивная семья», «Все профессии нужны, все профессии важны» (встреча с сотрудником пожарной части), «Семья – здоровый образ жизни», «День Нептуна», «День смеха», «День рождения».

Созданы альбомы: «Истоки моей семьи», «Отдыхаем всей семьёй». При активном участии родителей были разработаны и воплощены в жизнь следующие проекты: «Здоровый ребёнок», «Мой любимый детский сад».

Чтобы эти мероприятия стали интересными для детей, родителей и педагогов, мы выделяли цели и задачи, проводили консультации для родителей, распределяли роли взрослых, изготавливали пригласительные билеты, проводили предварительную работу (разучивали стихи, танцы, песни, изготавливали атрибуты и пособия. Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

А. В. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют много сил, времени, труда. Но ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому в нашей группе праздничные встречи проходят постоянно. Они всегда яркие и интересные, ведь в результате формируется положительное отношение родителей со своими детьми. Тесный контакт ребёнка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, поэтому мы решили ежегодно проводить семейные праздники, досуги, развлечение. Дети, родители, бабушки, дедушки принимают активное участие в играх, конкурсах, поют песни, читают стихи, танцуют.

Организация взаимодействия с семьёй – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном контакте с родителями принесла отрадные результаты. Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показало, что они стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение, эмоционально поддерживать своего ребёнка, 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам итоговой диагностики, в группе нет родителей – наблюдателей, на 30% увеличилось число родителей – лидеров, до 50% выросло количество родителей – исполнителей.

Воспитанники нашей группы и их родители принимали активное участие в городских, районных мероприятиях, выставках, концертах. Не пропустили ни одного мероприятия семья Тюгашевых, Каратышевых, Пукась. На общем садовском собрании они были отмечены и награждены. Тюгашевы – самая творческая семья года, Каратышевы и Пукась – самые активные семьи года. Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это стало возможным только благодаря сотрудничеству. Я убедилась, что вместе шагать – это очень здорово. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования поставленной цели.

Мы не останавливаемся на достигнутом, мы продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Стараемся, чтобы не было повторений. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела