Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Надежда Геннадьевна Митюкляева,
руководитель музея МБОУ гимназия № 15 «Содружество» Дзержинского района г. Новосибирска

Из опыта ведения внеурочной деятельности на базе музея русской народной культуры в рамках стандартов второго поколения

 

Сегодня наше общество усилено пытается решить проблему снижения нравственного уровня современных детей. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. Восстанавливаются важнейшие функции школы – воспитательно-образовательная и этнокультурная, акценты в обучении переносятся с увеличения объема информации на познание, воспитание и развитие.

Одним из мощных традиционных средств воспитания является приобщение к народной культуре. По статистике, в тех странах, где сохранены национальные традиции, и дети являются носителями родной культуры, нравственный и интеллектуальный уровень детей и молодёжи достаточно высок.

Такая закономерность объяснятся тем, что традиционная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями.

Традиционные правила народной педагогики удивительно точно соответствуют законам физического, психологического и психофизиологического развития детей. Все приёмы и средства народной педагогики прошли многовековую проверку и были направлены на воспитание полноценного члена общества.

Русское крестьянство в течение веков выработало оптимальную систему воспитания и обучения детей, подростков. Она должна была обеспечить передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о природе, человеке, окружающем мире. Целью неписаной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, правильно использовать досуг, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, семьи. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума.

Семья невидимой нитью связывает поколения и передает отечественные культурные, духовные и национальные традиции. С семьи для ребенка начинается Родина. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.

В настоящее время большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений родителей и детей; бабушки и дедушки, другие  родственники, как  правило, живут отдельно, в результате чего утрачивается связь поколений, а  многие родители, в силу своей занятости, не могут уделять должного внимания нравственному воспитанию подростка. Дети зачастую во внеурочное время предоставлены самим себе. Поэтому эту функцию должна взять на себя школа, так как решение проблемы духовного воспитания учащихся является одной из наиболее важных и актуальных в современной педагогической науке.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения.

Наша гимназия участвует в эксперименте по внедрению стандартов Второго поколения. Была разработана модель организации внеурочной деятельности в соответствии с Примерной программой, серия «Стандарты Второго поколения» по нескольким направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, проектная деятельность.

Одним из средств духовно-нравственного воспитания традиционно являлся школьный музей.

В современных условиях его роль стала значительно возрастать. Во многом это связано с тем, что направления работы школьных музеев достаточно обширны, что позволяет активно включать его в целостный образовательный, воспитательный процесс. Особенностью современной школы является и то, что в школе учатся дети разных национальностей, разных культур. Всё это обусловливает необходимость образования и развития подрастающего поколения, способного найти возможности адаптации и самореализации в своем месте проживания. Народная культура является одним из наиболее значимых средств личностного развития и используется в этом качестве с целью патриотического, нравственного, трудового, художественно-эстетического, умственного, физического, интернационального воспитания дошкольников, обладает универсальным воспитательным потенциалом, развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Мною была разработана и реализуется в школьном музее русской народной культуры для  учащихся начальных классов программа духовно-нравственного воспитания «Народный фольклор», построенная на основании программы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение».

Цель:

  • создание условий для культурного самоопределения младшего  школьника в культуре своего народа, своей большой и малой Родины;
  • создание условий социальной адаптации личности ребёнка средствами этнокультурного воспитания, которое способствует формированию национального самосознания и высокого уровня гражданственности;
  • освоение нравственных и эстетических ценностей народа;
  • развитие проектных способностей детей;
  • развитие аналитических способностей и воображения.

Задачи:

  • познакомить  учащихся  с  основными сведениями по истории, культуре, национальными традициями России и Сибирского региона;
  • дать представления о народной культуре России, ее связи с историей, о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России;
  • способствовать пробуждению осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);
  • развивать эстетический вкус и чувство прекрасного на лучших образцах народного творчества;
  • привить навыки прикладного труда и художественного творчества;
  • формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры;
  • возрождение старых норм через традиционную культуру;
  • способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;
  • применение полученных знаний на практике в повседневной жизни.

Решение поставленных задач предполагает построение системы занятий, обеспечивающей раскрытие перед ребенком на живом фольклорном и этнографическом материале миропонимания, выработанного его предками.

Данный курс состоит из трех основных элементов.

1. Знакомство с народным творчеством и народной культурой.

2. Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры.

3. Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.

Реализация этих элементов осуществляется последовательно, от первого класса к четвертому.

Группы для занятий сформированы  по желанию из учащихся 1-х и 2-х классов. Занятия проводятся во вторую половину дня на базе школьного музея русской народной культуры с использованием музейных экспонатов.

Занятия подготавливаются и проводятся совместно с активистами музея из числа старшеклассников.

Основные разделы программы:

1. Народная культура и народное творчество.

2. Музыкально-художественное народное творчество.

3. Праздники народные, светские и духовные.

На занятиях по народной культуре и народному творчеству дети знакомятся:

  • с народным хозяйственным календарем, получают первые сведения о взаимодействии человека и природы, о труде и быте крестьян, многообразии видов и форм творческой деятельности, знакомятся с музейными экспонатами;
  • с загадками, пословицами  и поговорками, особенностью этих  жанров, участвуют в турнире  «загадочников», рисовании загадок;
  • со скороговорками, считалками, потешками, прибаутками,
  • их функциями и особенностями, разучивают их;
  • со сказками и былинами, славянской мифологией;
  • с народными подвижными и хороводными играми.

На занятиях музыкально-художественного народного творчества дети слушают и разучивают русские народные песни, частушки, сочиняют сами частушки, рисуют рисунки к текстам песен.

Особое место в программе занимают занятия по декоративно-прикладному творчеству. На этих занятиях дети знакомятся:

  • с традиционными русскими народными промыслами, историей их возникновения;
  • с  росписью по дереву – Мезенской, Городецкой, Гжель, глиняной Дымковской и Филимоновской игрушками;
  • учатся плести пояски различными способами;
  • с народным костюмом, его историей и особенностью, рисуют костюмы и изготавливают кукол в народном костюме, узнают об обрядах, связанных с куклами.

И, конечно, знакомятся с праздниками народными, духовными и светскими. Такими как: «Осенины» – праздник осени, «Кузьминки» – праздник рукодельных мастеров, принимают участие в конкурсе на лучшего знатока традиций празднования Нового года в России и в других странах, «Святки», «День защитников Отечества», «Масленица», «Пасха» и итоговое занятие «Семейный праздник».

На Руси всегда чтили традиции, обычаи и праздники. Потому что народ, умея трудиться, умел веселиться. Без праздников немыслима жизнь. Чем сложнее и противоречивее окружающая жизнь, чем она труднее, тем необходимее праздники как потребность в положительных эмоциях, потребность быть вместе, как повод встретиться и даже помириться, если вдруг нарушились дружеские связи и отношения. Праздник нужен как тот понедельник, с которого мы обязательно начнем жить по-новому.

Во время подготовки к праздникам дети знакомятся с историей их возникновения, традициями, учатся изготавливать атрибуты, разучивают песни, колядки, заклички.

Праздник «Масленица» – общешкольный праздник с традиционными играми, блинами, сжиганием чучел, ярмаркой. В проведении этого праздника принимает участие фольклорный ансамбль русского дома народных традиций «КрАсота».

С традиционной росписью пасхальных яиц «Славянская писанка» дети знакомятся во время подготовки праздника «Пасха», учатся сами расписывать. Очень интересно проходит праздник «Святки». Ребята участвуют в конкурсах, подвижных играх, разучивают колядки, знакомятся с традицией гадания. Итоговое занятие – «Семейный праздник». На празднике дети вместе с родителями участвуют в викторине «Крестьянская изба», изготавливают куклу «Семейка», рассказывают о своих семейных реликвиях.

Использование средств дополнительного образования воспитания по курсу «Народный фольклор» является эффективным средством развития творческой деятельности учащихся по формированию духовности через интеграцию собственно учебного процесса и работу школьного музея.

Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, здесь ребенок может избавиться от привычки действовать только по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объеме, которые ему позволяют его индивидуальные способности

Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки различных видов творчества для дальнейшего использования их дома, в семье.

Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

  • выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
  • способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
  • обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;
  • содействовать самореализации личности ребенка и педагога. 
Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела