Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Людмила Ивановна Пятница,
руководитель музея МБОУ СОШ № 169 Дзержинского района г. Новосибирска

Значение исследовательской работы школьников на основе фондов музея МБОУ СОШ № 169

 

«История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь Отечество».

(Н.М.Карамзин)

 

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающий творческую самореализацию, активность, самодеятельность учащихся, становится маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.

В школе № 169 с 1985 года работает музей Боевой Славы 32-й отдельной Ордена Красной Звезды лыжной бригады. Музей посвящен ветеранам ВОВ, нашим землякам, лыжникам, проживающим на микроучастке нашей школы.

В нем собраны материалы и документы военных лет, письма и воспоминания о войне, о друзьях-однополчанах, фотографии и благодарности, военное обмундирование лыжников образца 1941-1945 годов, экспонаты с полей боевых действий 32-й лыжной бригады.

Основное направление деятельности музея – военно-патриотическое и гражданское воспитание учащихся.

Цель – формирование гражданственности и патриотизма.

При этом решаются основные задачи школы – воспитательные, образовательные, развивающие (изучение истории и культуры Отечества, родного края, преемственности поколений, расширение кругозора, воспитание познавательных интересов и способностей учащихся, овладение ими навыками исследовательской работы, чувства любви к Родине, уважения к старшему поколению).

В основе работы нашего музея лежит поисково-исследовательская деятельность, которая имеет свою историю.

«Никто не забыт, ничто не забыто» – эти слова Ольги Бергольц выражают смысл и содержание поистине всенародного движения, активнейшими участниками которого в 80-е годы стали комсомольцы и пионеры школы № 169. В комнате Боевой Славы был создан Совет ветеранов, который возглавлял Петр Тимофеевич Рагулин и его однополчанин Михаил Иванович Бервинов. Они боролись с фашистами в составе 32-й отдельной ордена Красной Звезды лыжной бригады на Карельской земле.

Об этом времени, героизме и мужестве они и его товарищи-однополчане, а их в нашем городе было 15 человек, часто рассказывали на встречах со школьниками. Такое общение ничем нельзя заменить, ибо оно, воздействуя на чувства, воспитывает душу и сердце.

Гордость и восхищение подвигом воинов 32-й ОЛБР пробудили у ребят желание больше узнать об этом героическом времени, об истоках мужества. Поэтому комсомольцы 8 «Б» класса с классным руководителем Т.В. Кухаренко, ветеранами 32-й лыжной бригады П.Т. Рагулиным, М.И. Бервиновым в 1985 году создали музей и собрали в нем реликвии военного времени. Собирая материал и изучая боевой путь бригады, ребята вели переписку с 70-ю ветеранами, проживающими в разных городах нашей страны, встречались с бывшими бойцами, проживающими в Новосибирске на праздниках 23 февраля, 9 мая, на уроках Мужества, конференциях, бывали у многих ветеранов в гостях. Многих ветеранов уже нет в живых, но память о них мы храним в нашем музее.

После войны ветераны 32-й лыжной бригады встречались в Ленинграде, в Карелии, в местах боев в Заполярье. На встрече в Карелии, в поселке Муезерском, командиры 32 лыжной бригады И.А. Горохов и В.И. Миронов закопали в землю ампулу с письмом-обращением к потомкам 2017 года. Копия этого письма хранится в нашем музее.

В 2004 году участники группы «Поиск» написали письмо в Карельский республиканский детский морской центр «Норд-Вест» с просьбой принять участие в Сводной поисковой экспедиции по местам боевой славы 32-й лыжной бригады, посвященной 60-летию освобождения Республики Карелия и города Петрозаводска от немецко-фашистских захватчиков. Просьбу удовлетворили и делегация 169 средней школы, ведущая работу по увековечению памяти бойцов 32-й лыжной бригады, была направлена для участия в Сводной поисковой экспедиции в город Петрозаводск с 25 по 29 июня 2004 года. В состав делегации входили: руководитель музея школы 169 Махова Милаида Даниловна, учащиеся 11 «А» класса Марчев Юрий, Старых Владимир, Искачев Сергей.

В отчете о поездке отмечено:

1. Познакомились с городом Петрозаводском и материалами выставки.

2. Приняли участие в праздновании 60-летия освобождения Карелии и Петрозаводска от немецко-фашистских захватчиков.

3. Собрали дополнительные сведения о лыжниках-сибиряках.

4. Пополнили материалы о боевом пути 32-й бригады в Карелии.

5. Наладили связь со школьными музеями, поисковыми отрядами в городе Белогорске, селе Лехта, Муезерке, Питкяранта для дальнейшей поисковой работы музея.

6. Познакомились с достопримечательностями Москвы, Петрозаводска и Карелии (поездка в Кижи).

А сколько эмоционального заряда получили участники экспедиции! Вернувшись домой, они собирали учащихся школы в музее, рассказывали о поездке, показывали фотографии. Проводя поисково-исследовательскую работу по сбору материалов о лыжниках-сибиряках, воевавших в 32-й бригаде, было установлено, что в городе Новокузнецке в школе № 12 в народном музее «Память» имеются экспозиционные материалы о лыжниках-сибиряках. Завязалась переписка, а в июне 2005 года группа «Поиск» нашего школьного музея совершила поездку в город Новокузнецк для сбора материалов. Результатами научных поисков учащихся были не только красочно оформленные отчеты с фотографиями, выписками из архивных источников и книг, но и приобретенный ими опыт исследовательской работы, обогащение историческими знаниями, что, в конечном счете, воспитывает у них доверие и уважение к историческим фактам, стремление к самостоятельному поиску и критическому отношению к собранному материалу.

В 2001 году нашему музею было присвоено звание «Школьный музей, свидетельство № 8, свидетельство о паспортизации – регистрационный № 107, от 20.12.2009 г». С 2005 года в музее проведена реконструкция и расширена экспозиция, добавлены разделы «Из истории образования» и «В начале жизни школу помню я». Эти разделы имеют большое воспитательное значение для школьников: знакомят с историей становления образования в России, Сибири, Новониколаевске, историей нашей школы (открытие школы, работа пионерской и комсомольской организаций, фотографии, альбомы). С большим удовольствием приходят в музей ученики, их родители, выпускники.

Огромная заслуга в сборе, систематизации экспонатов музея, их размещении, в организации работы нашего школьного музея принадлежит бывшему руководителю музея Маховой Милаиде Даниловне и директору школы Лидии Васильевне Старых. Благодаря им, наш музей является одним из лучших школьных музеев города.

Все мероприятия музея проводятся с участием Актива музея – учащимися школы с 5 по 11 классы. Они ведут поисково-исследовательскую работу, подбирают для выступлений материал, фотографии, выполняют проекты, с которыми потом выступают на НПК, проводятся экскурсии для школьников, занятия с учащимися объединения экскурсоводов, музейные и интегрированные уроки, уроки Мужества и встречи с ветеранами, отмечаются Дни Воинской Славы России, помогают проводить районные, городские, областные семинары для педагогов.

«Известно, что память о подвигах прошлого рождает героев будущего - тех, которые покроют новою славою Русское имя». (из газеты «Красная Звезда» от 12.10.2007 г.)

Наш школьный музей военно-исторический и отражает боевые действия лыжников, разведчиков в годы ВОВ, поэтому материалы музея используются учащимися при изучении тем ВОВ на уроках истории. Принцип предметности дает высокую действенность – «воспитание историей» (документы военных лет: красноармейские книжки, комсомольские билеты, справки о ранениях, награды, благодарности, письма с фронта и т.д.). По классам в музее проводятся беседы, классные часы и экскурсии по темам патриотического воспитания школьников: «Я – гражданин России», «Новосибирск в годы ВОВ», «Женщины в ВОВ», «Лагеря смерти», «Ордена и медали», «Мир и война в картинах художников», «А.И. Покрышкин» и др.

Традиционно в классах и в музее отмечаются Дни Воинской Славы России. Участники объединения экскурсоводов и актив музея выступают перед классом с раздаточным материалом, газетами, видеофильмами, слайдами по теме. Обязательно связываем Дни Воинской Славы с сегодняшним днем. Например, тема «Минин и Пожарский»: в нашем городе улицы имени Минина, Пожарского – рассказываем о них.

Особенно запоминаются детям встречи с ветеранами ВОВ и проведенные с ними Уроки Мужества («Сталинградская битва» - выступление Г.Я. Соловьева, кавалера ордена Славы 3-й степени, медали «За отвагу»; Н.А. Мефодьева рассказывала о своем брате – лейтенанте 32-й ОЛБ Ю.А. Мефодьеве, погибшем под Сталинградом 11.01.1943 г).

По традиции 23 февраля и 9 мая проходят встречи ветеранов-педагогов и ветеранов 32-й ОЛБР. Дети готовят к этим встречам подарки, концерт, цветы. Проходит Минута молчания.

В дни юбилейных дат учащиеся возлагают цветы к памятнику «В честь умерших от ран в госпиталях» в парке «Березовая роща» и к Монументу Славы.

Проводим «Акт милосердия» - посещаем ветеранов 32-й лыжной бригады, их родственников, ветеранов педагогического труда на дому.

Проводили в последний путь воинов-ветеранов Соколова В.И., Чардынцева А.Е., ветеранов педагогического труда Романову А.Г, Черных Е.А, Шумину Г.С, Потемкину В.Н., Ульяненко Т.Д, Захцер В.А.

Результатом поисково-исследовательской работы музея нашей школы, в преддверии её 50-летия, станет оформление Летописи школы 169. Активисты музея уже систематизируют имеющиеся фотографии в фотоальбомы о директорах, завучах, учителях-ветеранах нашей школы, о мероприятиях, проводимых в школе. Создана папка фотографий выпускных классов, альбом «Ими гордится школа», идет поиск выпускников, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и наводящих конституционный порядок в республике Чечня. Ведь и эти материалы скоро станут Историей. 

Исследовательская деятельность выводит учащихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни. Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.  

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела