Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Зоя Федоровна Иванова,
руководитель музея МБОУ СОШ № 76 Октябрьского района г. Новосибирска

Взаимосвязь воспитательного и учебного процессов в школьной музейной педагогике

 

В школе № 76 с 1967 года работает музей истории эвакогоспиталя № 3609, который во время войны находился в здании нашей школы.

Интегрированные уроки. Что это такое? Каковы формы их проведения?

Часто мы эти уроки называем совмещенными. Это объединенные знания из области различных предметов школьной программы по определенной теме. Как мы раньше говорили межпредметные связи.

В конце января этого года в нашей школе проходил районный семинар директоров Октябрьского района. Были проведены интегрированные уроки русского языка и музейной педагогики, урок «окружающий мир» совместно с библиотекой, на которых учащиеся смогли получить информацию о создании книги и хранении редких книг в музее.

Я же хочу остановиться на работе музея в школе. Учителям, кто проводит интегрированный урок важно помнить, что интеграция – это не просто сложение тем, а взаимопроникновение нескольких предметов, где обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения.

В прошлом году наш музей отмечал семидесятилетие эвакогоспиталя, который был создан по решению Государственного Комитета Обороны. В ноябре 1941 года персонал госпиталя встретил первых раненных.

На уроке истории изучался вопрос «Тыл в годы Великой Отечественной войны». Наш Актив музея подготовил музейный урок «Об истории создания эвакогоспиталя № 3609 и его помощи раненым».

В музее было немного материала, рассказывающего о подготовке открытия госпиталя, того меньше мы нашли в областном архиве. И тогда решили собрать материал, основываясь на письмах бывших раненых.

Более достоверных сведений мы бы нигде и не нашли. Казалось бы, маленький треугольник, а о скольком он нам рассказал. Копии этих писем мы раздали экскурсоводам, и они от имени раненого рассказывали об этих событиях.

 

Из письма Краденого Андрея:

«По приезду в город Новосибирск наш поезд встречали тысячи молодежи. Большинство раненых были на носилках. За ручки носилок держались по 2-3 человека, помогали и девочки. А в госпитале нас ждали чистые палаты, домашняя обстановка. После того, что мы испытали на поле боя, мы считали, что попали в рай. А ведь совсем недавно мы, раненые, укутанные в шинель, обложившись снегом, лежали на мерзлой земле. А в госпитале стоит только застонать от боли, дежурная медсестра уже рядом. Особенно запомнил медсестер Нину и Веру и лечащего врача Сапожникова Константина Георгиевича».

Или вот письмо раненого Чеботова Николая:

«5 июня 1942 года был доставлен в глубокий тыл нашей славной родины, г. Новосибирск, в госпиталь, размещенный в здании школы. Помню тот день, когда девушки-санитарки на носилках внесли меня в эти прочные стены, переговариваясь между собой: «Это у нас второй», что именно я понять не мог, так как у меня была температура 41.8, а после узнал, что первый оставил жизнь в этих стенах, но благодаря врачам лечение у меня шло быстро и Сапожников Константин Георгиевич, настойчивый хирург, спас мне жизнь, сохранив ноги, не оставив калекой».

На этом уроке мы встретились с живыми участниками этих событий. Нет необходимости рассказывать о заслугах ветерана педагогического труда, Заслуженного учителя РФ, директора с 20-летним стажем работы в школе № 32 Захаровой Галине Георгиевне. Детство Галины Георгиевны прошло на улице Большевистской. Ее отец работал главным инженером завода «Труд». С 1937 года она училась в нашей школе, а с 1953 года стала учителем истории. В годы войны она жила вместе с мамой, Косиной Апполинарией Яковлевной, которая работала в госпитале швеей и отстирывала солдатское и офицерское обмундирование.

Галина Георгиевна помнит, как писала под диктовку раненых больных письма их родственникам, помогала санитаркам, участвовала в концертах для раненых и вместе с взрослыми ждала Победу.

На этой встрече рассказала о работе красных следопытов 70-х годов Гайдукова Елена Дмитриевна, заведующая школьной библиотекой и руководитель пресс-центра «Автограф». Елена Дмитриевна установила связь с родственниками умерших, и многие годы вела с ними переписку. А в ответ получала письма благодарности за то, что она ухаживала за могилами раненых.

Мы провели несколько таких интегрированных уроков, и все они прошли на одном дыхании.

С каждым днем события Великой Отечественной войны становятся далеким прошлым, и чтобы этого не случилось, интегрированные уроки помогают детям анализировать, сопоставлять, сравнивать исторические факты. Ведь все это было и об этом нужно помнить.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела