Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Альбина Геннадьевна Голумина,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 20 Ленинского района г. Новосибирска

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

 

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – это здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерства образования РФ подчёркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи: сохранить здоровье ребёнка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решать задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.

Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

Наши педагоги считают, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесценным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объёмах материала.

Потому учителя начальных классов, учитывая психологические особенности своих учеников, продумывают число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление. Каждый учитель придумывает приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся, идет в класс с системой логически выстроенных вопросов, старается прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Широко используются в практике нестандартные уроки: уроки – игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы. Приёмы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках. Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приёмами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызывать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Ежедневно на уроках русского языка и математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

Физминутки – естественный элемент урока в начальной школе, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статистическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Использование физминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

В своей работе при организации учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики я использую следующие рациональные факторы урока:

– обеспечиваю необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их психолого-возрастных особенностей; то есть моя основная задача – создать комфортные условия для обучения;

– средняя продолжительность одного вида деятельности не более 10 минут, рационально использовать 4-5 видов учебной деятельности; частота чередования видов деятельности через 7-10 минут;

– стараюсь создавать доброжелательный психологический климат; преобладание положительных эмоций;

– строю работу таким образом, чтобы момент утомления (по снижению учебной активности) наступал не ранее, чем в конце урока;

– наличие эмоциональных разрядок на уроке – 3-5, это не только физминутки и гимнастика для глаз и пальцев и рук, но и эмоциональные энергизаторы, уместные шутки.

Перед началом урока детям надо настроиться на работу. В этом хорошо помогают так называемые элементы кинесеологии, то есть «гимнастики мозга», которую разработал американский психолог Пол Дэннисон. В основу гимнастики заложены «простые естественные движения маленького ребёнка». Эти упражнения задействуют оба полушария, помогают сконцентрироваться, снять стресс, а кроме того способствует хорошему расположению духа.

Так, например, упражнение «Кнопки мозга». Встать прямо. Одну руку положить на область пупка, вторую под ключицу. Это и есть точки, активизирующие работу мозга, помогающие насытить его кислородом. Аккуратно помассировать эти точки – «погладь себя любимого». Поменять руки. Это упражнение добавляет ясности, мир становится четче, а краски ярче.

«Круги Дэннисона». Это упражнение стоит выполнить перед контрольной работой, экзаменом или публичным выступлением, так же оно актуально в ситуации, когда необходимо успокоиться и принять правильное решение.

1. Встать скрестив ноги, ступни устойчивы.

2. Вытянуть руки перед собой параллельно полу, скрестить, чтобы ладошки встретились, пальцы в замок.

3. Согнув локти, выверните кисти рук и прижмите к груди, таким образом локти вниз.

4. Язык прижмите к твердому нёбу, сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Голова не задрана. Подбородок опущен вниз. Дыхание свободное, тело расслабленное. Думайте о чем-нибудь приятном(10-15 секунд).

Упражнение гармонизирует эмоции и процессы мышления, ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям.

Кроме этих упражнений в самом начале урока можно провести мимическую гимнастику для лица, включая элементы массажа. Например: улыбнитесь, огорчитесь, удивитесь. Во рту язычком нарисуйте улыбку, солнышко на одной щеке, затем на другой щеке. Напишите свое имя. Разотрите ладошки, чтобы они стали теплыми, помассируйте уши, щеки. Легкими движениями пальцев помассируйте лоб, голову. Похлопайте себя по рукам, по ногам. Затем погладьте себя и приступаем к работе.

Также на своих уроках использую дыхательную гимнастику. Дыхательной гимнастикой нужно заниматься всем: она очень полезна для здоровья, снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение и даже выводит из депрессии. Систематическое выполнение упражнений дыхательной гимнастики обеспечивает прекрасное лечебно-профилактическое действие, дыхательная мускулатура обретает силу и выносливость, в организме нормализуется кровообращение.

Детям предлагаю следующие упражнения:

1. «Гармошка».

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки перед грудью, соединить кисти рук вертикально. 1 – 2 – 3 – 4 медленный вдох ртом и носом одновременно, руки медленно разводить, 5 – 6 резкий выдох, руки соединить. «Играем на гармошке»

2. «Замерзли ручки».

И. п.: стоя, кисти рук соединить, держать их около рта.

1 – 2 глубокий вдох ртом и носом одновременно,

3 – 4 – 5 – 6 – 7 – 8 – дышать на руки, выдыхая на слог «ха», как будто отогревая их от холода и на морозе – дышим на руки так, как дышит собачка.

З. «Свечка».

И. п.: стоя, руки перед грудью ладонями вверх, на них как бы находится свеча, которую нужно зажечь и поднести ко рту.

1 – 2 вдох носом бесшумный, чтобы не задуть свечу.

5 – 6 – 7 – 8 выдох ртом бесшумный.

Стараюсь подбирать упражнения в зависимости от особенностей урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устает рука – устает ребенок. Для расслабления кистей и пальцев рук использую следующие упражнения:

«Капуста».

Мы капусту рубим (постукивание ребром ладони),

Мы капусту трем (растираем ладони),

Мы капусту солим (как солят – 3 пальчика),

Мы капусту жмем (сжимаем ладошки в кулачки).

«Скалка» – покатать ручку или карандаш между ладошек, между большим и указательным пальцем.

«Цветок» – пальчики собрать вместе, округлить ладошки.

Утро – бутон раскрывается. Вечер – бутон закрывается.

Массаж пальчиков.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый,

А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

Также в своей работе использую психологические игры.

«Дрожащее желе». Эта игра помогает пробудить новые жизненные силы после долгой сидячей работы, требующей сосредоточенности. После неё дети могут с новыми силами и вниманием начать изучение новой темы. Кроме того, эта игра может быть и прекрасным завершением урока.

Все встаньте. Представьте себе, что вы все блюдо с желе. Сейчас я начну встряхивать это блюдо. Когда я буду легонько его встряхивать, вы будете раскачиваться медленно. Когда я начну встряхивать блюдо сильнее, вы должны раскачиваться сильнее. Чтобы увидеть и понять, как вам надо раскачиваться, следите за моими руками.

Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдо в холодильник и оставила его на солнце. Желе начало таять и растекаться (дети показывают, опускаются на стулья и «растекаются» во все стороны).

«Прочисти мозги» – предлагаемый здесь комический ритуал разом решает несколько разных задач:

– создает веселое настроение в классе;

– дает детям немного подвигаться;

– создает в классе то замечательное единство, которое легко возникает во время совместной физической деятельности её участников.

Встаньте и немного потянитесь. Прямо сейчас мы все вместе совершим особый ритуал. Это ритуал должен помочь нам удалить всю пыль, которая накопилась в глубинах нашего ума. Представьте себе, что вы держите в руках золотую нить, которая входит в одно ухо, проходит сквозь голову и выходит из другого уха. Теперь начинаем тянуть туда – сюда, от одного уха к другому. Теперь делаем это в одном ритме. Раз – два, раз – два. Вы умственные трубочисты. Вы прочистили содержимое ваших голов. Ваш ум ясен и светел и вы снова готовы к новым открытиям.

И наконец самая любимая детьми игра – «Путешествие на облачке». Её можно проводить как в самом начале урока, так и в середине, ей же можно и завершить урок.

Примите удобное положение. Закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облачке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина и все остальные части тела удобно расположились на этой большой облачной подушке.

Теперь начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо. Ты чувствуешь, как лёгкий ветерок овевает твое лицо. Здесь, высоко в небе, всё спокойно и тихо. Твое облачко сейчас несёт тебя в такое место, где тебе будет хорошо и спокойно, где ты будешь бесконечно счастлив. Постарайся мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. (30 секунд).

Теперь ты снова на своём облачке и оно везёт тебя назад, на твоё место в классе. Слезь с облачка и поблагодари его за то, что оно тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе.

Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела