Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(8) Елена Владимировна Сиротина,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 82 Дзержинского района г. Новосибирска

Урок здоровья «Лекарственные травы. Способы укрепления организма человека с их помощью»

Тип воспитательного занятия: урок Здоровья

Тема занятия: «Лекарственные травы. Способы укрепления организма человека с их помощью».

Продолжительность воспитательного занятия: 45 минут

Цели:

Образовательные:

– Предоставить учащимся информацию о некоторых лекарственных растениях.

– Дать возможность детям научиться различать лекарственные растения, приобрести умения применять целебные свойства лекарственных трав.

– Предоставить учащимся возможность на основе собственного жизненного опыта составить памятку «Как правильно собирать лекарственные растения».

– Формировать чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.

–Пропагандировать здоровый образ жизни.

Развивающие:

– Развивать интеллект учащихся.

– Развивать внимание, память, интерес и любознательность, умение работать со справочной литературой, ИКТ, со схемой, таблицей.

– Развивать силу воли.

Воспитательные:

– Рассмотреть основные экологические правила поведения в природе.

– Воспитывать бережное отношение к природе.

– Повышать уровень жизни учащихся.

– Формировать коммуникативные навыки учащихся: умение работать в миниколлективе, при этом прислушиваться к мнению каждого ученика.

Оборудование: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой, атлас-определитель «От земли до неба», автор А.А. Плешаков, компьютер, мультимедийный проектор, экран, слайд-программа Power Point «Лекарственные травы», итоговый тест, гербарии лекарственных растений, таблицы для заполнения, термос, засушенные лекарственные травы, ягоды шиповника, жетоны, шкала для самооценки.

Ход занятия:

При входе в кабинет ребята разделены на 3 группы с помощью жетонов трех цветов.

1 этап. Актуализация знаний. (10 минут)

Учитель:

– Здравствуйте, ребята! Предположите, почему именно эти слова мы говорим при встрече? (слово «здравствуйте», образовано от слова «здравие» т.е. здоровье, «здравствуйте» – обозначает «будьте здоровы»).

– Посмотрите в Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой. Найдите значение этого слова.

· здравие, -я, ср. То же, что здоровье.

– Верно ли вы предположили? Молодцы! Сегодня я предлагаю обсудить тему, касающуюся нашего здоровья. А вот о чем конкретно мы будем рассуждать, вы узнаете позже.

– Посмотрите на слайд 2. Что там изображено? (растения: фиалка, традесканция, бегония, каланхоэ, ромашка аптечная, мать-и-мачеха, календула, крапива двудомная, подорожник, шиповник).

– На какие две группы вы можете их распределить? (на дикорастущие и комнатные растения). Молодцы! Проверим на слайде 3.

– Кто узнал какие-либо растения? (Дети называют известные им). Названия остальных дети ищут в атласе-определителе или названия сообщает учитель.

– Чем отличаются комнатные растения от дикорастущих? (ответы детей: дикорастущие растения растут в дикой природе, человек за ними не ухаживает; комнатные растения произошли из дикорастущих, человек выбирал из них самые красивые, оригинальные).

– Эти дикорастущие растения представлены вам неспроста. Как вы думаете, какими свойствами они обладают? (особенными, лекарственными). Почему некоторые растения называют лекарственными? (они имеют целительные свойства, которые использует человек для укрепления здоровья и лечения). Слайд 4, 5.

– Сегодня я предлагаю вам научиться узнавать, собирать, применять лекарственные растения. Итак, определите тему нашего занятия. (Лекарственные травы. Способы укрепления организма человека с их помощью).

– Можно отправляться в путешествие, но нам нужно вспомнить Правила вежливого наблюдателя. Слайд 6.

– Не шуми! (Лес, луг, опушка леса – это дом, в котором живут растения и животные; нельзя шуметь в чужом доме).

– Внимание! Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик нашего класса сорвал по 10 цветов? (210 цветов). Поэтому не срывай растения для букетов, но с удовольствием фотографируй, зарисовывай родную красоту.

– Лекарственные растения собирай только там, где их много, вдали от промышленных предприятий, дорог.

– В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

– Не повреждай кору деревьев.

– А теперь, добро пожаловать в лес.

Лес – богатство и краса, береги свои леса. Слайд.

2 этап. Изучение нового материала. 10 минут.

– Выбрать капитанов групп. Капитаны групп получите задания.

1 группа. Изучить информацию о таких растениях: ромашка аптечная, шиповник.

2 группа. Мать-и-мачеха, подорожник.

3 группа. Крапива, календула.

– Используйте информационные карточки и атлас-определитель «От земли до неба» автора А.А. Плешакова, гербарий, поисковые системы Интернета.

 

По итогам изучения растений группы заполните таблицу. Слайд 7:

Название растения

Описание растения (существенные признаки)

Сфера применения (при каких заболеваниях можно применять)

Полезные свойства

Примечание

(что-то особенное)

 

 

 

 

 

 

После заполнения получим:

Название растения

Описание растения (существенные признаки)

Сфера применения (при каких заболеваниях можно применять)

Полезные свойства

Примечание (что-то особенное)

Ромашка аптечная

Заготавливают соцветия в начале цветения, когда белые язычковые цветки в корзинках расположены горизонтально (распростерты).

Препараты ромашки аптечной оказывают спазмолитическое, противовоспалительное, антисептическое, седативное и некоторое обезболивающее действие. Как наружное ромашка и ее препараты применяются в виде компрессов на обмороженные и ошпаренные места, для промывания воспаленных век и глаз, для полоскания рта, мытья головы при сухой перхоти и выпадении волос.

Лекарственным сырьем являются соцветия ромашки аптечной

Шиповник

Цветущий кустарник из семейства розоцветных, пленяющий нас своим внешним видом и ароматом цветов

Шиповник оказывает благоприятное воздействие на работу органов пищеварения, стимулирует более активную деятельность почек, обладает мочегонным действием. Употребление шиповника позволяет препятствовать развитию воспалительных процессов, а также способствует уничтожению вредных бактерий. Ягоды шиповника богаты не только витамином С, они включают в свой биологический состав витамины А, К, Р, Е, а также витамины группы В.

Ценными полезными качествами обладают не только ягоды шиповника, но даже его корни, лепестки и семена.

Подорожник

Чаще всего в народной медицине используют листья и семена подорожника.

В листьях подорожника большое количество витаминов А, С, К; в семенах найдены углеводы, сапонины, жирные масла, гликозиды, дубильные и пектиновые вещества.

Листья подорожника используют в первую очередь как ранозаживляющее средство при порезах и для остановки кровотечений, как болеутоляющее, седативное и противоаллергическое средство.

Растет вдоль дорог, у заборов, на лужайках, вблизи селений. Растение очень стойкое и выносливое.

Мать-и-мачеха

Имеет ползучее ветвистое корневище и пучок мелких корней, расположенный у основания надземной части растения. Стебли мать-и-мачехи покрыты многочисленными чешуевидными листочками и заканчиваются одиночным золотистым соцветием-корзинкой до 3 см в диаметре. Цветет мать-и-мачеха в апреле-мае.

Используется мать-и-мачеха в качестве отхаркивающего, вяжущего, противовоспалительного средства. Наружно растение применяют для лечения в виде полосканий при стоматитах, ангинах. Свежий сок листьев закапывают в нос при насморке по 2—3 капли 3 раза в день.

Снизу листья покрыты тонкими многочисленными волосками, войлочные («греют, как мать»), сверху они зеленые, гладкие и холодные («как злая мачеха»).

Крапива

Обитательница жирных и влажных почв. В пустынях и на солонцах ее не встретить, как не встретить и в засушливой степи.

Настой листьев ускоряет заживление ран активизирует обмен веществ, усиливает деятельность сердечнососудистой системы.

Они полезны при сахарном диабете. В дерматологии и косметике они применяются для лечения облысения, угревой сыпи, себореи и плешивости.

Препараты крапивы усиливают кроветворение, ускоряя выработку красных кровяных телец, и нормализуют состав крови.

Календула

Родина ноготков – Средиземноморье. Растут они во всех зонах с умеренным климатом. В России в диком виде ноготки не встречаются, но культивируются во многих дворах, садах и оранжереях.

 

Они обладают противовоспалительным, бактерицидным, ранозаживляющим действием, снижают кровяное давление, действуют успокаивающе на нервную систему.

Настои и настойки цветков календулы применяются для лечения трещин кожи, гнойничковых заболеваний, отморожений. В виде полосканий ими пользуются при лечении стоматитов, тонзиллитов, ангин.

Ноготки – народное название календулы.

 

– Каждая команда представляет свои таблицы и растения. Использует гербарии, атлас-определитель. Выступление сопровождают иллюстрации растений.

Физминутка. Слайд 8.

Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел (Туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (Руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться)

3 этап урока. Закрепление. 15 минут.

Составление памятки «Как правильно собирать лекарственные растения».

Работа в группах по карточкам. Обсудив в группах – подчеркни правильный ответ.

Вопрос № 1. «Где собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+» правильный ответ.

Собирай лекарственные растения только в тех местах, где их много.

Собирай растения около автомобильных дорог.

Вопрос № 2. «Когда собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+» правильный ответ.

Собирай растения в дождливую погоду.

Собирай растения в сухую погоду.

Вопрос № 3. «Какие лекарственные растения собирать? Обозначь знаком «+» правильный ответ.

Собери травы с пятнами.

Следи, чтобы на растении не было пыли и грязи.

Вопрос № 4. «Как собирать лекарственные растения? Обозначь знаком «+» правильный ответ.

Собирай лекарственные растения все до единого.

Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения.

Вопрос № 5. «Как правильно сушить лекарственные растения. Обозначь знаком «+» правильные ответы.

Суши растения на чердаке, часто переворачивай, помещение проветривай.

Избегай прямого попадания солнечного света.

Суши растения в сырой комнате.

Защита памяток. Проверка – слайд 9.

– Молодцы! Вы проделали великую работу. Теперь вы и ваши близкие смогут грамотно собирать и заготавливать лекарственные травы.

– Поиграем с капитанами.

1) Загадки о растениях. Слайд 10. Отгадать загадки, подобрать гербарий.

Стоят в поле сестрички,

Желтый глазок, белые реснички. (Ромашка)

Стоит колючка на вилах, одета в багрянец

Кто подойдет, того кольнет. (Шиповник)

Сама холодная, а людей жжет. (Крапива)

Путник часто ранит ногу,

Вот и лекарь у дороги. (Подорожник)

Я знаменита не цветами,

А необычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и теплыми. (Мать-и-мачеха)

Семена, как ноготки,

Жёлто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает. (Календула)

2) Игра «Собери пазл-растение»

– Сейчас каждая команда получит по разрезанной картинке с изображением растения. Вам необходимо собрать пазл, вспомнить название растения и его лекарственные свойства. Начали.

– Один представитель от команды отвечает у доски. Остальные команды проверяют, дополняют ответ одноклассника.

4 этап урока. Самопроверка знаний. 5 минут.

– Проверим свои знания о лекарственных растениях. Каждый участник получает карточку-тест. (Может быть 2, 3 варианта)

Итоговый тест. Слайд 11.

1) Какое растение в народе называют «ноготки»?

А) полынь

Б) ромашку

В) календулу

2) Какое растение помогает лечить порезы и мелкие раны?

А) тысячелистник

Б) папоротник

В) подорожник

3) Узнай, какое растение описано: листья снизу покрыты тонкими многочисленными волосками, войлочные, сверху они зеленые, гладкие и холодные.

А) мать-и-мачеха

Б) алоэ

В) крапива

4) Какое растение помогает вылечить обмороженные и ошпаренные места, отвар её используется для промывания воспаленных век и глаз.

А) ромашка

Б) аир

В) кактус

5) Какое растение произрастает на жирных и влажных почвах, не встретишь её в пустыне и в степи:

А) крапива

Б) череда

В) мята

Самопроверка по слайду.

5 этап урока. Рефлексия. Слайд 12. Самооценка. 5 минут.

– Что вы нового узнали на уроке? Как вы считаете, полезна ли вам полученная на уроке информация? Почему? Докажите?

– Как помочь себе, бабушке или маме? Чем их можно подлечить?

– Вспомните, как правильно собирать растения, не навредив природе? Молодцы!

– Оцените свои новые знания по шкале оценивания: точка внизу – ничего не узнал, точка посередине – получил знания о лекарственных растениях, точка вверху – могу применить полученные знания.

Домашнее задание.

– Напиши мини-сочинение от имени Природы на тему «Человек, говорю тебе спасибо!»

– Спасибо за урок! Берегите и укрепляйте здоровье! До свидания!

 

Приложение. Презентация «Лекарственные травы»

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела