Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Олеся Александровна Зяблова,
педагог-психолог МБОУ лицея № 81 Калининского района г. Новосибирска

Мария Викторовна Шарай,
социальный педагог МБОУ лицея № 81 Калининского района г. Новосибирска

Педагогическая лаборатория: «Деликатные формы профилактики аддикции»

Не секрет, что мы с вами должны быть максимально осторожны в выборе форм и методов работы профилактики аддиктивного поведения среди подростков, потому как есть опасность, что профилактические меры могут восприниматься детьми как пропаганда и просвещение. Задавшись вопросом, какие деликатные меры воздействия на подростков в вопросах наркомании и вредных привычек существуют, мы изучили опыт школ Новосибирска, и апробировали его на базе одного из классов нашего лицея. По итогам этого мероприятия социально-психологической службой лицея № 81 был проведен семинар для классных руководителей: «Профилактика аддиктивного поведения в школе», в рамках которого состоялась педагогическая лаборатория на тему: «Деликатные методы профилактики аддикции», где мы и ознакомили педагогов с одной из форм деликатной профилактической работы и результатами мероприятия проведенного на базе седьмого класса.

Педагогам была предоставлена возможность разделиться на микрогруппы для непосредственного участия и апробирования на себе этой необычной формы работы. Им было предложено разработать алгоритм действий от лица всех участников педагогического процесса (администрации, педагогов, родителей и детей) при возникновении проблемной ситуации, с последующей возможностью презентации и отстаивания свой точки зрения.

В конце мероприятия мы ознакомили педагогов с результатами работы детей (разрешение на использование наработанных материалов мы получили у ребят заранее), сравнили точки зрения педагогов и детей, показав таким образом, разницу восприятия одних и тех же ситуаций и выработанных алгоритмов действий, предложили учителям провести такой же анализ позиций родителей и детей на классном собрании.

Подводя итоги, педагоги отметили, что это мероприятие, знакомое классным руководителям не понаслышке – классный час, оказывается можно провести и в такой интерактивной форме, где результаты они смогут широко использовать для своей дальнейшей работы с родителями и детьми. Главная задача такого классного часа – создать условия для активного обсуждения детьми решений, принимаемых администрацией, родителями и педагогами, а также самими одноклассниками в вопросах наркомании и вредных привычек. Конечно, необходимо чутко слушать мнение каждого ребенка, правильно и вовремя расставлять акценты в высказываниях ребят, в озвученных ими точках зрения, принятых решениях.

Мы же, в свою очередь, отметили, что педагоги очень заинтересованно слушали алгоритмы действий, предложенные детьми, глубоко анализировали и старались понять точки зрения ребят, сравнивали свою, педагогическую позицию, и позицию ученика в вопросах, касаемых наркомании и вредных привычек. Педагоги узнали, что ребята, прорабатывая алгоритмы и анализируя работу друг друга, поднимали важные вопросы о доверии во взаимоотношениях «ученик-педагог», о взаимном уважении и ответственности друг за друга.

Предлагаем вашему вниманию разработанный нами классный час и родительское собрание.

Успехов вам, дорогие коллеги!

Классный час «Точка зрения»

Цель: профилактика распространения ранних форм аддиктивного поведения.

Задачи:

1. Привлечь внимание подростков к проблеме распространения различных зависимостей.

2. Показать наличие разных взглядов на решение проблемных ситуаций с позиции администрации, классных руководителей, детей и родителей.

3. Создать условия для участия подростков в обсуждении различных точек зрения на решение проблемных ситуаций с позиции администрации, классных руководителей, детей и родителей и формирования собственной позиции.

4. Получить представление о мнениях подростков в отношении к позициям администрации, классных руководителей, родителей и одноклассников в данной проблематике.

Форма работы: работа в подгруппах.

Всё мероприятие рассчитано на 1 час. Мероприятие проводится с учащимися 5-11 классов, рассчитано на аудиторию – не более 28 человек (1 класс).

Ход мероприятия:

Общий сбор в классе, объяснение цели мероприятия.

Разминка: подвижная игра «Путаница».

Разделение (в игровой форме) аудитории на четыре группы: администрация, классный руководитель, родители и одноклассники.

Выдача материалов и объяснение заданий для каждой группы.

Работа учеников в подгруппах.

Демонстрация результатов деятельности подгрупп.

Работа с залом: вопросы –ответы.

Обсуждение итогов, выводы.

Материалы и требования к организации мероприятия:

Необходимые материалы:

Ручки, фломастеры, цветные карандаши, маркеры;

Ватман (4листа);

Листы бумаги формата А4;

Раздаточный материал для каждой из групп (листы с заданиями и необходимой для их выполнения информацией);

Требования к помещению и техническому оснащению: для проведения мероприятия необходимо одно помещение (класс).

Помощники:

Для более эффективной организации мероприятия у каждой группы должен быть один взрослый человек (классный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог), который бы осуществлял помощь группе в выполнении задания.

Сценарий мероприятия

Общий сбор, объяснение цели мероприятия.

Добрый день! Сегодня нам предстоит важная работа – вам представится возможность побыть взрослыми и принимать ответственные решения в сложных жизненных ситуациях, которые могут произойти с каждым.

Но для начала нам нужно настроиться на активную работу, поэтому предлагаю поиграть в игру под названием «Путаница».

Разминка: подвижная игра «Путаница».

Выбирается один человек, которому предстоит распутать запутавшуюся «веревочку». Он выходит из класса, а ребята, берутся за руки, образуя «веревочку» и «запутываются».

При распутывании нужно соблюдать один принцип: «Не расцеплять руки».

Разделение (в игровой форме) аудитории на четыре группы: администрация, классный руководитель, родители и одноклассники.

Выбираются 4 человека, и каждый из них выбирает себе в пару кого-нибудь из ребят. Второй выбранный ребенок выбирает третьего, третий – четвертого, и так до тех пор, пока не разобьются на подгруппы все ребята.

Выдача материалов и объяснение заданий для каждой группы.

По итогам жеребьевки, педагог может самостоятельно (на свое усмотрение) распределить «роли» между подгруппами, а может это сделать с помощью случайного выбора ребятами листочка с названием подгруппы.

Раздается материал (либо он заранее раскладывается на столы) и выдаются задания на листочках для каждой подгруппы.

Работа учеников в подгруппах.

Руководствуясь правилом «Есть вопрос – подними руку», педагог курирует работу ребят в подгруппах, отвечая на их вопросы, помогая сдвинуться с «мертвой точки» в обсуждении и разрешая возникающие споры конструктивным путем.

Демонстрация результатов деятельности подгрупп.

Поочередная демонстрация подгруппами наработанных материалов. Мы предлагаем вам соблюдать такую последовательность: администрация, классный руководитель, одноклассники и родители. (На родительском собрании, проведенном в подобной форме, рекомендуется поменять местами очередность выступлений «детей» и «родителей», сделав выступление группы «одноклассники» – последней).

Работа с залом: вопросы – ответы.

После выступления каждой из подгрупп необходимо дать возможность остальным участникам задавать вопросы и получать ответы. В ходе подобных обсуждений ребята могут прийти к совершенно новым алгоритмам решений ситуаций, которые можно тут же зафиксировать или подкорректировать старые.

Обсуждение итогов, выводы.

Необходимая часть мероприятия, на которой есть возможность каждому желающему высказать свои мысли, чувства и переживания по поводу проведенной работы и получить в свою очередь обратную связь от педагога. На этом же этапе целесообразно взять разрешение подростков на использование наработанных ими материалов в работе с родителями, педагогами.

Примечание: Совершенно не нужно править варианты алгоритмов придуманных детьми во время работы подгрупп до идеальных, на ваш взгляд, пусть это произойдет естественным путем, в последующей работе с залом, после демонстрации результатов деятельности подгрупп. Ваша задача лишь пробудить активность детей в работе подгрупп.

Проведение родительского собрания на тему «Точка зрения»

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме распространения ранних форм аддиктивного поведения.

Задачи:

1. Создать условия для участия родителей в обсуждении различных точек зрения на решение проблемных ситуаций с позиции администрации, классных руководителей, детей и родителей и формирования собственной позиции.

2. Получить представление о мнениях родителей в отношении к позициям администрации, классных руководителей, родителей и одноклассников в данной проблематике.

3. Познакомить родителей с разными взглядами подростков на решение проблемных ситуаций с позиции администрации, классных руководителей, детей и родителей.

4. Обратить внимание родителей на различные и схожие черты в собственных позициях и в позициях подростков.

Ход мероприятия:

Общий сбор в классе, объяснение цели мероприятия.

Разделение аудитории на четыре группы: администрация, классный руководитель, родители и одноклассники.

Выдача материалов и объяснение заданий для каждой группы.

Работа в подгруппах.

Демонстрация результатов деятельности подгрупп.

Работа с залом: вопросы –ответы.

Ознакомление родителей с алгоритмами действий, придуманными подростками.

Обсуждение итогов, выводы.

Материалы и требования к организации мероприятия:

Необходимые материалы:

Ручки, фломастеры, цветные карандаши, маркеры;

Ватман (4 листа);

Листы бумаги формата А4;

Раздаточный материал для каждой из групп (листы с заданиями и необходимой для их выполнения информацией);

Требования к помещению и техническому оснащению: для проведения мероприятия необходимы одно помещение (класс), желательно наличие компьютера и проектора или мультимедийной доски для демонстрации презентации по результатам классного часа «Точка зрения».

Сценарий мероприятия

Общий сбор, объяснение цели мероприятия.

Добрый вечер! Сегодня нам предстоит  важная работа – вам представится возможность побыть в разных ролях, начиная от администрации школы, заканчивая детьми-одноклассниками, и принимать с их позиции решения в сложных жизненных ситуациях, которые могут произойти с каждым.

Разделение аудитории на четыре группы: администрация, классный руководитель, родители и одноклассники.

Выбираются 4 человека, и каждый из них выбирает себе в пару кого-нибудь из участников. Второй выбранный человек выбирает третьего, третий – четвертого, и так до тех пор пока не разобьются на подгруппы все родители.

Выдача материалов и объяснение заданий для каждой группы.

По итогам жеребьевки, педагог может самостоятельно (на свое усмотрение) распределить «роли» между подгруппами, а может это сделать с помощью случайного выбора участниками  листочка с названием подгруппы.

Раздается материал, (либо он заранее раскладывается на столы) и выдаются задания на листочках для каждой подгруппы.

Работа в подгруппах.

Педагог курирует работу родителей в подгруппах, отвечая на их вопросы, помогая сдвинуться с «мертвой точки» в обсуждении и разрешая возникающие споры конструктивным путем.

Демонстрация результатов деятельности подгрупп.

Поочередная демонстрация подгруппами наработанных материалов. Мы предлагаем вам соблюдать такую последовательность: администрация, классный руководитель, одноклассники и родители. (На родительском собрании, проведенном в подобной форме, рекомендуется поменять местами очередность выступлений «детей» и «родителей», сделав выступление группы «одноклассники» – последней.)

Работа с залом: вопросы – ответы.

После выступления каждой из подгрупп необходимо дать возможность остальным участникам задавать вопросы и получать ответы. В ходе подобных обсуждений родители могут прийти к совершенно новым алгоритмам решений ситуаций, которые можно тут же зафиксировать или подкорректировать старые.

Ознакомление родителей с алгоритмами действий, придуманными подростками.

С помощью презентации есть возможность показать родителям наработанный подростками на классном часе материал, сравнить и проанализировать его относительно своих представлений.

Обсуждение итогов, выводы.

Необходимая часть мероприятия, на которой есть возможность каждому желающему высказать свои мысли, чувства и переживания по поводу проведенной работы и получить в свою очередь обратную связь от педагога. На этом же этапе можно взять разрешение родителей на ознакомление детей с наработанными ими материалами.

Проблемные ситуации:

Вы – директор школы, получивший анонимную записку, что какой-то ученик, какого-то класса начал употреблять...

Ваши варианты решения данной проблемы: придумайте, как должен реагировать директор на это событие. Что он будет делать в первую, во вторую, третью очередь. Быть может, вы не ограничетесь тремя пунктами и составите подробный план действий и мероприятий, необходимых, на ваш взгляд, в данной ситуации.

Вы родители ребенка. Вам позвонил друг вашего ребенка и сообщил, что ваш ребенок начал употреблять...

Ваши варианты решения данной проблемы: придумайте, как должен реагировать родитель на это событие. Что он будет делать в первую, во вторую, третью очередь. Быть может, вы не ограничетесь тремя пунктами и составите подробный план действий и мероприятий, необходимых, на ваш взгляд, в данной ситуации.

Вы классный руководитель. Вы случайно услышали, как ребята вашего класса говорят об одном из своих однокласников, что он начал употрелять...

Ваши варианты решения данной проблемы: придумайте, как должен реагировать классный руководитель на это событие. Что он будет делать в первую, во вторую, третью очередь. Быть может, вы не ограничетесь тремя пунктами и составите подробный план действий и мероприятий, необходимых, на ваш взгляд, в данной ситуации.

Вы – одноклассники. Вы случайно узнали, что один из вас начал употрелять...

Ваши варианты решения данной проблемы: придумайте, как должен реагировать одноклассник на это событие. Что он будет делать в первую, во вторую, третью очередь. Быть может, вы не ограничетесь тремя пунктами и составите подробный план действий и мероприятий, необходимых, на ваш взгляд, в данной ситуации.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела