Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

«Наша задача – объединить детей, интересующихся химией и биологией, и сопровождать их развитие вместе с Клиникой Мешалкина»

 

Гимназия № 6 «Горностай» сразу включилось в областной проект «Развитие сети специализированных классов математической и естественнонаучной направленности для одаренных детей». И это неудивительно, ведь она – одно из лучших образовательных учреждений не только Академгородка, но и Новосибирска. Гимназия входит в «золотую дюжину» школ города по количеству золотых и серебряных медалистов. Ее выпускники поступают в самые престижные вузы России. Близость к НГУ, научно-исследовательским институтам СО РАН, Технопарку, НИИ патологии кровообращения им. академика Е.Н. Мешалкина позволяет гимназии № 6 «Горностай» давать качественные знания ученикам специализированных классов.

Об опыте работы со специализированными классами естественнонаучной направленности наш разговор с директором гимназии № 6 «Горностай», Почетным работником образования РФ, депутатом Совета депутатов города Новосибирска Путинцевой Ириной Германовной.

– Результаты выполнения международного теста по естествознанию выявили достаточно низкий уровень естественнонаучной грамотности российских учащихся: последние годы мы занимаем 33-38 место. С чем это связано, на Ваш взгляд?

– Российская система образования имеет свой специализированный характер и свой путь развития, она пока не приспособлена к международной системе образования. Только в последнее время, когда Россия вошла в проект «Болонское соглашение», когда в вузовском обучении появилась система бакалавров, магистров, когда учащиеся стали сдавать единый государственный экзамен,  можно говорить о некоторых сдвигах в сфере образования. Тут нельзя сказать: хорошо это или плохо. Мы немножко разные. Я бы не сказала, что наша система образования стала хуже или менее качественной. Но она не успевает за темпами развития общества, находится сейчас в стадии непрерывной модернизации, что очень сложно и для педагогов, и для учеников. Например, наши школьники привыкли писать сочинения. Ведь русский человек всегда свои мысли рассказывает обстоятельно, со вступлением и заключением. А сейчас нужно писать эссе объемом 300-400 слов и высказать мысль в 5-10 предложениях. Это больше свойственно менталитету европейских стран.

На мой взгляд, результат теста по естествознанию не такой уж и плохой. Вначале его нужно сравнить с предыдущим, а потом делать выводы. Я уверена, что у нас есть перспектива, и со временем, когда российская система образования полностью адаптируется к международной, результаты теста по естествознанию будут лучше. Уже сегодня я вижу положительные тенденции. Например, ЕГЭ дает возможность поступать в лучшие вузы страны. Я не согласна с теми экспертами, которые уверяют, что на экзамене очень легко получить высокий результат, легко подделать ответы. Может быть, легко получить оценку «три», но набрать от 80 до 100 баллов очень сложно, для этого нужен большой труд, умение ориентироваться в предмете. И если ученики получают высокий балл, то они действительно этого достойны.

 Отрасль образования всегда  считалась консервативной, поэтому мы не можем так быстро адаптироваться к новым условиям, нам нужен большой исторический путь.

– Чем можно объяснить снижение интереса учащихся к естественнонаучному образованию? Как мотивировать?

– Это связано с обстановкой в нашем государстве, в мире. Ученики «статусных» школ уверены, что в любом случае могут поступить в вуз. Если не на бюджет, то на платное обучение, если не поступят в качественный государственный вуз, то существует много других коммерческих вузов. Той уверенности, что они получат хорошее образование и будут востребованы, у них нет, но они точно знают, что высшее образование им гарантировано, в любом случае. Такая политика сначала имела положительный эффект, но сейчас это привело к спокойствию наших учеников. Возможно, стоит сократить количество негосударственных вузов, которые готовят огромное количество экономистов, юристов, менеджеров, но не дают при этом качественного обучения. Между тем, в обществе наблюдается дефицит профессий инженерных специальностей, к которым дети сегодня не очень стремятся.

– В последнее время особое внимание уделяется развитию естественных наук, повышению качества естественнонаучного образования. Что в нашем городе, помимо специализированных классов, делается для развития естественнонаучного образования?

Нашему городу повезло. В Новосибирске сформировано понятие инновационная, образовательная среда. У нас большое внимание уделяется образованию, как на уровне города, так и на уровне области. Например, порядка 40% областного бюджета тратится на поддержку различных образовательных проектов. Создание специализированных классов дало возможность сформировать конкурентную среду в хорошем смысле слова. Дети встречаются на различных олимпиадах, поэтому могут оценить свои способности, у них есть возможность понять, куда они будут поступать после школы.

В Академгородке детей помогает поддерживать научная среда. Уже с детского сада они мотивированы на научные исследования, потому что есть родители, работающие в институтах СО РАН, есть университет, физико-математическая школа, Технопарк. О научной деятельности рассказывается в школах Советского района, во время Дней науки, которые проходят два раза в год. В это время ученые СО РАН выступают перед школьниками всего города с пропагандой науки, качественного образования. Таким образом, дети получают информацию со всех направлений: как иметь хороший результат в образовательной среде. А что значит «Интерра» для всех школьников! Это знакомство с учеными, научными проектами, социальная активность учащихся. Такая возможность есть не в каждом городе!

Много мероприятий проводится в рамках Сибирской ярмарки: Учсиб, различные форумы. Новосибирск и Новосибирская область имеют высокие достижения на уровне России в олимпиадном движении. На мой взгляд, образовательная среда, которую инициируют с одной стороны – родительская общественность, с другой – руководство области, города и все образовательные структуры, дает нашим детям возможность получать хорошие знания и показывать достойные результаты.

– Как проходит отбор в специализированные классы: по конкретным знаниям или же по потенциальным способностям?

 – Я думаю, здесь присутствует и то, и другое. Во-первых, учитывается географическая, территориальная принадлежность к образовательному учреждению, т.е. все специализированные классы объединяют детей, которые живут в определенном микрорайоне. Есть исключения, но таких детей гораздо меньше, примерно пятая часть учащихся специализированных классов – дети из близлежащих не статусных  школ.  Второе, при поступлении в специализированные классы учитывается результативность участия детей в олимпиадах и конкурсах. Третье, мотивация школьников, которые, может быть, сегодня себя еще не проявили, но слышали, что в специализированных классах можно получить очень качественное образование, можно сравнить свои знания с другими.  Это очень важно для школьников. Кстати сказать, дух соревнований, вкус к победе у школьников Новосибирска развит достаточно сильно. Поэтому они с удовольствием участвуют в проекте «Развитие сети специализированных классов математической и естественнонаучной направленности для одаренных детей».  Проблемы создания специализированных классов в рамках города нет. Например, в Советском районе желающих проходить отбор и работать в таких классах с каждым годом все больше и больше, несмотря на то, что у нас три гимназии, один лицей и физико-математическая школа, которая дает еще более качественное образование, чем наши статусные школы. Нужно заметить, что на сегодняшний день планка при создании  специализированных классов опускается все ниже. Если мы начинали набор с 9-11-х классов, то сейчас у нас есть 7 класс, а в рамках города даже 5-6-е классы. Специализированные классы – очень хороший проект. Для нас это тоже  перспективный проект, несмотря на то, что в нашей гимназии исторически существовала система исследовательских классов.  Мы всегда развивали естественнонаучное направление. Сегодня у нас на каждой параллели сохранился исследовательский класс  плюс специализированный.

– Насколько важна материально-техническая база школ при изучении естественнонаучных предметов?

Материально-техническая база, конечно, очень важна. Но она важна не только для специализированных классов, а для всего процесса обучения. В рамках проекта мы стараемся постоянно ее совершенствовать. К счастью, у наших детей есть возможности работать не только на уроках в нашей гимназии, но и в институтах СО РАН, НИИ патологии кровообращения им. академика Е.Н. Мешалкина, Технопарке. Поэтому много предметов у наших школьников проходит в рамках институтских лабораторий. Мы сотрудничаем с ФМШ и НГУ, там тоже работают наши дети. Для нас это очень важно: у ребят расширяется кругозор, ученики могут объединяться, общаться с другими физиками и математиками. Нельзя забывать и про личность учителя, которая тоже очень важна. Важно все: среда, материально-техническая база, учитель, который ведет детей к успеху.

– Проекту «развитие сети специализированных классов математической и естественнонаучной направленности для одаренных детей» три года. Какие промежуточные итоги можно подвести?

В прошлом учебном году мы выпустили первый специализированный математический класс, и результат оказался достаточно высокий. 100%-м поступлением в вузы наших выпускников уже никого не удивишь, это стало нормой гимназии. Но ребята поступили в НГУ на факультеты математики и физики (на бюджет), и два человека стали студентами МГУ. Радует высокое качество поступления. К тому же, в вузах дети становятся старостами, руководителями проектов. У них со школы сформирована активная жизненная позиция. Для нас очень важно, чтобы одаренные дети получали не только качественные знания, но были коммуникативными, востребованными в обществе. Ни для кого не секрет, что очень часто талантливые дети сложно социализируются в обществе. Мы в этом направлении много работаем, хотелось бы, чтобы наши выпускники умели общаться и говорить о своем результате.

Считаете ли Вы, что сеть учреждений с такими классами нужно расширять?

Я считаю, что еще есть перспективы для того, чтобы расширять сеть специализированных классов. Но так, чтобы возможность поступления туда была связана с определенными усилиями, например,  на основе экзаменов. А на уровне города и области надо обязательно отслеживать результативность.  Там где нет результата, эксперимент заканчивать, а там, где он есть – продолжать работу. Главное, не перенасытить этот рынок, чтобы не получилось так, чтобы все стали учиться в специализированных классах.

– Какие основные проблемы в настоящее время стоят перед «сильными» российскими школами?

Пока проблема в нашей гимназии одна – доступность образования. Количество желающих обучаться в специализированных классах из соседних школ очень высоко. И, так как мы не можем удовлетворить потребность в обучении большого количества людей, то вышли с предложением создать образовательный центр (объединиться с соседней школой), чтобы увеличить количество и первых классов, и специализированных, потому что детей талантливых, мотивированных на обучение много.

Второе – не просто сохранить качество образования, но преумножить его. Это результативность победы в олимпиадах, в едином государственном экзамене.

 Следующий момент – это наличие высокопрофессионального персонала, повышение, поддержка квалификации учителей. Очень важно совершенствование материально-технической базы в образовательном учреждении, развитие информационных технологий. Учителя наравне с учениками должны легко пользоваться интернет-технологиями в рамках учебного процесса. Создание такой среды, финансирование даст возможность образованию города Новосибирска и области получить еще более качественный результат.

Сколько специализированных классов в Вашей школе?

– У нас пять специализированных классов. Спектр достаточно большой. Мы одно их учреждений, которое имеет практически весь набор специализированных классов: математический, физический и химико-биологический или медицинский класс, как мы его называем. Это потребность, прежде всего, родителей и детей. Так исторически сложилось, что математика самый востребованный предмет во всех школах нашего Академгородка. Поэтому это направление практически вертикальное, есть в нескольких параллелях. Сложно было создавать физический класс, но у нас есть определенные  результаты. В этом году мы выпускаем учеников этого класса.

Медицинское направление мы развиваем в гимназии в течение 20 лет. Каждый год восемь-десять наших выпускников поступают в Новосибирский государственный медицинский университет, на медицинский факультет Новосибирского государственного университета, на факультет естественных наук НГУ. Поэтому мы обратились в НИИ патологии кровообращения им. академика Е.Н. Мешалкина и создали медицинский класс имени Евгения Николаевича Мешалкина. Наша гимназия очень благодарна Институту, который всячески поддерживает нас, организуя творческие встречи, лаборатории. Наши дети часто проводят там время. Ректор Медицинского университета Игорь Олегович Маринкин тоже поддерживает это направление нашей работы. В 2013 году во взрослую жизнь мы впервые выпускаем медицинский класс. Это порядка 30 детей, которые обучаются в специализированном химико-биологическом классе уже второй год. На сегодняшний день многие ребята из этого класса хотят стать врачами. Параллельно мы преподаем курс «Основы медицинских знаний». Поэтому выпускники этого специализированного класса дополнительно получают документ об окончании сестринских курсов. Это программа Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского. Мы увидели, что дети в этом классе стали более серьезными, более ответственными, выбирают медицинскую профессию, чтобы помогать людям. Мы понимаем, что наша цель заключается вовсе не в том, чтобы все выпускники медицинского класса поступили в медицинский вуз, но будем очень рады, если некоторые из них станут хорошими  врачами. Наша школа планирует эту традицию продолжить и в следующем учебном году, снова открыв медицинский класс. Но это будут дети помладше – седьмой или даже пятый класс. Наша задача – объединить детей, кому интересны науки химия и биология, и сопровождать их развитие вместе с Клиникой Мешалкина.

В чем заключается технология обучения?

Есть жесткий учебный план, который согласовывается. В нем сохраняются все базовые предметы в полном объеме. Но есть дополнительное обучение: элективные, факультативные курсы, предметы по выбору. Дети хотят больше внимания уделять определенным предметам. Мы стараемся привлекать специалистов, ученых, организовывать участие учащихся в конференциях, олимпиадах. Рабочий день учеников в этих классах, по согласованию с их родителями, построен гораздо шире и дольше. Обычно, вторая половина дня у них занята. Преподаватели в специализированных классах не только из нашей гимназии, но из ФМШ, НГУ, это врачи-практики, которые преподают в Медицинском университете или работают в НИИ патологии кровообращения им. академика Е.Н. Мешалкина. Мы не можем взять на себя такую ответственность – работать одним педагогическим составом, здесь привлекается большое количество профессионалов – квалифицированных специалистов со званиями.

В НИИ патологии кровообращения им. академика Е.Н. Мешалкина учащимся из медицинского класса организуют экскурсии в разные отделения, показывают лаборатории, работу врачей,  проводят занятия в специальных учебных классах. Это больше ознакомительный курс. Если выпускники поступают в вуз, то с второго-третьего курса могут уже идти работать в Клинику Мешалкина. Сейчас ребята  должны определиться: смогут  ли они психологически работать в этой сфере, нужно ли им это.

– Верно ли, что в гимназии даже существует традиция – посвящение в ученики медицинского класса?

– В 2011 году при открытии медицинского класса впервые было организовано такое посвящение. Здесь присутствовала вдова Евгения Николаевича Мешалкина – кардиохирург, почетный директор НИИ патологии кровообращения им. академика Е.Н. Мешалкина – Литасова Елена Евгеньевна, директор Клиники Мешалкина Караськов Александр Михайлович, его помощники. Вначале мы посмотрели фильм об известном кардиохирурге, основателе НИИ патологии кровообращения – академике Е.Н. Мешалкине. Дети все были в белых халатах, которые им подарили от Клиники с пожеланием, что они выберут профессию врача и станут хорошими специалистами.

 Мы всегда ощущаем практическую поддержку от руководства НИИ патологии кровообращения им. академика Е.Н. Мешалкина. Например, на посвящении ученикам медицинского класса были подарены электронные книги, которые будут передаваться от одних учеников другим. В этом году мы тоже планируем провести посвящение в ученики медицинского класса. У нас уже сложилась определенная традиция. Вначале подведем некоторые итоги, посмотрим, как и куда поступят наши выпускники. В гимназии «Горностай» обучается много детей, чьи родители работают в Клинике Мешалкина, поэтому им есть с кого брать пример. Мы рады, что Научно-Исследовательский Институт патологии кровообращения им. академика Е.Н. Мешалкина откликнулся на нашу инициативу, поддержал ее, и мы вместе работаем над тем, чтобы наши выпускники выбрали профессию врача, которая призвана помогать людям и спасать их жизни.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 16)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)