Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Татьяна Алексеевна Копьева,
педагог дополнительного образования, методист ЦРТДиЮ Заельцовского района г. Новосибирска

Использование ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

 

В дошкольный период именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес.

Организация образовательного процесса на основе использования технологии ТРИЗ способствует, на наш взгляд, развитию у детей, с одной стороны, гибкости мышления и системности, с другой стороны, поисковой активности, стремления к новизне, творческого воображения. Опыт использования этой технологии на занятиях с дошкольниками позволил сформулировать нам некоторые «правила», которыми желательно руководствоваться педагогу с целью достижения наибольших результатов в рамках решения поставленных образовательных задач.

– Старайтесь вызвать у детей интерес к совместной деятельности, пробудить мотив.

– Учите детей действовать самостоятельно и независимо, избегайте прямых инструкций.

– Если ребенок ответит «не знаю», значит, придется подумать вместе. На своем примере покажите ему, как строить гипотезы, дайте ему понять, что ошибок не стоит избегать.

– Первая гипотеза может быть любой. Она все равно правильна, пока новые эксперименты ее не опровергнут.

– Если появились новые противоречивые данные, старайтесь формулировать противоречие. Это не позволит впасть в отчаяние, подтолкнет к решению.

– Никогда не говорите: «нет, это неправильно». Скажите: «Хорошо! Молодец! а теперь проверим еще и вот с этим предметом... в таких-то условиях...»

– Старайтесь выстраивать цепи гипотез. Обрывать цепь нужно в том случае, если дальнейшее экспериментирование недоступно в бытовых условиях. Но цепь не должна укладываться в один день. Не бойтесь растянуть ее на какое-то время.

– Пользуйтесь только теми знаниями, образами, которые есть у ребенка. Если ребенок чего-то не понял, значит, вы объяснили ему незнакомыми терминами, понятиями.

– Чтобы чему-то научить ребенка, нужно знать самому и хорошо разбираться. А если уж вы чего-то не знаете, то вместе с ребенком поищите в книгах, энциклопедиях.

В отношениях «взрослый-ребенок» предполагаются только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний. Поэтому основной задачей, которую ставит перед собой педагог на таких занятиях, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры.

Совместная деятельность педагога и детей будет интересней, если построить ее по следующим правилам:

– Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

– Обсуждение проблемных ситуаций методом мозгового штурма.

– Использование системного анализа (всё в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии).

Основные методы ТРИЗ: мозговой штурм, метод фокальных объектов, метод эмпатии, системный анализ, метод проб и ошибок, тризовские игры.

ТРИЗ, как универсальный инструментарий, используется во всех видах деятельности с детьми. Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка. Создается ситуация успеха, идет взаимообмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мысль другого, расширяется диапазон воображения, стимулируется его развитие. ТРИЗ развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

В совместной деятельности по обучению грамоте и развитию связной речи дети составляют рассказы, придумывают события, предшествующие изображенным на картинке и следующие за ними; составляют связный рассказ, знакомятся с новыми словами, тем самым формируя основы системно-диалектического способа мышления. Раскладывают предложения по ступенькам, узнавая его составные части: слова, слоги, звуки; придумывают Страну Звука, дорисовывают буквы в игре «На что похоже?». Учатся работать с предложением, изменяя его различными способами.

В изобразительной деятельности дети фантазируют, представляют образы, которых нет в реальной жизни (кляксография, ниткография).

В совместной деятельности по формированию математических представлений дети знакомятся с динамикой развития элементов математики: числом, формой, ориентацией в пространстве, временем.

Вот некоторые примеры эпизодов занятия «Ознакомление с окружающим миром» с использованием проблемных вопросов.

П: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов. Что делают из стекла?

Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы.

П: Что необычного в стеклянном столе?

Д: Он красивый, можно видеть, как под столом лежит кошка.

П: А что плохого в таком столе?

Д: Такой стол может разбиться, и осколками порежутся люди…

П: А что еще может быть из стекла?

Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.

П: А вы слышали выражение: «У него стеклянное сердце?» Про кого так можно сказать?

Д: Так можно сказать про злого, «колючего» человека. У Снежной Королевы злое сердце, оно у нее из острых осколков.

П: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем.

Педагог обобщает ответы детей.

Живая и неживая системы.

П: Было семечком, а стало?

Д: Стало ростком.

П.: Было головастиком, а стало?

Д: Лягушонком.

П: Был дождь, что с ним стало?

Д: Вода впиталась в землю, а часть воды испарилась.

Формирование математических представлений.

П: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, в альбоме, в картине.

П: Где живет цифра 3?

Д: В днях недели, в месяцах года.

П: Где живет цифра 5?

При обучении измерению и сравнению величины предметов с помощью условной мерки.

П: Как можно использовать веревочку?

Д: Ею можно измерить многое.

П.: Например?

Д: Комнату, высоту шкафа, свой рост.

При ознакомлении с понятиями «много-мало».

П: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?

Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной. Игрушек, овощей в огороде.

Придумывание сказок.

Сказка наизнанку. Игра состоит в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Поменять характеры героев. Что было потом? Дети как бы продолжают сказку, придумывая дальнейшие действия героев.

«Салат» из сказок. Предлагается детям соединить знакомые персонажи из разных сказок в одну и придумать свою – новую сказку. Приключения героев переплетаются, и получается новая сказка. Выбор героев может быть произвольным.

Лжезагадки.

Кто быстрее долетит до цветка – бабочка или гусеница?

На одном берегу цыплята, на другом утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывёт до острова?

Кто громче замычит: петух или корова?

Как лучше сорвать арбуз с дерева?

Весной с юга кто раньше прилетает ласточки или воробьи?

Разбились два горшка железный и глиняный. Каких осколков будет больше?

Игра «Угадай, что я загадала». Например, педагог загадывает слово «жираф». Дети задают вопросы. Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Он живет в жарких странах? Это жираф? Отвечать нужно только «да» и «нет», пока не угадают слово.

Игра «Черное-белое». Педагог поднимает карточку с изображением белого домика. Дети называют положительные качества объекта, затем поднимают карточку с изображением черного домика, дети перечисляют отрицательные качества.

Игра «Наоборот или перевертыши» (проводится с мячом). Педагог бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок отвечает словом, противоположным по значению, и возвращает ведущему мяч (хороший-плохой, строить-разрушать, выход-вход).

Игры с противоречиями (решаются с помощью алгоритма).

«Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем-то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?» Ответы детей: на черного зайца легче охотиться лисе. Особенно его хорошо видно на снегу. Гулять ему теперь надо только ночью. Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его.

Некоторый продуктивный опыт использования ТРИЗ, а точнее сказать методов активизации мышления и развития творческого мышления на занятиях с детьми дошкольного возраста, позволил нам предположить, что реализация идеи «обучение через открытие», когда ребенок сам должен открыть способ решения задачи, найти ответ на не известный ему вопрос, создает условия для воспитания «решателя», обладающего «крепким» мышлением, готового к столкновению с нестандартными проблемами.

Однако только системное использование данной технологии и на следующих образовательных ступенях позволит в должной мере добиться результатов формирования системного мышления у обучающихся.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела