Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106

Ведущая рубрики
Анна Викторовна Молокова,
доктор педагогических наук,
ведущий научный сотрудник
НМЦ «Современные технологии» НИПКиПРО,
заведующая кафедрой начального образования НИПКиПРО

 

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Значимость естественнонаучного образования в школе трудно переоценить. Для многих людей школьные знания остаются багажом в этой области на всю жизнь, поскольку не становятся важной частью вузовской подготовки или предметом профессиональной деятельности. При этом заложенное в школьные годы целостное мировоззрение опирается на знание основ естественных наук, опыт творческой деятельности по переносу и преобразованию новых знаний в учебных и не только ситуациях.

В концепции современного естествознания особое место отводится неоднозначному влиянию техносферы на жизнь всего живого. С другой стороны, очевидно позитивное воздействие использования современных технических средств и средств информатизации в естественнонаучном образовании на уровень образованности обучающихся, их познавательную мотивацию и, возможно, а такая цель стоит перед педагогом, на развитие экологического мышления школьников.

Именно поэтому поисковая деятельность учителя, применяющего ИКТ в естественнонаучном образовании, должна иметь ярко выраженный воспитательный контекст.

Известно, что сегодня в образовательные учреждения поступают цифровые лаборатории и метеостанции, электронные микроскопы и прочее. Существенно, что самое сложное в информатизации и технологизации школьного естественнонаучного образования – не научить работать со всем этим оборудованием, и даже не сформировать верное понимание измеряемых процессов и исследуемых явлений, а воспитать Человека с экологическим мышлением. И начинать эту сложную и очень важную работу нужно с первых дней обучения ребёнка в школе, соблюдая принцип преемственности не только в части содержания образования, но и в использовании современных образовательных технологий, включая ИКТ.

Думается, что материалы рубрики позволят увидеть пусть не полный, но весьма разнообразный спектр возможностей информатизации образовательного процесса в решении новых образовательных задач на разных ступенях.

Интересного Вам чтения, уважаемые читатели!



Использование современных технологий в организации практических работ по географии
Автор: Людмила Юрьевна Аргунова
Статья понравилась: 5

Учителя географии прекрасно знают насколько сложные для понимания школьников понятия «погода» и «климат». Научиться различать их поможет практическая работа «Изменение погоды в течение месяца». Прежде чем приступить к ней, сначала изучаем каждый элемент погоды отдельно, понемногу устанавливая между ними зависимости.

(980 просмотров)
Сетевые проекты для учеников начальной школы
Автор: Марина Вячеславовна Выборнова
Статья понравилась: 44

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

(3186 просмотров)
Сетевой проект по окружающему миру в начальной школе
Автор: Галина Витальевна Бархатова
Статья понравилась: 6

Прогресс не стоит на месте. Добрался он и до наших школ. Уже никого не удивишь наличием в классе мультимедийной доски и компьютера. И что дальше? Как сделать, чтобы это чудо-техника работала во благо в полном смысле этого слова. Для этого необходимо интересное ДЕЛО, которое увлечёт обучающихся, учителя и родителей. Необходимо создать условия для формирования ИКТ-компетенций ученика.

(2214 просмотров)
Формирование социального здоровья в контексте информатизации образовательного процесса
Автор: Марина Ивановна Хозина
Статья понравилась: 6

«Будьте здоровы!» – как часто мы произносим эти слова, желая, в первую очередь, здоровья физического или просто ради проформы. Но сегодня ясно, что для жизни в современном обществе одного физического здоровья недостаточно. Современный человек должен быть социально здоров.

(2256 просмотров)
Организация и содержание учебной деятельности младших школьников с применением ИКТ на уроках окружающего мира
Автор: Татьяна Александровна Кузлякина
Статья понравилась: 4

Организация и содержание учебной деятельности младших школьников с применением ИКТ на уроках окружающего мира

(3359 просмотров)
Информационная безопасность образовательного процесса в начальной школе
Автор: Алла Вячеславовна Кондратова
Статья понравилась: 4

Проблема обеспечения безопасности – одна из приоритетных в существовании любого государства. Она имеет непосредственное отношение к самым разным сферам жизнедеятельности, в том числе к системе образования. Процессы обучения и воспитания граждан, нахождения в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления непосредственно сопряжены с понятиями безопасности.

(1145 просмотров)
Применение интерактивных технологий на уроках английского языка
Автор: Татьяна Александровна Милосердова
Статья понравилась: 1819

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Доска, мел, ручка, тетрадь – сегодня эти традиционные инструменты преподавателя и ученика предстают в новом исполнении – интерактивная доска.

(7731 просмотров)
ИКТ как инструмент формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроке окружающего мира
Автор: Анна Валерьевна Бауль
Статья понравилась: 10

В начальной школе коммуникация очень важна. Дети учатся жить в коллективе: высказывают и доказывают свою точку зрения, задают вопросы, начинают понимать, что существуют и другие мнения, с которыми тоже нужно считаться. В книге под редакцией А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» мы можем выделить, что коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

(1944 просмотров)