Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Марина Вячеславовна Выборнова,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 56 Ленинского района г. Новосибирска

Сетевые проекты для учеников начальной школы

 

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Решение данной задачи особенно актуально для начальной ступени школьного обучения, поскольку по мнению отечественных психологов и физиологов учебная деятельность в данный период является ведущей в психическом развитии детей, а возраст является сенситивным периодом для воспитания и обучения. Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются универсальные учебные действия, с деятельностью творческой, исследовательской, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности.

Среди разнообразных направлений современных педагогических технологий одно из ведущих мест занимает проектный метод обучения, позволяющий развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому ребёнку раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. «Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик». Метод проектов. Полат Е.С.

Попробуем рассмотреть инновационный метод обучения с разных точек зрения:

– проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей;

– учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации. На мой взгляд, более актуальна проблема не столько приобретения конкретного результата проекта, сколько проблема формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике. Именно в начальной школе наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление, развитие креативных способностей. Ребёнок начинает осознавать себя творцом своей деятельности.

Особое место в информационно-образовательной среде современного ОУ занимают сетевые или телекоммуникационные проекты. «Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности». Метод проектов. Полат Е.С.

Сегодня мы учим поколение, которое использует Интернет на новом уровне. Эти дети родились, когда глобальная Сеть уже существовала. Они привыкли быть в Сети и воспринимают работу в ней как естественное качество жизни. Наши ученики готовы создавать свои собственные и перерабатывать существующие сетевые информационные источники. И было бы неправильно не использовать эти навыки для организации учебно-воспитательного процесса. Специально организованная, целенаправленная совместная работа учащихся в Сети может дать высокий педагогический результат, сделать процесс обучения более мобильным, расширит спектр дидактических воздействий за счет оптимизации времени и места образовательной деятельности.

Телекоммуникационные (сетевые) «проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

– предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;

– предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения;

– предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных способов решения одной проблемы для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;

– предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической или творческой;

– предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания». Метод проектов. Полат Е.С.

Участие в сетевых проектах, безусловно, требует хорошего владения Интернет-технологиями, техническим школьным оборудованием не только от координаторов проекта, но и от большинства его участников. В основном используется командная форма работы, в одну команду могут входить разновозрастные участники. Работа внутри команды может строиться по группам, с выполнением участником той или иной роли, или осуществляться индивидуально. В сетевом проекте учатся все: и координаторы, и участники. Ведь каждый, обязательно каждый, становится на своей личной лестнице достижений хотя бы на одну ступеньку выше: узнает что-то новое, повышает свой уровень ИКТ, становится более коммуникабельным или более уверенным в себе. Безопасность детей в Интернете – один из ключевых вопросов при работе с детьми в сетевом проекте. Участвуя в таком проекте, дети на практике закрепляют основы безопасного поведения в Сети, правила хорошего тона и этики. Учителю, как координатору проекта, необходимо помнить, что приводя детей в Сеть, мы несём ответственность за их безопасность и поведение в новой образовательной среде.

Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя – научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты. Таким увлекательным жизненным проектом для моих второклассников стало исследование, воплотившееся в проект «Правильное питание – залог здоровья». Мои ученики делают первые шаги в исследовательской деятельности, поэтому в свой учебный проект мы пригласили учеников параллели 2-х классов нашей школы и заинтересованных, неравнодушных родителей.

Главная цель проекта – формирование у учащихся осознанного стремления к здоровому образу жизни через правильное, рациональное, сбалансированное питание.

Предмет исследования – организация питания учащихся в повседневной жизни (в школе и дома).

Объект исследования –  правильное, здоровое питание школьников.

Цель исследования – выявить, насколько правильным (сбалансированным, полноценным, здоровым) является питание учащихся 2-х классов начальной школы МБОУ СОШ № 56.

Основные задачи, раскрывающие пути достижения цели:

– раскрыть содержание понятия «правильное питание»;

– выявить основы правильного питания;

– выяснить, как питание влияет на здоровье и самочувствие школьников;

– выяснить, какие продукты наносят вред здоровью;

– разработать здоровое меню школьника.

«Мы есть то, что мы едим», – гласит древняя мудрость. Второклассникам было предложено выяснить, так ли это. Для этого предлагалось ответить на следующие вопросы:

Что даёт человеку правильное питание?

Что, сколько и как нужно есть, чтобы быть здоровым?

Мы едим, чтобы жить, или мы живём, чтобы есть?

Всегда ли вкусное бывает полезным?

Работа осуществлялась в группах, перед которыми были поставлены конкретные задачи:

1 группа – Выяснить, что такое правильное, рациональное, сбалансированное питание. Составить меню школьника.

2 группа – Узнать «золотое правило» питания. Проанализировать «пирамиду питания». Составить памятку здорового питания.

3 группа – Выяснить, почему фаст-фуд называют «мусорной едой»? Провести анкетирование среди учащихся 2-х классов с целью выяснить, насколько правильно они питаются.

В ходе работы над проектом ребята обсуждали проблемы в группах, привлекая родителей и специалистов: школьного врача, врача-диетолога, повара школьной столовой; проводили исследовательскую работу с помощью анкетирования на параллели 2-х классов школы, анализировали результаты; оформляли результаты своего исследования в форме презентации «Правильное питание – залог здоровья», памятки здорового питания, составленного меню школьника.

От совместной увлекательной работы удовлетворение и удовольствие получили все: я увидела своих учеников в новом качестве, у некоторых ребят проявились скрытые до сего времени способности и увлечения; родители задумались о том, насколько правильно питается их семья, и это стало темой обсуждения на родительском собрании; у ребят в ходе работы над проектом появились новые вопросы, на которые им хочется получить ответы: «Вегетарианство – это хорошо или плохо?», «Шоколад – это вкусно, но полезно ли?», «Каковы целебные качества специй и пряностей?». Есть над чем поразмышлять, есть стремление обменяться мнениями и желание сотрудничать со сверстниками, поэтому мы решили попробовать свои силы и предложить новый проект на сайте Nachalka.com

Приглашаем к сотрудничеству всех, кому это интересно. «Мы ничему не учимся у того, кто говорит: «Делай, как я». Единственными нашими учителями являются те, кто говорят: «Делай со мной», – отмечал Жиль Делёз. Метод проектов, в частности телекоммуникационный проект, представляет для этого широкие возможности.

Приложение. Презентация «Сетевые проекты для учеников начальной школы»

 

Использованные ресурсы:

1. Метод проектов. Полат Е.С. – статья на сайте Российской Академии Образования

2. http://wiki.pippkro.ru/index.php/Сетевой_проект

Использованная литература:

1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: «Академия», 2007.

2. Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: Беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. – М., 2000.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 44)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела