Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Галина Витальевна Бархатова,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 177 Дзержинского района г. Новосибирска

Сетевой проект по окружающему миру в начальной школе

 

Лучший способ сделать детей хорошими –

сделать их счастливыми.

О. Уайльд

Прогресс не стоит на месте. Добрался он и до наших школ. Уже никого не удивишь наличием в классе мультимедийной доски и компьютера. И что дальше? Как сделать, чтобы это чудо-техника работала во благо в полном смысле этого слова. Для этого необходимо интересное ДЕЛО, которое увлечёт обучающихся, учителя и родителей. Необходимо создать условия для формирования ИКТ-компетенций ученика.

Для меня, как учителя, особое место занимает проектная деятельность. Это создание с детьми групповых проектов, монопроектов, участие в сетевых учебных проектах. На своём опыте я убедилась, что проектная деятельность способствует развитию познавательного интереса учащихся, умению ориентироваться в информационном пространстве, развитию их критического и творческого мышления, умения видеть, формулировать и решить проблему. Кроме того, проектная деятельность даёт возможность интегрировать многие предметы общеобразовательного цикла.

Меня заинтересовали сетевые проекты для учащихся 1-4 классов на сайте www.Nachalka.com. Подумала, что моим второклашкам это будет тоже интересно. Но с чего же начать? Всегда нужны единомышленники и помощники. Именно с родителей всё и начиналось. А единомышленники – учителя начальных классов.

С чего все начиналось? Первый шаг, который предпринимает любой пользователь – это прохождение регистрации. Учителя прошли процедуру регистрации со своего домашнего компьютера, а дети вместе с родителями регистрировались дома сами. После завершения процедуры регистрации они присоединились к выбранным проектам и создали команды, придумав им название «Веселые ребята» и «Почемучки». Сделать это было совсем несложно, следуя подробным инструкциям администраторов сайта.

Первый сетевой проект, в котором приняли участие команды, «Моя семья, мое богатство. Автор проекта – Жанна Анатольевна Ховрычева, учитель начальных классов г.Санкт-Петербург.

Сетевой учебный проект «Моя семья – моё богатство» был использован как первый вводный проект для учащихся 1 класса. Данный сетевой учебный проект проводился во время изучения темы «Твоя семья и друзья» в рамках изучения предмета «Окружающий мир» ОС «Школа 2100».

Основная цель проекта: формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека.

Проект состоял из трёх этапов

Вопрос первого этапа проекта: Зачем человеку нужно знать свою родословную?

Вместе с детьми искали ответ на вопросы: «Что такое семья? Какие названия членов семьи вы знаете? Как составляется родословное древо?»

Первый этап включал следующие задания:

– семейная викторина – выполнялся коллективно всей командой;

– составление родословного древа – выполнялся индивидуально всеми членами команды;

– моделирование родословного древа – выполнялся всей командой;

– решение логических задач по теме "Семья" –  внеконкурсное задание для самостоятельного выполнения участниками команды.

Заданий на данном этапе было много. Коллективные задания выполняли вместе после уроков, индивидуальные – дома вместе с родителям. Самым интересным заданием было создание родословного дерева. Команда «Веселые ребята» создала «живую» модель родословного древа на уроке окружающего мира в форме ролевой игры. Чем не проект «в проекте»? Команда «Почемучки» родословное дерево представила в форме объёмной аппликации. Выполненные модели родословного древа сфотографировали и загрузили в фотогалерею «Nachalka».

Проблемный вопрос второго этапа проекта: Почему говорят, что дерево держится корнями, а человек – семьёй? Мы ответили на вопросы: «Что мы называем семейными традициями? Какие традиции есть в твоей семье? Какие пословицы о семье вы узнали?».

Для выполнения заданий второго этапа команды делились на две группы по интересам:

1-ая группа “Мудрецы” выполняла задание «Копилка народной мудрости» на stixy.com. Участникам требовалось подобрать пословицы по теме, данной организатором проекта на веб-доске. Темы были следующие: пословицы о семье, о матери, об отце, о сестре и брате. Для поиска пословиц команды отправились в школьную библиотеку, обратились к Интернет-источникам. На каждой веб-доске работало несколько команд. Это была совместная работа с командами из разных уголков нашей Родины!

2-ая группа “Знатоки" выполнила задание «Народные семейные традиции» в Google-презентации по шаблону. Участники команды, после беседы по данной теме с родителями, составили рассказ о народной семейной традиции. На общем сборе, заслушав рассказы участников подгруппы, выбрали лучшие. К выбранному рассказу о традиции, художниками группы были выполнены рисунки, которые сфотографировали и использовали в презентации.

Проблемный вопрос третьего этапа проекта: «Какую семью мы называем счастливой?»

Участники проекта ответили на вопросы: «Из чего складывается хозяйство семьи? Какую посильную помощь дети могут оказать взрослым? Какие взаимоотношения должны быть между членами семьи?»

После обсуждения по группам проблемного вопроса, детям было дано задание: записать слова или словосочетания, отражающие их представление о счастливой семье. Списки слов были сданы координатору и внесены в сервис «облако слов». В результате выделись наиболее важные слова, характеризующие счастливую семью. Ссылка на получившееся облако слов была размещена координатором в таблице "Шаги к успеху..." По итогам мозгового штурма после просмотра получившегося "облака слов" команды выбрали девиз счастливой семьи. Художники команд нарисовали плакат, который сфотографировали и разместили в фотогалерее сайта "Nachalka.com" в альбоме "Моя семья моё богатство". Девиз счастливой семьи, соответствующий данному плакату, поместили в заголовке, а в комментариях к фото добавили название команды. На данном этапе было проведено внеконкурсное задание: комментирование плакатов других команд в фотогалерее, которое дало возможность научить юных участников культуре комментирования работ, а также способствовало развитию устной и письменной речи учащихся.

Подведение итогов проекта проводилось в форме рефлексии. Совместно с координатором команды ребята заполнили таблицу «Знаю, интересуюсь, узнал», а также заполнили анкету юных участников проекта. Координаторы команд также заполнили предложенные им анкеты. Руководитель проекта, обработав результаты анкет, разместил их итоги на сайте.

Продукты проектной деятельности учащихся:

I этап – Модель родословного древа;

II этап – "Копилка" народной мудрости;

Создание 1-3 страничек для итоговой коллективной презентации "Семейные народные традиции" по шаблону;

III этап – Плакат "Счастливая семья" в фотогалерее на сайте www.Nachalka.com + девиз счастливой семьи в заголовке к плакату, в комментариях – название команды.

Чему же научились, участвуя в проекте «Моя семья, мое богатство»?

– Дети усвоили первоначальные представления о сущности и особенностях семьи, семейных традиций;

– учились объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и что я узнал» (результаты);

– совместно с учителем учились составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера;

– работать по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете);

– освоили навыки безопасного поведения в сети Интернет;

– познакомились с некоторыми сервисами сети Интернет, используемыми во время проведения сетевого учебного проекта на сайте www.Nachalka.com.

Учителя приобрели навыки работы с сервисами сети Интернет: веб-доска, создания Google-презентации по шаблону и заполнения Google-форм документов.

После подведения координаторами итогов проекта на страничке подшивки проекта "Моя семья – моё богатство!" Итоговые работы были видны все работы участников команд.

Оглядываясь назад, хочется сказать, что здесь приобретен бесценный опыт работы в команде. Не всё было гладко и легко, но это не важно. Главное, что участники попробовали свои силы и достигли поставленной цели!

Литература

1. Жукова Т.А. Сетевой проект – это интересно!

2. Жукова Т.А Инновационная деятельность: Сетевые проекты в работе учителя начальных классов.

3. Рождественская Л.Р., Смирнова М.А Организация сетевого проекта для начальной школы.

4. Смирнова М.А. Литературные игры цифровых аборигенов.

5. Смирнова М.А. Все начинается с "если..."

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела