Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Марина Ивановна Хозина,
учитель начальных классов первой квалификационной категории МКОУ СОШ д. Шибково Искитимского района Новосибирской области

Формирование социального здоровья в контексте информатизации образовательного процесса

 

«Будьте здоровы!» – как часто мы произносим эти слова, желая, в первую очередь, здоровья физического или просто ради проформы. Но сегодня ясно, что для жизни в современном обществе одного физического здоровья недостаточно. Современный человек должен быть социально здоров.

Социальное здоровье личности, под которым понимается социальная активность, поведение в обществе, личное отношение к миру, обеспечивающее гармонию между потребностями человека и общества в целом, сегодня провозглашено национальной идеей России. В самом деле, требуя всего и сразу, не задумываясь о голодных детях Никарагуа, бездомных, стонущих в Нью-йоркских трущобах, мы, сами того не замечая, разрушаем гармонию мира, мира, созданного Господом!

Всегда во все времена власть осознавала эту задачу. Еще в V веке до н.э. Перикл говорил, что «здоровье – это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко и, не теряя самообладания, переносить любые жизненные невзгоды». Такого человека, который бы стремился к самореализации и постоянному личностному развитию, ответственного и творческого, ждет и современное общество, наполненное потребителями, рвачами и хапугами.

Однако социальное нездоровье с каждым годом поражает все больше детей и подростков. Рост националистических настроений, насилия, пассивность и равнодушие, неуважение к истории и традициям своей семьи, края, страны, стремление к богатству, лень и нежелание отдавать всего себя безвозмездному служению стране – вот те отрицательные факторы общественной среды, влияющие на становление молодого человека сегодня.

Бороться с влиянием этих факторов на молодых людей школе, которая стала важнейшим институтом формирования здоровой (физически, нравственно, морально и духовно) личности в одиночку трудно. Только через обмен опытом с другими школами по социальному оздоровлению школьников, в сотрудничестве с различными общественными институтами, социальными партнерами можно решать эти задачи.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков выдвигается в число приоритетных задач социального развития страны. В связи с этим, на систему образования, обеспечивающую социальное развитие личности, помимо специальных задач, ложится и задача сохранения физического, психического, духовного и социального здоровья учащихся. При этом школа занимает одну из первых ступеней в структуре общественного воспитания личности.

Период, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей, приходится на время пребывания ребенка в школе, несмотря на то, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны медиков и педагогов. Таким образом, рассматриваемая нами проблема заключается в том, что в школьном возрасте происходит ухудшение состояния здоровья, но именно школа как социальный институт имеет широкие возможности для внедрения эффективных путей решения проблем сохранения и укрепления здоровья детей. Однако современная образовательная модель школы делает акцент на медицинской стороне здоровья, обращает внимание в основном на физическое и психическое здоровье учащихся, другие аспекты феномена здоровья – духовный и социальный – затрагиваются в меньшей степени. Между тем, проблема социального здоровья сегодня едва ли не самая актуальная в учебном учреждении.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения исследовались во все периоды становления и развития образования. Ряд ученых – философы К. Гельвеций, Дж. Локк, Г. Спенсер и др., психологи В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев и др., медики Н.М. Амосов, И.И. Брехман, В.П. Казначеев, П.Ф. Лесгафт, Ю.П. Лисицын, М. Монтессори и др., педагоги К.Д. Ушинский, В.В. Колбанов, В.А. Сухомлинский, Л.Г. Татарникова и др. – пытались решать проблему здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни у детей. В работах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко здоровье ребенка рассматривалось в его развитии через выполнение физического труда. Валеолого-педагогические аспекты данной проблемы носили широкое освещение в работах И.И. Брехмана и Л.Г. Татарниковой. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в ходе образовательного процесса раскрыта в трудах М. Монтессори, А.В. Сухомлинского, П.Ф. Лесгафта и Дж. Локка. Исследования по вопросам гигиенического воспитания проводились Н.А. Бернштейном, В.И. Загвязинским и др. Серьезное внимание проблемам сохранения и укрепления здоровья обучаемых уделено в работах М.М. Безруких, В.Д. Сонькина, Н.К. Смирнова и др. Вопросы социального здоровья школьников исследовали Е. Сивицкая, О.А. Рагимова и Е.Н. Приступа.

Анализ теоретической разработанности проблемы здоровье сбережения детей позволяет сделать вывод о том, что в основном здоровье ребенка рассматривается в его развитии через выполнение физического труда и широкое освещение медико-гигиенических вопросов. Изучение литературы показывает, что, несмотря на повышенный интерес ученых к исследуемой проблеме, недостаточное внимание уделяется сохранению и укреплению социального здоровья учащихся.

Понятие «социальное здоровье» давно вошло в научный оборот. В научной философской, социологической, медико-психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется проблемам социального развития, сохранения и укрепления социального здоровья взрослого человека. Имеются отдельные данные изучения здоровья ребенка и здоровья взрослого человека, но отсутствует комплексный подход к исследованию социального здоровья детей школьного возраста в условиях образовательного учреждения.

Изучив научную литературу по вопросам здоровьесбережения, отмечаем, что отсутствует четкое определение социального здоровья личности, в основном, данное понятие рассматривается в рамках общественного здоровья. Таким образом, рассмотрение социального здоровья в психолого-педагогическом контексте позволяет нам сформулировать следующее представление данного понятия: социальное (личностное) здоровье – это состояние физического, психического, духовно-нравственного благополучия, определенный уровень личностного развития, отсутствие поведенческих девиаций, социально-значимых заболеваний и способность к полноценному выполнению социальных функций в обществе.

Р.В. Овчарова выделяет следующие критерии социального здоровья:

– адаптация в рефератных общностях (семья, класс, группа);

– овладение ведущими и другими видами деятельности (игровая, учебная, учебно-профессиональная);

– овладение нормативным поведением;

– наличие самоконтроля и саморегуляции поведения в зависимости от обстоятельств [Овчарова Р.В., 2002].

Следует отметить, что социальное здоровье школьника характеризуется критериями и показателями нормы и отклонений, которые имеют свои особенности проявления в зависимости от возраста. Таким образом, выделим основные критерии нормативности социального здоровья детей:

– сформированность социально-значимых личностных качеств;

– способность к самоконтролю;

– самоопределение;

– социально приемлемые ценностные ориентации и отношения;

– ценностное отношение к собственному здоровью;

– активная жизненная позиция;

– социальная адаптивность;

– отсутствие социальных девиаций в поведении;

– отсутствие поведенческих расстройств;

– отсутствие социально-значимых заболеваний и зависимостей;

– позитивные взаимоотношения с одноклассниками.

Итак, определим основные направления в сохранении и укреплении социального здоровья школьников в рамках образовательного учреждения:

– укрепление и развитие физического здоровья;

– формирование системы ценностей и установок у учащихся;

– формирование нравственной культуры;

– развитие социальной активности;

– повышение уровня информированности по вопросам сохранения и укрепления здоровья;

– формирование благоприятного психологического микроклимата в классе и школе;

– профилактика социально-значимых заболеваний и зависимостей (наркомании, алкоголизма, табачной зависимости и т.д.);

– создание волонтерского движения по профилактике зависимостей.

Следует отметить, что задача сохранения и укрепления социального здоровья учащихся школ диктует высокие требования к профессиональной культуре всех участников образовательного процесса в вопросах здоровья в целом и в области профилактики социально-значимых заболеваний и зависимостей. Необходимо подчеркнуть, что условием, без которого невозможно сохранение и укрепление социального здоровья учащихся, является формирование здоровьесберегающего пространства школы, класса, урока, где обеспечивается защита здоровья учащихся и педагогов, где формируется и укрепляется социальное здоровье, воспитывается культура здоровьесбережения.

В заключение скажем, что в целом проблема социального здоровья школьников актуальна, но недостаточно решена как на теоретическом, так и на научно-методическом уровне. Необходим поиск эффективных и действенных способов в решении проблемы сохранения и укрепления социального здоровья. Поэтому школа как социальный институт, охватывающий всех граждан в течение длительного промежутка времени, имеет широкие возможности для внедрения эффективных путей сохранения и укрепления здоровья. Следовательно, школа является институтом, где происходит формирование социального здоровьесбережение как условие формирования образовательной среды младших школьников в аспекте ФГОС второго поколения.

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко распространились такие проявления нездоровой личности, как дезадаптация поведения, враждебность, неадекватное восприятие окружающего мира, пассивная жизненная позиция, эгоцентризм, утрата веры в свои возможности, ослабление воли, снижение самоконтроля.

Одной из современных задач начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения определяет эту задачу как одну из приоритетных. Результатом решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.

Данное понятие в концепции ФГОС определяется как образовательное пространство: гарантирующее охрану и укрепление физического, психологического, духовного и социального здоровья обучающихся. Именно такое образовательное пространство является комфортным по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

За последние десятилетия уровень здоровья детей, как показывают исследования ученых, неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социально-гигиенических и биологических факторов. Анализ структуры заболеваемости школьников по классам болезней, выявил следующее. Первое место среди них занимают болезни органов дыхания – 76,6%. Этот уровень преимущественно формируется за счет острых респираторных вирусных заболеваний, гриппа, ангины, бронхита. Последующие места в структуре заболеваемости учащихся младшего школьного возраста занимают нервно-психические дисфункции (39,7%), нарушения осанки (38,4%), т.е. так называемые школьные формы патологии, возникающие под влиянием факторов школьной среды.

Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.

Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья школьников.

В Примерной образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность должна:

1. Сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх.

2. Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания,  переутомления и т. п.).

3. Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

4. Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье.

5. Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.

6. Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

7. Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).

8. Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.

9. Научить учащихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

10. Сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

Актуальность здоровьесбережения учащихся. Здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней и дефектов, но еще и физическое, социальное и душевное благополучие. Еще Гиппократ говорил: “Бессмысленно лечить глаза без головы, голову без тела, тело без души”.

В сегодняшнем активно развивающемся мире особо актуальным стал вопрос здоровьесбережения подрастающих граждан России. Уделение внимания проблемам образования и здоровья наших детей – забота о завтрашнем дне.

Современный человек испытывает воздействие разнообразных стрессорных факторов, к числу которых относятся психоэмоциональные, социально-бытовые, производственные. Постепенно организм перестает справляться с перегрузками, его защитные силы ослабевают, – на этом фоне развиваются многие психосоматические заболевания.

Согласно данным, представленным на заседании Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации 1 июля 1998 года, до 60% подростков страдают хроническими заболеваниями. Распространенность нервно-психических нарушений среди подростков (главным образом, пограничных психических расстройств) достигает 79% [9].

Стремительно развивающаяся информационная среда с каждым днем усиливает влияние на содержание образовательных программ и сам процесс обучения. В этих условиях остро встают вопросы повышения эффективности усвоения учащимися большого потока знаний, адаптации детского организма к повышающимся стрессовым нагрузкам. В целом возрастает значимость сохранения психосоматического здоровья детей.

Использование передовых психолого-педагогических способов обучения и воспитания подразумевает разработку дальней перспективы развития основного и дополнительного образования. Важным компонентом образования является воспитание зрелой социализированной личности, способной креативно мыслить и свободно ориентироваться в условиях динамично меняющейся жизни. Применение информационно-коммуникационных технологий дает возможность намечать реальные задачи подготовки и адаптации учащихся к взрослой жизни, с учетом индивидуального психологического профиля ученика через отслеживание динамики его развития.

Актуальность темы обусловлена следующими важнейшими причинами:

1. Социально-педагогическими факторами:

Поскольку учащиеся учреждения дополнительного образования – это ученики школ, то объяснимо, что школа, составляющая социальную среду, в которой дети находятся в продолжение значительной части времени, нередко создает для них психологические трудности. По данным Конференции ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), для детей школа оказывается причиной четырех комплексов проблем.

Первый из них связан с поступлением в школу, из-за перехода от игры к труду, от семьи к коллективу, от нестесненной активности к дисциплине. При этом степень трудности приспособлений ребенка зависит от того, в какой мере готовили ребенка к школе.

Во-вторых, ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Нажим родителей, учителей, одноклассников тем сильнее, чем более развито общество и сознание необходимости образования.

В-третьих, “технизация” общества, требующая усложнения школьных программ, ее компьютеризация резко увеличивает трудности усвоения школьных знаний.

В-четвертых, из-за присутствия в школе элемента соревнования, связанного с ориентацией на высокие показатели, отстающих часто осуждают. У таких детей может развиться самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности: они смиряются с ролью неудачников, неуспевающих и недостойных любви, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличивает риск развития психосоматических расстройств.

Все четыре комплекса проблем способствуют повышению уровня тревожности учащихся. И это еще одна из причин стрессового состояния человека. Как правило, человек с высоким уровнем тревожности не умеет строить свои отношения с окружающей средой.

2. Неблагополучная тенденция российских школьников к растрачиванию своего здоровья на употребление никотина, алкоголя, наркотиков.

3. Попытка поиска новых, интересных и актуальных форм психологической работы, способствующей развитию адаптационных возможностей и одновременно формированию личностных качеств учащихся. В настоящее время эта тема является одной из недостаточно разработанных. Актуальность применения ИКТ состоит в том, что для подростков компьютерная среда является очень привлекательной. Об этом говорит обилие материалов и в журналистике, и на телевидении, и во всех сферах нашей жизни. В связи с этим возникает проблема необходимости не только развития адаптационных возможностей, но и реализации на практике в виде тренинговых занятий, что способствует более успешной адаптации учащихся к будущей самостоятельной жизни.

4. Приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения, определяемыми Департаментом образования (здоровьесберегающие технологии, экологическая культура, информационная среда).

Таким образом, назрела необходимость введения в практику использования информационно-коммуникационных технологий с целью поиска новых путей реализации и развития адаптационных возможностей детей, поддержанию их физического, психологического и социального здоровья. Известны различные подходы к построению здоровьесберегающих программ. Опыт показывает, что не все обучающие подходы и стратегии могут быть эффективными применительно к здоровьесбережению. Наименее всего в существующих ныне образовательных проектах разработаны вопросы о снятии избыточного напряжения с ребенка, об обучении его методам противодействия стрессу, в том числе и информационному, не говоря уж о выработке навыков саморегуляции.

Взятые за основу программы ИБИС и “Сталкер”, разработанные научно-производственной фирмой “Амалтея” (Санкт-Петербург), сертифицированные “Учсерт” Российской Академии Образования, позволяют при минимальных временных затратах обеспечить максимальную эффективность коррекционно-профилактической работы. Кроме названных программ, в работу введено использование презентаций, интерактивной доски и возможности локальной сети, что является новшеством в применении данных программ.

Поэтому целью внедрения ИКТ в работу по здоровьесбережению учащихся является: определение степени эффективности использования ИКТ в работе по здоровьесбережению учащихся.

Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать влияние занятий с использованием ИКТ на уровень соматической заболеваемости учащихся.

2. Отследить динамику развития интеллектуального и личностного развития учащихся коррекционных групп через организацию психолого-педагогического сопровождения.

3. Определить степень влияния занятий по антистрессовой подготовке на мотивацию достижения успеха.

4. Соотнести степень влияния занятий на основе ИКТ со снижением стрессорного воздействия в условиях конкурсной и концертной деятельности.

5. Выявить уровень влияния применения ИКТ на формирование волевых и мировоззренческих качеств, позволяющих избежать вовлечения учащихся в наркоманию, алкоголизм и табакокурение.

6. Оценить достижения результата.

Проблемы здоровья школьников. Одной из важнейших задач школы, в соответствии с целями происходящей ныне реформы образования в России, является сохранение и укрепление здоровья учащихся. В последние годы интерес к проблеме здоровья школьников заметно повысился. Во многих регионах страны появляются различные программы, направленные на укрепление здоровья. Часто инициатива проведения этих программ принадлежит системе образования, ее руководители гордятся такими программами. Образовательному учреждению также становится престижно называть себя “школой здоровья”. Учителя охотно принимают участие в организации “уроков здоровья” и во внеклассных мероприятиях по данной тематике. Почему такой интерес к проблеме? Состояние здоровья детского населения страны вызывает очень серьезные опасения специалистов.

Стрессорные факторы возникновения проблем учащихся. Специфика проблем учащихся в дополнительном образовании:

– Самоопределение. Дети стоят перед выбором вида деятельности, пробуют свои силы в разных объединениях. Часто бывает, что в дополнительное образование дети – младшие школьники – попадают по настоянию и желанию родителей, которые считают, что у ребенка есть способности к тому или иному виду творчества. В этом случае мотивация ребенка является внешней, и задача педагога и психолога в том, чтобы перевести мотивацию ребенка из внешнего уровня на внутренний, т.е. создать ситуацию успеха, тем самым замотивировать на достижение успеха.

– Конкуренция. В отличие от общеобразовательной школы, где одаренные и творческие личности рассредоточены в массе “средних” учеников, в дополнительном образовании собрано большинство творческих личностей, которые переживают условия конкуренции среди равных. И если конкуренция приобретает негативный характер, то во избежание возникновения психических расстройств у детей необходимо владение навыками саморегуляции.

Учащиеся в системе дополнительного образования, в частности в Доме детского творчества, где педагогом-психологом работает автор, в большинстве своем – неординарные творческие личности, для которых свойственны такие психические качества, как высокая самооценка, лидерские притязания, высокая “Я-концепция”. Таким ребятам совсем не легко, вопреки мифу о том, что “талант сам пробьет себе дорогу”, проявлять свои способности из-за неконфортности, свойственной личности с перечисленными качествами. Находясь в среде, требующей соблюдения определенных норм и правил, у таких личностей зачастую возникает серьезный внутриличностный конфликт.

Выведение игр в локальную сеть в блоке психофизиологического тренинга позволяет переводить индивидуальные занятия учащихся в групповой режим и при этом сохранять качество индивидуальной работы. Учащиеся могут находиться в разных кабинетах, а психолог на мониторе своего компьютера имеет возможность наблюдать за ходом тренинга. В случае возникновения затруднений у учащихся, психолог подходит к учащемуся с рекомендациями по применению приемов саморегуляции. Использование локальной сети позволяет избежать дополнительных мероприятий по организации занятий в практическом блоке программы: не нужно оборудовать компьютерный класс (или занимать имеющийся), не нужно изыскивать дополнительное время для проведения занятия в групповой форме, повышается пропускная способность времени занятия (пропорционально количеству автоматизированных рабочих мест).

Также использование локальной сети позволяет выводить любую необходимую информацию для учащегося на его рабочее место.

Использование информационно-коммуникационных технологий, в частности, компьютерные диагностики, позволяют сократить время на обработку результатов до минимума и получить необходимые результаты измерений.

В данной работе рассмотрено психологическое сопровождение учащихся с целью сохранения и поддержания их здоровья на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

 

Источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 43 с.

2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н // Российская газета. – 2010. – 20 октября. – № 5316.

3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие. – М., 2009. – 123 с.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела