Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Татьяна Александровна Кузлякина,
учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области

Организация и содержание учебной деятельности младших школьников с применением ИКТ на уроках окружающего мира

 

Если вы входите в класс,

 от которого трудно добиться слова,

начните показывать картинки,

и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…

К.Д. Ушинский

Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии, вызывает у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. «Презентация» – переводится с английского как «представление».

Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных, человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации.

Современный мир отличается динамичным развитием во всех социально-значимых областях, и ребёнок находится в центре этого развития. Основу для учебной деятельности ребёнка и многих сфер жизни человека в обществе составляет грамотность. Современная грамотность, выросшая из традиционных “читать, писать, считать”, изменяет акценты, приоритеты и само содержание этой триады и включает элементы информационных технологий, информационной культуры.

Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования, от того, каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Следовательно, необходимо искать эффективные методики и технологии. Одной из наиболее действенных технологий мы считаем ИКТ.

Во-первых, применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Во-вторых, использование ИКТ позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала.

В-третьих, повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация).

В-четвёртых, расширяется возможность самостоятельной деятельности; формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.

В-пятых, обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

А всё вместе, конечно же, способствует повышению качества образования. ИКТ постепенно, но неуклонно переходит из вспомогательных средств обучения в разряд ведущих. Уроки окружающего мира с использованием ИКТ, кроме учебных целей по предметам, имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

– получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей;

– овладение современными информационными-коммуникационными технологиями (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

К наиболее часто используемым ИКТ в учебном процессе относятся:

– электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

– интерактивные доски,

– электронные энциклопедии и справочники,

– тренажеры и программы тестирования,

– образовательные ресурсы Интернета,

– DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

– видео и аудиотехника,

– интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,

– интерактивные конференции и конкурсы,

– материалы для дистанционного обучения,

– научно-исследовательские работы и проекты.

Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с ИКТ.

Моей основная цель применения компьютерных технологий состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это то, для чего я работаю. С помощью компьютерных технологий решаю следующие задачи:

  • Постоянное самообразование и повышение педагогического мастерства, так как нахожусь в постоянном поиске.
  • Формирование “новой грамотности”, предполагающей высокую самостоятельность учащихся в работе с информацией.
  • Внедрение индивидуализации образования за счёт дифференцированного подхода. Это касается учащихся с трудностями в обучении, требующих особых форм предъявления материала, а также одарённых детей.
  • Изменение форм и методов учебной деятельности.
  • Интеграция урочной и внеурочной деятельности.
  • Организация воспитательной деятельности на более высоком информационном уровне.

Для решения выше изложенных задач использую следующие направления:

– создание слайд-презентаций к учебнику;

– подготовка индивидуальных карточек для обучения;

– подготовка дополнительного материала;

– использование готовых электронных учебных материалов.

Мой кабинет оснащён следующим оборудованием: компьютер; принтер.

Но я могу перейти со своими учениками в кабинет, оборудованный персональными компьютерами на каждого ребенка, мультимедийной доской, проектором.

Я учу детей по учебнику А.А. Плешакова “Окружающий мир” в 2 ч. В нём много интересных иллюстраций, помогающих привлечь внимание детей к наиболее важным моментам изучения каждой темы. На уроках предлагается широко использовать наглядный материал. После каждого раздела детям предлагается создать презентации на различные темы. А также есть страничка «Проверим себя. Оценим свои достижения», где дети самостоятельно могут проверить свои знания и оценить себя.

В моей методической копилке есть разработанные презентации на каждый из уроков окружающего мира 1-2-х классов. Вот некоторые из них:

1. Неживая и живая природа.

2. Что такое погода?

3. Кладовые земли.

4. Город и село.

5. Все профессии важны.

Подборка иллюстративного материала:

“Природа в разное время года”

“Цветы полей”

“Зимующие птицы”

“Овощи” и др.

Другой мультимедийный материал, который я использую на уроках – это электронное приложение к учебнику «Окружающий мир”. С его помощью я помогаю детям не только познакомиться с окружающим миром, но знакомлю с правилами безопасного взаимодействия с ним. Учебный материал представлен в игровой форме, наиболее подходящей для детского восприятия. Многочисленные задания, которые ученик выполняет, позволяют ему не только легко и прочно усвоить материал школьной программы, но и развить внимание и логическое мышление. Учебники содержат весь образовательный материал предмета “Окружающий мир” начальной школы.

На уроке я использую ИКТ по-разному.

Форма работы может быть и индивидуальной, и групповой, и фронтальной. Например, при работе с тренажёром ученик может выполнять задания самостоятельно. Также можно организовать групповую работу, во время которой учитель демонстрирует на экране отдельные эпизоды тренажёра. После каждого эпизода все ученики по очереди выполняют упражнения, когда необходимо, при подсказке учителя.

Учащихся начальных классов я вовлекаю не только в использование информационных ресурсов, но и в создание их. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию такой деятельности. Однако начинать такую работу нужно именно с начальных классов. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Современный младший школьник прекрасно знаком с компьютером (чаще лучше, чем взрослый), но относится к нему, как к игрушке. И передо мной встаёт задача показать, насколько это мощный инструмент познания, позволяющий открыть мир. Мои ученики создали богатый дополнительный материал по таким темам окружающего мира, как «Электронная красная книга Новосибирской области».

Выполнение такой работы решало одновременно несколько задач:

  • Расширение информационного поля учащихся.
  • Формирование умения работать с дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, Интернет).
  • Развитие навыка работы с компьютером.
  • Формирование орфографической зоркости при обработке подобранного материала.
  • Развитие умения работать в парах и группах.
  • Осуществление межпредметных связей.
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

  • Активизировать познавательную деятельность учащихся.
  • Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне.
  • Обеспечить высокую степень дифференциации обучения.
  • Повысить объём выполняемой на уроке работы.
  • Усовершенствовать контроль знаний.
  • Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
  • Формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

 

Источники

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/ispolzovanie-ikt-na-urokakh-okruzhayushchego-mira

http://festival.1september.ru/articles/574543/

ito.edu.ru›2007/MariyEl/III/III-0-37.html

http://www.myshared.ru/slide/228961/

http://viki.rdf.ru/item/1950/

http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=16861

http://exorcist-soft.ucoz.ru/load/kompjuternyj/1/okruzhajushhij_mir_1_klass_ehlektronnoe_prilozhenie_k_uchebniku_a_a_pleshakova_2011/4-1-0-5800

http://weseley.ru.com/uchebnik-okrugayushchiy-mir-klass-pleshakov.html

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела