Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Алла Вячеславовна Кондратова,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 189 Октябрьского района г. Новосибирска

Информационная безопасность образовательного процесса в начальной школе

 

Проблема обеспечения безопасности – одна из приоритетных в существовании любого государства. Она имеет непосредственное отношение к самым разным сферам жизнедеятельности, в том числе к системе образования. Процессы обучения и воспитания граждан, нахождения в образовательных учреждениях, за их пределами, организация досуга, отдыха и оздоровления непосредственно сопряжены с понятиями безопасности.

Если рассматривать понятие «безопасность» в широком смысле этого слова, то оно включает организацию защиты участников образовательного процесса от чрезвычайных ситуаций, террористической угрозы, от экстремизма и насилия над личностью. Следует отметить, что в это понятие включается и защита от незаконного вторжения в личное и информационное пространство, а также умение правильно оценивать внешние факторы и оперативно и адекватно реагировать на них.

Говоря об обеспечении безопасности образовательного процесса, нельзя не затронуть тему информационной безопасности. Рособразованием разработан комплекс организационных мероприятий и научно-методических средств, обеспечивающих индивидуальную безопасность личности, которая включает профилактику попадания в травмирующие в физическом или психологическом плане ситуации, формирует навыки безопасного поведения в различных ситуациях.

Обострению проблемы информационной безопасности образовательных учреждений способствовало также проводящееся в настоящее время массовое их подключение к сети Интернет, с круглосуточным обеспечением доступа к информационным ресурсам, особенно в рамках реализации с 2006 года приоритетного национального проекта «Образование».

В 2006 году был выполнен первый этап формирования системы эффективного и безопасного доступа обучающихся к Интернет-ресурсам. Были разработаны программные средства фильтрации, методическое и информационное обеспечение работы системы, проведена подготовка технических средств, обеспечивающих поддержку ее внедрения. Для поддержки процесса внедрения системы контентной фильтрации создан специализированный Интернет-сервер http://skf.edu.ru

Однако для достижения наибольшего эффекта необходимо уделять особое внимание воспитанию и обучению школьников-пользователей сети Интернет навыкам эффективной и безопасной работы с информацией.

Сегодня, в условиях информатизации общества, нужно быть готовыми к тому, что знакомство детей с компьютером начинается уже на занятиях в детском саду, а с поступлением в школу ребёнок вплотную начинает осваивать вычислительную технику. Работа на компьютере происходит как во время учебных занятий, так и в домашних условиях. Положительный эффект от использования компьютера в образовательном процессе очевиден. Плюсы использования Интернета состоят в том, что сеть предлагает учащимся образовательный и полезный опыт и правильное его использование может улучшить успеваемость. Однако, помимо этого, имеются и негативные последствия:

– возникновение компьютерной и Интернет-зависимости (по сути эти понятия равноценны, их отличает лишь присутствие в сети в данный момент). Компьютер поглощает время, силы и эмоции до такой степени, что ребёнок оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, развиваться как личность. По мнению ведущих специалистов, возникновение Интернет-зависимости наступает в течение полугода после начала работы в Интернете и не подчиняется законам формирования традиционных зависимостей.

– распространение по сети информации, прямо угрожающей психическому и физическому здоровью человека. Сектантское проповедничество, распространение мистических и эзотерических учений и практик, магии. Существует множество сайтов посвящённых пиротехнике, суициду, обсуждению действия тех или иных наркотиков. Отсюда может последовать интерес к наркотикам, алкоголю, курению, увлечению ими. Как результат возникает угроза социальной и личностной дезадаптации, а в ряде случаев происходит разрушение психики человека, подвергшегося такому информационному воздействию.

– получение неточной информации. Практика показывает, что в школе ребёнка не учат подвергать сомнению полученную информацию, как, впрочем, не учат ни родители, ни педагоги видеть информационную угрозу, чувствовать опасность, исходящую от того или иного сообщения, и таким образом дети оказываются один на один с потенциально опасной информацией.

– неконтролируемые покупки, осуществляемые детьми. Если дети имеют доступ к банковским данным или номеру кредитной карты, они могут приобрести практически что угодно через Интернет, от постера до роскошной машины, или оплатить услуги, варьирующиеся от онлайновых игр до путешествия вокруг света.

– угроза заражения вредоносными ПО. Для распространения вредоносного ПО и проникновения в компьютеры используется электронная почта, компакт-диски, дискеты и прочие сменные носители информации или скачанные из Интернета файлы. Дети, неискушенные в вопросах социальной инженерии, могут легко попасться на уговоры злоумышленника. Этот метод часто используется хакерами для распространения троянских вирусов.

– дети сами могут представлять опасность, начав через Интернет угрожать людям и нарушать закон. Это возможно потому, что существуют трудности в определении злоумышленника, в раскрытии преступления благодаря простоте и доступности включения в информационный социум.

– Интернет может представлять реальную угрозу встречи ребёнка с педофилом. Злоумышленник может представляться доброжелательным, внимательным собеседником, которому хочется доверять. Он поощряет ребёнка к обсуждению личных проблем, старается эмоционально привязать его к себе.

– оскорбляющий, аморальный контент (порнографические сайты). Статистика пугает: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизнь. Даже на доброжелательных, на первый взгляд, сетевых ресурсах во всплывающем рекламном окне нередко демонстрируется фотография обнажённого тела.

Обо всём этом должны помнить педагоги и родители каждого ребёнка, чей компьютер подключён к Интернету, потому что отследить всю информацию, которая ежесекундно попадает в сеть, невозможно.

Современные дети рискуют посетить нежелательные сайты, скачать нелегальное программное обеспечение или вступить в общение с незнакомыми людьми преимущественно при пользовании компьютером дома, а вовсе не в школе, как полагают многие родители. Дело в том, что ограничения на пользование компьютером в школе гораздо строже домашних запретов. Администрация учебного заведения намного чаще, чем родители, использует программное обеспечение, ограничивающее пользование детьми Интернетом. Поэтому то, что разумно запрещено ученикам в школе, они с лёгкостью проделывают дома ввиду отсутствия должного внимания со стороны родителей.

Вряд мы можем запретить ребёнку выходить в Интернет, но предотвратить негативные последствия неграмотного пользования Интернетом в наших силах. Для этого нужно уметь правильно вести себя в сети. Что для этого следует делать?

1. Внушить ребёнку, что нельзя давать никакую личную информацию (имя, адрес, номер школы, место работы родителей, их телефон, пароль), особенно в чатах и на досках объявлений.

2. Быть в курсе электронной почты, которую получают дети. Все мы знаем, что нехорошо читать чужие письма, но в данном случае это правило нарушить не помешает.

3. Предупредить, что нельзя открывать подозрительные послания электронной почты, файлы, приложения или веб-страницы от незнакомых или сомнительных людей.

4. Рассказать детям, что лучше не организовывать встреч со своими знакомыми по Интернету. Объяснить, что люди в чатах могут оказаться не теми, за кого себя выдают. Если ребёнок всё же решится на встречу, то пусть назначит её в общественном месте и предупредит родителей.

5. Установить чёткие требования пользования компьютером и Интернетом и требовать их неукоснительного выполнения. Под запретом должен быть выход в Интернет в ночное время.

6. Регулярно проводить время в Интернете вместе с детьми, чтобы знать, чем они там занимаются и что их интересует. Познакомить детей с Интернет-этикой и этикетом пользователя.

7.Объяснить ребёнку, что нельзя отвечать на оскорбительные или опасные послания по электронной почте, в чатах. Веб-сайты, на которых ребёнку некомфортно, необходимо незамедлительно покидать.

8. Устанавливать компьютер лучше всего в месте сбора всей семьи. В этом случае есть возможность проконтролировать деятельность ребёнка ненавязчиво.

9. Контролировать деятельность детей в Интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредный контент, выяснить, какие сайты посещает ребенок, и с какой целью. При обнаружении подозрительной информации доступ к такой странице блокируется.

Согласно исследованиям, сегодня нет компьютерных программ, способных полностью защитить маленького пользователя от доступа к нежелательной информации. Даже лучшие программные продукты отсекают не более 20% опасного контента. Однако только техническими средствами проблему не решить, важен и «человеческий» фактор, т.е. доверительные отношения детей, родителей и педагогов. Опасаясь угрозы со стороны «Всемирной сети», не стоит впадать в крайность: конечно же, не стоит полностью исключать компьютер из жизни ребёнка. Нужно внимательно следить за тем, как дети пользуются Интернетом, и научить их делать осознанный и грамотный выбор.

 

Источники информации:

1. Балыхин А.Г. Обеспечение безопасности образовательного процесса: комплексный подход к решению проблемы.

2. ГОУ Центр диагностики и консультирования «Участие» Интернет-сайт:  www.uchastie-sv.ru

3. Малых Т.А. «Наши дети во «Всемирной паутине» Интернета./ «Начальная школа», №7? 2007, с. 8-10.

4. Наумова Ю.И. «Внимание: компьютерная зависимость»./ «Начальная школа», №7?2007, с. 11-12.

5. http://www.psyhelp.ru/texts/iad_test.htm

6. www.themegallery.com

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела