Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(2) Татьяна Александровна Милосердова,
молодой специалист, учитель английского языка МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

Применение интерактивных технологий на уроках английского языка

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Доска, мел, ручка, тетрадь – сегодня эти традиционные инструменты преподавателя и ученика предстают в новом исполнении – интерактивная доска. Применение интерактивной доски позволяет учителю намного эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, организовывать групповую работу и создавать собственные инновационные разработки, при этом не нарушая привычный ритм и стиль работы. Интерактивная доска является не только средством визуального сопровождения урока, но и дает возможность включить учащихся в диалоговый режим обучения. Взаимодействие с интерактивной доской больше походит на диалог с партнером, чем на ряд монологических высказываний с возможностью печатать текст или продемонстрировать картинку. Интерактивная доска дает возможность перемещать объекты, менять их свойства (увеличивать, уменьшать, разворачивать). На доске мы имеем не просто изображение, мы можем его «оживить» и комментировать происходящий процесс.

SMART Board, действительно, является невероятно гибким и удобным инструментом для записи, отображения и анализа информации любого формата, дает возможность работать с электронной картой, схемой, рисунком, картинкой.

В ходе работы с интерактивной доской на уроках иностранного языка можно определить ее несомненные преимущества:

– работа с доской в полной мере позволяет реализовать принцип наглядности;

– яркие и привлекательные материалы коллекции воспитывают в детях эстетический вкус;

– интерактивные возможности доски позволяют снять трудности в процессе монологического высказывания;

– возможность вырезать и стирать объекты с экрана, копировать и вставлять их, отменять или возвращать действия придает учащимся больше уверенности: они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад, что-то изменить или исправить.

Ценным является использование программного обеспечения доски SMART Board, в первую очередь утилит SMART Notebook.

Материалы, представленные в SMART Notebook, можно активно использовать при изучении всех разделов изучаемого языка. Оно позволяет создавать записи, которые могут включать различные виды информации (тексты, видео, схемы, таблицы, знаки, рисунки). Программное обеспечение обладает такими возможностями:

1. При объяснении грамматического материала (например: составление различных типов предложений) использование разноцветных карандашей помогает выделить главное, заострить внимание на употреблении нужной формы смыслового глагола и местоположении вспомогательного в предложении.

2. На экране можно запечатлеть ход мыслей, зафиксировать порядок работы и при необходимости есть возможность вернуться к началу изложения или более сложному аспекту материала урока (например: тема «Разница в употреблении и образовании времен “Simple” и “Progressive”).

3. Функция «draganddrop» позволяет перемещать картинки и слова при выполнении заданий типа: «подбери под пару», «сделай сочетание», «соотнеси» (в отличие от презентаций Power Point, где все объекты размещаются на своих местах в ходе создания, далее произвольным образом не могут быть изменены).

4. На одном слайде можно разместить несколько кадров данного урока и проследить ход мысли.

5. Весь материал проведенного урока с интерактивной доской можно сохранить в записи и учителю нет необходимости все заново писать и создавать.

6. Большой иллюстративный материал, представленный в SMART Notebook, позволяет осуществлять введение новой лексики, наработку слов для лексических минимумов.

На своих уроках я часто использую коллекцию интерактивных объектов, созданную на основе Flash-технологий. Эта коллекция сопровождает интерактивную доску Smart-коллекция Lesson Activity Toolkit 2.0 (комплект инструментов для организации деятельности на уроке). Lesson Activity Toolkit 2.0 позволяет сделать урок ярче, информативнее, увлекательнее; все учащиеся активно включены в деятельность на занятии. Другое преимущество этого инструмента состоит в том, что учителю не нужно постоянно придумывать различные упражнения, следует один раз изучить возможности SMART Board и ввести в задания нужный для урока материал. Рассмотрим некоторые элементы коллекции.

Crossword-кроссворд. Само название говорит за себя. Всё что вам нужно, это ввести слова и ключи-подсказки или вопросы, которые соответствуют уроку и теме, остальное сделает за вас программа. Отличный инструмент для тренировки и закрепления лексического материала. Учащиеся могут работать индивидуально, либо в небольшой группе.

Imagematch – требуется соединить картинки с названиями. Например, при изучении темы "ExtremeSports" в 9-м классе ученикам нужно было сопоставить виды экстремального спорта с их изображениями: BASE jumping, bungeejumping, snowboarding, streetluge, kitesurfing,cliffdiving, caving, BMX, whitewaterkayaking, adventureracing.

Для ввода задания нужно выбрать ячейку Edit. Учитель вбивает правильный вариант задания. Компьютер расставляет картинки и названия вперемешку. Ученики руками двигают и подставляют название под нужную картинку. Если название подобрано верно – возникает зеленая «галочка», если неверно – красный крестик.

Можно использовать подобный инструмент – Keywordmatch. Главное отличие состоит в том, что вместо изображений учащиеся соединяют слово с его описанием.

Multiplechoice – ученикам предлагается ответить на вопросы, выбрав из трех или четырех предложенных ответов. Количество вопросов задает сам учитель. Например, во время прохождения страноведческого материала в 10-м классе, учащиеся должны были ответить на следующие вопросы.

1. Big Ben is...

–  a palace

–  a great clock tower

– a square

2. The Bloody Tower is in...

– the Tower of London

– the Houses of Parliament

– Westminster Abbey и т.п.

Учитель вводит вопросы и отмечает правильные ответы. По ходу ответов учеников компьютер ставит зеленую «галочку» при верном ответе и красный крестик при неверном. Для самопроверки можно нажать клавишу Check, после чего можно просмотреть верные ответы.

Vortex – "вихрь", очень необычный инструмент, который понравится как школьникам младшего, так и старшего звена. Учащимся требуется распределить слова или картинки на две категории, изображенные в виде "воронок". Тему задает учитель. Это может быть позитивный и негативный смысл слов, исчисляемые и неисчисляемые существительные, определенный и неопределенный артикли и т.д. Ученики руками направляют слова в "воронки", если ответ верный – слово исчезает в "воронке", если неверно – возвращается на свое место.

Anagram – игра-анаграмма. В этом упражнение буквы, составляющие слова, перепутаны, ученикам следует расставить их в правильном порядке. Во время тренировки лексики по теме "Животные" во 2-м классе, я предложила сыграть в анаграмму. Дети с интересом и восторгом переставляли "воздушные шары" с буквами, тем самым запоминая не только само слово, но и правильность его написания.

Word Guess – это упражнение напоминает известную с детства игру «виселица». Учитель загадывает (вводит описание) слова, компьютер зашифровывает слова в черточки, соответствующие количеству букв в слове. Правильно подобранные буквы появляются в слове. Упражнение представлено в трех видах – футбол (забивание голов в ворота), баскетбол (забивание мячей в корзину) и пользующийся большой популярностью среди учеников – Tomatosplat ("Бой помидорами").

Pairs – требуется подобрать пары слов (это могут быть антонимы, синонимы, слова с предлогами и т.д.) Ученики поочередно ударяют по квадратикам, определяя нужные пары. В случае совпадения пары – парные квадратики исчезают.

Sentencearrange – требуется расставить предложения в правильном порядке (восстановить ход событий, расставить предложения в диалогах и т.д.). Учитель заранее вводит предложения в правильном порядке. Учащиеся передвигают фразы на доске руками. В случае неправильного ответа – неверные предложения выделяются красными крестиками.

Безусловно, это не все возможности Lesson Activity Toolkit 2.0. Следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, хороших навыков работы с компьютером и, конечно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Потраченные усилия и время обязательно приводят к желаемому результату. Признаюсь, я получаю от этого огромное удовольствие и творческое удовлетворение. Несомненно одно, применение игровых элементов на уроках с использованием Lesson Activity Toolkit 2.0 делает уроки ярче, значительно повышает уровень мотивации учащихся, их заинтересованность в предмете.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1819)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела