Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Анна Валерьевна Бауль,
учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 1» г. Новосибирска

ИКТ как инструмент формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроке окружающего мира

 

В начальной школе коммуникация очень важна. Дети учатся жить в коллективе: высказывают и доказывают свою точку зрения, задают вопросы, начинают понимать, что существуют и другие мнения, с которыми тоже нужно считаться. В книге под редакцией А.Г. Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» мы можем выделить, что коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Антон Семенович Макаренко однажды сказал, что "коллектив является воспитателем личности". В коллективе ребята взаимодействуют друг с другом, распределяют обязанности, а педагог старается помочь организовать их деятельность так, чтобы им было интересно работать в группах. Несомненно, для развития коммуникативных умений очень помогают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Хочу представить Вам урок по окружающему миру, в котором можно увидеть, как использование ИКТ способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

 

Технологическая карта урока

ОУ: МБОУ «Гимназия №1»

ФИО учителя: Бауль Анна Валерьевна

Предмет: окружающий мир

УМК: «Школа 2100», (Окружающий мир: учебник для 1 класса, четырёхл. нач. шк.: В 2 ч.  / Вахруше А.А.: Москва «Просвещение» 2008, Часть 1.

Класс: 1

Тема: «Зима – покой природы»

Имя урока: «Здравствуй, Зимушка – зима!»

Тип урока: урок обобщения, закрепления полученных знаний

Цель урока: создать условия для развития коммуникационной компетенции через расширение, углубление знаний о зимнем времени года.

Задачи урока:

– закреплять знания о зимних явлениях природы;

– обогащать знания детей об изменениях, происходящих в живой  природе с наступлением зимы;

– воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным и птицам;

– развивать речь, мышление;

– формировать умения работать в парах, группах;

– учить задавать вопросы, строить простые речевые высказывания.

Технологии на уроке:

– ведущая – технология сотрудничества на основе системно-деятельностного подхода;

– информационно-коммуникационная.

Формы организации познавательной деятельности:

– парная;

– фронтальная.

Методы: практический, самостоятельная работа, беседа, работа с разными источниками информации, частично-поисковый, проектная деятельность, самопроверка, взаимопроверка.

Средства: речь, наблюдаемые объекты, возможность выхода в Интернет, персональный компьютер, учебник.

Здоровьесбережение на уроке:

-проветривание класса

-температурный режим(t +18-22)

-правильная посадка (мебель соответствует росту детей)

-смена деятельности

-положительный психологический настрой

Предполагаемый результат:

-дети закрепят знания о зимних явлениях природы;

- оценят свою работу на уроке, работу в паре;

-в результате собственных наблюдений нарисуют свой «Морозный узор».

 

План урока

Этапы урока

Задача

 

Длитель-

ность

 

Форма

орг-ции ПД обуч-ся

Методы, приёмы

 

Организационный этап

 

Психологически подготовить учащихся к общению и взаимодействию в процессе закрепления знаний и умений. Мотивация  познавательной деятельности.

1 мин

 

Оценка эмоционального состояния

Этап планирования и целеполагания

Определить тему урока, поставить задачи урока .

5мин

Фронтальная

Проблемный вопрос, беседа

Этап повторения полученных знаний

Показать разные способы получения информации, учить учиться.

10мин

Фронтальная,

парная

Частично- поисковый, работа с разными источниками инф-ции

Этап  закрепления знаний

Закрепить знания, добытые в ходе активного поиска на основе применения их на практике, повысить уровень осмысления изученного материала.

7мин

Фронтальная, парная

Работа в группах, взаимопроверка, работа с учебником, тетрадью

Этап создания проекта и его презентация

Развивать способность к обобщениям, творческое мышление, умение общаться, прислушиваться к чужому мнению.

7мин

Групповая

Проектная деятельность

Рефлексия.

Этап информации

учащихся о домашнем задании.

  Оценить свое эмоциональное состояние и свою работу в классе.

Познакомить учащихся с творческим заданием.

5 мин

Групповая

Самооценка

Создание проблемной

ситуации

Время урока: 35 минут

 

Ход урока

Предварительная подготовка к уроку:

В ходе предварительной подготовки дети рисовали рисунки на тему «Зимние забавы», готовили украшения для зимы.

 

Этап урока

Что делают

Использование интерактивных средств, как инструмента формирования УУД

 

Учитель

Ученики

Организацион-

ный этап

 

 

Мотивация познавательной деятельности

- С каким настроением вы сегодня пришли на урок?

 

Сейчас я попрошу вас посмотреть видео-ролик.

Ребята, что вы увидели? Молодцы! На прошлых уроках мы с вами уже говорили  о зиме. Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к «Зимушке-зиме»! Но просто так к ней не попасть! Нам предстоит выполнить несколько зданий, чтобы доказать, чтомы очень хорошо знакомы с этим временем года!

Показывают карточку с изображением солнышка или тучки.

 

Просмотр видео

 

 

Смена времен года

 

 

 

 

Возможность выхода в интернет и просмотр видео-ролика «Смена времен года за 40 секунд» (http://video.yandex.ru/users/sezonigoda/view/13)

 

 

Этап планирования и целеполагания

 

- Как вы думаете, какие задания для нас приготовила Зима, о чем мы будем говорить?

- природные явления

- погода

-животные зимой

- снег

- одежда

 

Слайд №1 (план)

 

1. Зимние явления природы

2. Животные и птицы зимой

3. Зимние игры (забавы)

4. Любимый праздник Зимы

 

Этап повторения и закрепления полученных знаний

 

У Зимушки-зимы есть три слуги. Догадайтесь, кто они? Молодцы!

Давайте посмотрим в окно и вспомним о зимних явлениях в природе. Ребята, посмотрите внимательно на снежинки, что вы заметили?

А вы знаете, почему хрустит снег? (лучики снежинок ломаются под тяжестью нашей ноги). Вот у меня в мешочке остался «звук снега», можете потрогать мешочек и услышать его хруст.

 

 

Как приспосабливаются животные к зиме? А почему зимой зайчик меняет цвет?

 

Почему некоторых птиц называют перелетными, а других неперелетными? 

Таких птиц называют насекомоядными.

 

Молодцы!

 

 

 

У вас на партах лежит конверт, откройте их и вместе соберите, пожалуйста, картинку. Что у вас получилось?  Да, верно! И мы видим ваши рисунки, какие еще зимние забавы есть у детей. Здорово получились!

 

 

 

 

Ребята, а как люди переживают зиму?

И чтобы не мерзнуть, они больше двигаются, дети любят играть.

Нам осталось угадать, какой же любимый праздник у нашей зимы. А это мы сможем сделать, отгадав кроссворд.

Наша проверка знаний: возьмите таблички, которые лежат у вас на партах. Там 3 вопроса.

1.Осадки зимой – это снег?(+)

2. Птички улетают на зиму потому, что им холодно? (-)

3. У снежинки 6 лучиков?(+)

 

 

 

 

 

Декабрь, январь, февраль.

Дети читают стихи про зимние месяцы

 

(ответы детей)

Температура низкая, идет снег, вода замерзает, деревья сбрасывают листья.

У всех снежинок узор разный, а лучиков всегда шесть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Животные впадают в спячку, запасают пищу на зиму, линяют.

Чтобы его не заметили на снегу.

 

 

 

Зимой насекомые спят, птичкам нечего есть, и они улетают в теплые края.

 

Другие птицы зимой живут ближе к людям, потому что они их подкармливают.

 

 

Снеговик, его лепят дети зимой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Носят теплую одежду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Любимый праздник – Новый год.

 

 

1

2

3

+

-

+

 

Фонограмма песни

«Три белых коня»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мешочки со «звуком снега» (внутри крахмал) 

 

 

 

Презентация в Smart (соотнести природные явления со временем года, найти перелетные птицы, выбрать животных, которые впадают в спячку)

 

 

Конверты с картинками – пазлами. (Снеговик)

 

 

Оформлена выставка рисунков «Зимние забавы»

 

 

 

 

 

Кроссворд в программе Smart (Любимый праздник!)

 

Взаимопроверка задания (обмениваются карточками и проверяют)

Этап создания проекта и его презентация

Ребята, мы выполнили все задания, все повторили? Теперь мы с вами можем попасть в сказочные владения Зимы. Дома вместе с родителями вы приготовили подарки «Зимушке-зиме», давайте их вместе подарим ей!

 

Возвращаются к плану (все ли получилось, на все ли вопросы ответили )

 

 

 

 

 

На ватмане нарисована «Зима». Дети украшают картину своими подарками

Этап информиро - ваниия

учащихся о домашнем задании.

 

Задание на включение воображения.  Мы поговорили о красоте зимней природы. Одно из зимних чудес – морозные узоры на оконном стекле, как будто зима взмахнула кистью. На что могут быть похожи эти узоры? Придумайте и нарисуйте к следующему занятию свой «Морозный узор на окне».

 

Были оформлены выставки рисунков на темы «Зимние забавы», «Зима взмахнула кистью».

 

 

 

Рефлексия

 

Заключительное слово учителя:

  • Благодарность за урок
  • Оценка эмоционального состояния

Ребята, у меня два волшебных мешочка (льдинки и камни-самоцветы). Если вам сегодня было интересно, вы хорошо работали на уроке,  много узнали нового, то в шкатулку кладете драгоценный камешек (как ваши знания). Если вам было трудно и  сложно, то кладете льдинку.

 

Учащиеся выбирают свою шкатулку и кладут камешки

 

 

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 10)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела