Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Ведущая рубрики
Все статьи автора(5) Ирина Валерьевна Костюркина,

директор Центра развития личности «Мир на ладони»,

методист Городского центра истории новосибирской книги

Рассказывая о прошлом, смотрим в будущее

 

История – сокровищница наших деяний,

свидетельница прошлого, пример и поучение

для настоящего, предостережение для будущего.

М. Сервантес

 

Летом 2009 года, с легкой руки моих хороших знакомых, я познакомилась с Натальей Ивановной Левченко, заведующей Городским Центром истории Новосибирской книги, который на тот момент только получил помещение рядом с детской библиотекой им. В.Даля по адресу: ул. Ленина, 32. До этого Центр занимал три небольшие комнаты в самой библиотеке, и хотя это соседство было дружным, плодотворным, «требовалось» расширение пространства.

В ноябре 2009 года Центр отметил свое новоселье, в его светлых залах «закипела» активная жизнь. За три года «новой» жизни Центр укрепил дружбу со старыми и верными друзьями, нашел новых, интересных, энергичных, молодых. ГЦИНК (сокращенное название Центра) стал не просто музеем, а городским культурным центром, где встречаются разные поколения горожан, литераторы, художники, музыканты, любители и профессионалы.

Одна из задач Центра – это сохранить культурное наследие 20 века, напоминать, знакомить горожан и гостей города с нашими талантливыми земляками, их творчеством. На их жизненном примере, их произведениях раскрыть красоту наших мест, широту и доброту души сибиряков. И может быть еще раз подтвердить мудрые слова: «Не место красит человека, а человек место».

В Центре проходят мероприятия, посвященные литературным и краеведческим юбилейным датам. Их аудитория очень обширна: от младших школьников и воспитанников детских садов, до людей, которые, не смотря на свой преклонный возраст, приходят на наши встречи, интересуются культурными событиями, любят литературу и музыку. Для взрослых в нашем Центре работают литературно-музыкальные салоны, о которых более подробную информацию можно получить на сайте ГЦИНК (gcink.nios.ru).

Но сегодня более подробно хочется рассказать о работе со школьниками. Кроме встреч с интересными людьми, бесед и лекций на различные темы (их тоже можно найти на нашем сайте), уже стала традиционной такая форма работы, как КОНКУРСЫ. Есть конкурсы, которые стали ежегодными, например: Конкурс рисунков «Новогодний привет из Новосибирска» и даже есть постоянные участники: как школы, так и дети.

При написании плана на год, мы учитываем не только значимые местные события, но и те, что связаны с историей и культурой в целом России. Так, например, в 2011 году мы провели большой конкурс «Достоевский в Сибири. Годы изгнания», приуроченный к двум юбилейным датам: 190 лет со дня рождения и 130 лет со дня смерти писателя. Ученики многих городских школ приняли участие в этом конкурсе. Были использованы различные конкурсные задания: викторина, составление презентации, решение кроссворда. Но самым запоминающимся этапом конкурса стал финал, на котором ребятам пришлось побывать сразу в нескольких качествах: стороной обвинения и стороной защиты. Мы надеемся, что все участники конкурса открыли для себя Ф.М. Достоевского, и в дальнейшем им будет легче читать и понимать его произведения.

Практически в каждом конкурсе результатом работы участников является «продукт», который становится сувенирным для победителей, методическим помощником для учителей, библиотекарей, родителей и самих детей.

2013 год объявлен годом А.И. Покрышкина в Новосибирске и Новосибирской области и Годом охраны окружающей среды в России. Мы не могли обойти эти события и вновь объявили конкурсы. Наши школы-друзья уже активно подают заявки на участие в них. А конкурсы снова предлагают различные варианты участия: художественное чтение, иллюстрация к произведению, викторины очные и заочные, создание презентаций и буктрейлеров. Конкурсы продолжительны по времени и обширна география участников, а рекомендуемая литература – это книги, которые написаны нашими сибирскими писателями, поэтами. Именно через их произведения юные читатели смогут понять (мы на это очень надеемся) красоту нашего края, прочувствовать традиции народа, увидеть и пережить отношения между людьми. Участвовать в Конкурсе можно только в одном этапе, а можно пройти все задания и это будет обязательно отмечено организаторами. Подробнее с условиями конкурсов можно познакомиться на сайте ГЦИНК и Центра развития личности «Мир на ладони».

Еще одной из основных форм знакомства детей и взрослых с историей литературы, книги в Новосибирске, области и Сибири являются выставки. Это могут быть выставки художников-графиков 20 века, которые работали с Новосибирским книжным издательством. Выставки бывают посвящены одной книге, одному писателю, поэту или литературному критику. А в ноябре 2012 года выставкой «Сказки и были народов Сибири» был открыт цикл выставок «Забытых лиц калейдоскоп».

Эти выставки будут раскрывать или напоминать нам имена наших земляков, которые в середине прошлого века были известны, популярны и формировали культурную среду нашего города.

12 февраля открывается первая из этого цикла выставка, которая знакомит горожан и гостей с пианисткой, преподавателем Новосибирского музыкального училища Валентиной Белоусовой, женой поэта серебряного века Алексея Грызова (Ачаира).

Еще одной интересной формой работы с подростками является круглый стол, на котором дети имеют возможность высказаться по теме обсуждаемого произведения, поделиться своими ощущениями, впечатлениями. Это хорошая форма непринужденного общения подростков с известными писателями, критиками, учителями.

Например, прошел в Центре круглый стол по теме: «Из детской памяти вернись…» по книге Петра Дедова «Березовая елка». Эту повесть мы дали прочитать ученикам восьмых классов. В разговоре выяснилось, что наши современные подростки, которые хорошо ориентируются в просторах интернета и порой берут новые знания оттуда, с удовольствием прочитали это произведение. Они сопереживали герою, увидели сходство судьбы его семьи, поступков людей с героями других произведений о военном времени. А главное, ребята обратили внимание на то, что не зависит от времени и эпохи: отношения в семье, между соседями, между друзьями.

Разные ситуации возникают в жизни, и порой выход из них ты находишь, когда начинаешь вспоминать уже пережитое или рассказанное тебе кем-то ранее, или возникают картинки из прочитанной книги. Может, если мы чаще будем вспоминать и говорить о тех, кто жил до нас, кто своей деятельностью формировал для нашего настоящего свое будущее, мы не повторим каких-то ошибок и своим настоящим сможем создать что-то новое и интересное для будущих поколений.

Живите сейчас, помня прошлое, но делайте так, чтобы не было стыдно в будущем.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела