Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(2) Татьяна Михайловна Бузакова,
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 109 Кировского района г. Новосибирска

Персональный образовательный сайт – новая образовательная реалия

 

История и обществознание занимают особое место в программе средней школы. История относится к числу тех дисциплин, без которых грамотный человек был немыслим во все времена. А обществознание, не побоюсь этого утверждения, относится к числу самых популярных предметов, выбираемых для сдачи ЕГЭ. Их значение и важность невозможно переоценить, и это признаётся всеми без исключения. Об уровне образования человека, его культуре судят не только по его языковой грамотности, но и по знанию истории своей страны, общей эрудиции, ориентации в современных общественных процессах.

Долгое время наиболее распространённой и доступной информацией, призванной отражать уровень подготовки учащихся по истории, оставалась школьная отметка. Существовали системы выпускных и вступительных экзаменов, сохранявшие черты субъективизма и необъективности. В связи с этим возникла необходимость в наличии развёрнутой, объективной и достоверной информации о реальном уровне подготовки учащихся.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это новый независимый контроль, обеспечивающий получение объективных и достоверных данных об уровне подготовки обучающихся. Так, например, в условиях ЕГЭ учитель больше не попадает в ситуацию, когда, выставляя отметку учащемуся в аттестате, он ставит её самому себе, своей деятельности. Обучающиеся и преподаватели, наконец, оказались по одну сторону баррикады. Учитель заинтересован в первую очередь подготовить обучающегося на самом высоком уровне.

Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) является одним из основных направлений модернизации Российской образовательной системы. На сегодняшний день создана солидная теоретическая основа централизованной независимой системы тестового контроля, разработаны и успешно апробированы технологии оценивания и проведения ЕГЭ. Однако несмотря на безусловные достижения, а, скорее всего, благодаря им, число вопросов, которые требуют тщательной проработки, значительно возросло. Одним из таких вопросов является проблема разработки качественных учебных пособий по подготовке учащихся к Единому государственному экзамену.

Большая часть существующих пособий представляет собой набор тренировочных упражнений, соотнесенных с форматом экзаменационных заданий. Использование такого рода пособий требует как от учащихся, так и от учителя, с одной стороны, поиска и привлечения большого объема дополнительных информационно-справочных и методических материалов, с другой – жесткие рамки учебного плана по изучению предмета в школах не позволяют учителю учитывать индивидуальные учебные стили и реальный уровень готовности к сдачи ЕГЭ. Самый ближайший помощник – учебник по предмету – не всегда соответствует основным задачам ЕГЭ: не полностью предоставлено содержание тем учебной программы, не предусмотрены варианты вопросов для развития способностей ученика решать творческие задачи и т.п. Есть и еще одна проблема. В рамках классно-урочной системы, общей для всей образовательной программы, учащиеся не имеют возможности двигаться в индивидуальном режиме, расширяя или сужая область усвоения знаний, привлекая необходимый именно ему справочный материал. Одним из способов решения этой проблемы является использование при подготовке к ЕГЭ электронных образовательных ресурсов. Использование образовательных сайтов стало во многом влиять на современное образование и культуру, которые относятся к числу наиболее значимых и приоритетных в современной системе общечеловеческих ценностей.

Персональных образовательных сайтов пока мало. Если сравнить процент персональных сайтов в науке, кино и театре, компьютерных отраслях, с одной стороны, и в образовании, с другой, то образование здесь количественно проигрывает. Причин, думается, здесь несколько. Во-первых, степень компьютеризации и интернетизации педагогического сообщества в целом пока ниже, чем у представителей других профессий. Во-вторых, более серьезной причиной видятся особенности менталитета (во многом не изменившегося с советских времен), которые заключаются в негласном порицании тех, кто «выставляет себя на показ» (а создание персонального, профессионально ориентированного сайта именно так может расцениваться). Для многих создание учительского сайта – показатель нескромности, а мысль о том, что в этом случае профессионал может выше котироваться на рынке труда, пока что далека от педагогического большинства. Третьей причиной оказывается подсознательный страх и неуверенность в своей компетенции, зависимость от чужого мнения у учителей. Думается, что вторая и третья причины более сильны и значимы, чем внешняя первая.

Я не буду утверждать, что описанные цели учительского сайта как образовательного инструмента однозначно верны и этими пунктами проблема исчерпывается. Очевидно, что список может быть расширен и уточнен. Важно другое: эти цели необходимо выделять, необходимо видеть учительский сайт в качестве инструмента решения уникальных образовательных задач, иначе он не будет востребован. Пока же мы видим, что нашими учителями мало отрефлексирован этот инструмент – именно поэтому на многих сайтах обнаруживаем переведенные в электронный вид бумажные источники, которые инструментально не работают. Персональный сайт должен стать образовательным каналом, параллельным реальному и приносящим свои результаты. Подчеркну, что создание сайта учителя истории и обществознания – это не новомодное излишество и не волшебная палочка, по мановению которой наши дети станут грамотными. Нет, это просто стремление к созданию всех возможных, в том числе и нестандартных условий для более успешной подготовки обучающихся к сдаче Единого государственного экзамена.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 55)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)