Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(10) Елена Владимировна Андрюшина,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Барнаула

Учитель перед проблемой духовно-нравственного воспитания школьников

 

За последние годы многое изменилось в современном обществе: социальные и экономические условия жизни, мораль и право. Изменения, происходящие в обществе, коренным образом затронули и школьную жизнь. Изменились учителя и ученики, родители и дети, программы и учебники, формы и методы.

Духовно-нравственное воспитание на современном этапе развития общества обрело особый статус: оно вошло в число приоритетных направлений современной педагогики. В условиях глобализации социокультурных проблем, всеобщей технологизации, экологических катастроф, религиозного экстремизма, международного терроризма и т. д. мир стал перед «проблемой «человечности» современного человека»1. Известные философы определяют нравственное состояние современного человека как «тотального потребителя», «массового человека». В связи с этим в разное время родились такие явления и выражения: социалистический реализм, «альтернативная нравственность», массовая культура, клиповое мышление и т.д. Как пишет И. А. Ильин, «человечество попыталось создать культуру без веры, без сердца, без созерцания и без совести, и вот налицо несостоятельность её и распад»2.

В основе развития всех цивилизаций лежали такие человеческие качества, как нравственность, сострадание, порядочность, мудрость, доброта. Сегодня необходимо вернуться к этим всеобщим гуманистическим ценностям и научить детей претворять их в жизнь. Однако образ современного ученика изменился: он мало читает, отчуждён от знаний, страдает интернет-зависимостью, во многом воспитан на идеалах западного общества, причём не на лучших его образцах, заражён нигилизмом. А ведь современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые ими знания, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах. Общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием собственного интеллекта, культуры.

Задача нравственного воспитания в контексте названных проблем может трактоваться если не как условие, то как предпосылка выживания человека, в силу чего наметились пути и формы в создании педагогически целесообразных условий для осуществления духовно-нравственного воспитания детей. Это:

– создание нормативно-правовой базы и совершенствование методики духовно-нравственного воспитания;

– создание учреждений дополнительного образования духовно-нравственной направленности;

– изучение основ православной культуры, расширение сети кадетских школ и т.д.

Возможны и другие пути решения проблемы. Но ясно одно, что оснащение школ интерактивными досками, компьютерами и прочим оборудованием будет всего лишь перестановкой мебели, если не изменится духовно-нравственное просвещение в образовательном процессе в соответствии с запросами времени. Одна из главных ролей в этой связи отводится истории. Вечный вопрос – чему же учит история?

Наряду с чисто образовательными задачами, у истории – и у науки, и, особенно, у учебного предмета, – есть и еще одно предназначение – воспитание. Именно история воспитывает у человека чувство патриотизма и уважения к прошлому, приобщает к деяниям предков и передает потомкам их жизненный опыт. Или же – не воспитывает. Все зависит от того, как выстроить курс истории. А это уже политика. И совсем не случайно советский историк М. Н. Покровский в 20-е годы вообще употребил формулу: «История – политика, опрокинутая в прошлое».

В сегодняшних реалиях история, прежде всего, должна учить любить свою родину. В принципе эта задача перед историей стояла всегда. Но так остро, как сейчас, никогда. Сегодня в нашем обществе в отношении к прошлому своей страны и к себе самим преобладает нигилизм. Наиболее правильно будет, излагая сложные проблемы прошлого, задаваться вопросом – что достигнуто в результате и какой ценой это достигнуто. И вот если историки будут раскрывать эти две стороны исторического процесса, то есть достижение и цену, то в таком случае учебники и будут патриотичными. Это очень важная задача, потому что если любовь к родине не пришла в юности, её уже трудно взрастить потом.

Особого внимания в свете сказанного заслуживают учебники, особенно учебники литературы и истории. Образы преподобного Сергия Радонежского и великого князя Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Георгия Жукова, стихи Пушкина и романы Достоевского бередят души, не дают человеку пребывать в успокоительной радости от житейского комфорта и достигнутого положения в социуме. Понятно, что в конечном итоге последнее слово за учителем, а не за автором учебника. Но ведь учебник изучается школьниками и самостоятельно, и с родителями.

Любопытна мысль из одного интернет-ресурса по поводу их предназначения: «Учебники истории – политизированные сочинения, выражающие официальную идеологию государства. Идеологическая заданность есть вещь трудно устранимая хотя бы потому, что государство нуждается в четком осознании поданными опорных вех и направлений своего развития. Кроме того, история в отличие от, например, химии или географии, рассматривает (и оценивает!) деятельность этнических и общественных групп, властных структур, что неизбежно затрагивает интересы этих групп или их наследников, а потому в принципе не может вызвать бесстрастного восприятия»*.

Учебники знакомят учеников с историей своего народа, но не всегда формируют отношение к ней. Эти знания требуют эмоционального подкрепления. Просматривая учебные пособия, убеждаешься, что они практически не содержат вопросов, которые были бы рассчитаны на сопереживание, которые можно было бы назвать проблемными. Совсем не предлагается для обсуждения духовно-нравственное содержание национальной культуры. Понятно, что авторы современных учебников истории ставят цель изучить историческое явление или событие в первую очередь на уровне исторических понятий. Но думается, что они не должны заслонять живое слово, живую мысль. Коль к духовно-нравственному воспитанию обратило взоры педагогическое сообщество на самых разных уровнях, то почему бы не пересмотреть методику составления учебников, тем более что они так быстро устаревают?

Следует сразу оговориться, что такие понятия как «воспитание», «духовность», «духовно-нравственное становление» в существующем законодательстве практически отсутствуют. Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. Поэтому думающий учитель, и посредством учебника в том числе, должен стремиться к возвращению в образовательное пространство традиционной культуры, народных и религиозных воззрений, национальных и региональных особенностей, которые являются содержанием, средством и условием духовно-нравственного становления личности.

Библиографический список

1. Белова С. В. Диалогическое управление школой как гуманитарной системой. – Волгоград, Перемена, 2004.

2. Ильин И. Книга надежд и утешений. – М. Апостол веры, 2006.

3. Курукин И. Управление прошлым. – http://www.istorya.ru/articles/cenzura.php

 


1 Белова С. В. Диалогическое управление школой как гуманитарной системой. Волгоград, Перемена, 2004. - С. 16.

2 Ильин И. Книга надежд и утешений. - М. Апостол веры, 2006 с. 3-4.

* Курукин, И. Управление прошлым. -  http://www.istorya.ru/articles/cenzura.php  

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 123)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Учитель перед проблемой духовно-нравственного воспитания школьников
2. Свет Рождественской Звезды
3. Перспективы естественнонаучного образования: взгляд оптимиста