Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Ведущий рубрики
Все статьи автора(17) Алексей Викторович Малыгин,

учитель математики НОУ Православная Гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского г. Новосибирска,

победитель областного конкурса «Учитель Года – 2010»

Перспективы естественнонаучного образования: взгляд оптимиста

 

Все мы когда-нибудь умрем. Каждый человек в отдельности и человечество в целом – смертны. Констатация этого факта еще не делает человека пессимистом; сама по себе констатация выдает в человеке реалиста. Деление на оптимистов-пессимистов начинается тогда, когда человек выражает свое отношение к этому факту:

– пессимист опускает руки и покорно ждет конца;

– оптимист старается как можно дольше продлить себе жизнь, при этом старается жить полноценной жизнью.

Известно, что оптимизм может прямо-таки творить чудеса: оптимист может найти выход из самой «безвыходной» ситуации, победить даже самую серьезную болезнь и т.п.

В наше время естественнонаучное образование напоминает очень больного человека, которому не только поставлен смертельный диагноз, но еще и объявлено, что жить ему осталось очень недолго. Весь вопрос теперь в том, как поведут себя люди, которые, собственно, и дают это самое естественнонаучное образование, т.е. учителя и чиновники от образования.

«Болезнь» естественнонаучного образования имеет три стадии развития:

1) обеднение знаний учащихся, снижение общего уровня успеваемости по предметам естественнонаучного цикла;

2) исключение естественнонаучного образования из общего доступа, перевод его в разряд «изотерических» знаний, доступных лишь небольшой кучке элиты;

3) третья стадия выходит за рамки проблем естественнонаучного образования и касается последних судеб человечества на земле, т.е. вымирания homo sapiens как биологического вида.

Очевидно, что мы «успешно» прошли первую стадию болезни: за последние два десятка лет уровень знаний учащихся снижается, дети меньше читают, безграмотнее пишут, все хуже и хуже решают математические задачи и т.д. И это происходит несмотря на внедрение информационных технологий, инновационных процессов, индивидуальных образовательных траекторий и прочих «образовательных нанотехнологий» – всё это не стало действенным лекарством для умирающего естественнонаучного образования в «Нашей новой школе».

Теперь мы подошли вплотную ко второй стадии болезни естественнонаучного образования. Мало того, уже объявлена дата конца, обозначены средства и ответственные лица. Заявленная дата «кончины» естественнонаучного образования в России − 2030 год. Это, кстати, последний год работы учителей-естественников в школе.

Кто же эти заявители? – очень высокопоставленные чиновники в России! А средства? – деньги налогоплательщиков, т.е. наши с вами «кровные» денежки! Объект уничтожения? – наши с вами дети и внуки!

Теперь все по порядку.

8 февраля 2011 года, т.е. более 2 лет назад, информационно-аналитическая служба «Русская линия» опубликовала статью Маргариты Чалых, члена Центрального Совета общероссийского общественного движения в защиту прав детей и родителей «Всероссийское родительское собрание». Статья называлась «Форсайт-проект «Детство 2030»: Либеральный фашизм в действии» [1]. Приведем несколько цитат из этой статьи.

«Бурю родительского негодования вызвал Форсайт-проект «Детство-2030». Заказчиком является Благотворительный фонд поддержки молодежных инициатив «Мое поколение». Исполнителем проекта является, как ни странно, Международная методологическая Ассоциация, во главе с ее президентом Сергеем Поповым. Официально заявленная цель проекта: «воспитание конкурентоспособного человеческого капитала».

«Какое будущее уготовили российским детям разработчики проекта? Они сочли, что традиционная семья и школа безнадежно устарели и не должны заниматься воспитанием и образованием детей. Их воспитанием, согласно проекту, должны заниматься методологи и стейкхолдеры «в разнообразных воспитательных сообществах». Заслуженные российские педагоги принципиально не допускаются к реализации проекта, поскольку они практикуют «оградительное детство»: стремятся оградить детей от дурного влияния, ложных ценностей, от наркотиков, от всех опасностей. Такой подход для «нового миропорядка», по мнению разработчиков проекта, является безнадежно отсталым. Они предлагают нашим детям «компетентное детство»: ребенок должен все пройти, изваляться в любой грязи, все перепробовать, включая наркотики, и сам «сделать свой выбор». Традиционные школьные предметы должны быть упразднены. Ребенок с измененным стараниями методологов сознанием должен овладеть компьютером и быть юридически грамотным, больше ничего ему знать не положено».

«По глубокому убеждению исполнителя проекта господина Попова детей даже не надо учить писать. «Родители – это отстой!», – заявил он в радиоэфире и пустился в циничные рассуждения о том, как они тормозят развитие ребенка».

«Детей из семей предполагается изымать посредством ювенальных технологий. Уже сейчас в законодательство внесены изменения, которые позволяют отобрать любого ребенка у любящих родителей с расплывчатой формулировкой «ненадлежащее воспитание». Разработчики проекта вообще не верят в родительскую любовь, которая, по их мнению, «всего лишь стереотип».

«В интервью господин Попов С.В. назвал традиционную семью «тюрьмой для всех» и очень ратует за «развитие многообразных форм совместной жизни (гостевые браки, множественные браки, разнообразные воспитательные сообщества и т.д.)» (цитата из проекта). Проект также предполагает сделать родительство профессией. Чтобы получить право на воспитание собственных детей, надо пройти необходимое обучение у господина Попова и ему подобных».

«Самое страшное, что изменение сознания детей согласно проекту должно завершиться вживлением чипов в кору головного мозга в 2030 году. Разработчики проекта с удовлетворением отмечают, что школы и вузы станут не нужны, поскольку информацию предполагается закачивать непосредственно на кору головного мозга. Эти циничные экспериментаторы считают возможным вмешиваться и в эмбриональное развитие плода, чтобы «дети рождались с заданными характеристиками и особенностями». Даже Гитлер не проводил подобные эксперименты на детях собственной страны».

«Руководителем проекта назначена Алина Радченко, занимающая должность руководителя аппарата Общественной палаты РФ. Удалось найти плакат, иллюстрировавший на выставке в Шанхае этот горе-проект, на котором по годам подробно расписано, что должно произойти в ближайшие годы: 2018 год – «виртуальная имитация жизни», «устройство для загрузки информации на кору головного мозга», 2020 «робот-ребенок», «робот-няня», 2030 – «генная модификация человека», «чипизация человека». Существует приказ Минпромэнерго от 7.08.2007г. №311 «Об утверждении стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года», в котором прямо говорится об «интеграции электронных устройств с биообъектами». Сроки этой интеграции в приказе поразительно совпадают со сроками чипизации детей, указанных в проекте «Детство 2030». Поэтому, то, что кажется сейчас фантастической утопией, к 2030 году может стать страшной реальностью».

«Администрация города Клин выразила готовность стать пилотным регионом для внедрения проекта «Детство 2030». 19 сентября 2009 Алина Радченко вместе с представителями ЮНИСЕФ в рамках празднования дня города представила вышеупомянутый проект. Как показывает практика, чиновники никогда не вникают в содержание проекта, особенно когда представители ООН сулят немалые деньги на его реализацию».

«Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять: в случае полной реализации этого горе-проекта от России должна остаться горстка биороботов, управляемых из «единого информационного центра». Вот оно – воплощение мечты Адольфа Гитлера. Но даже если этот проект будет реализован лишь частично, это грандиозный удар по детям, семье, образованию и демографии. Разработчики проекта прекрасно понимают, что разрушив семью и школу, они окончательно развалят нашу многострадальную страну. Неужели руководители государства не в состоянии понять, что от такой «модернизации» чаша народного терпения может очень скоро переполниться?».

Кровь стынет в жилах, когда читаешь эти строки. Невиданная наглость и цинизм! Да еще под такими высокими эгидами, как Общественная палата РФ, Минпромэнерго РФ, ЮНИСЕВ, ООН, Администрация города Клин и т.п.! Как будто голливудский фильм ужасов промелькнул перед глазами.

Кстати, Голливуд очень доходчиво рисует будущее человечества. Мы не сильно ошибемся, если скажем, что Голливуд не выпустил ни одного фильма, в котором будущее было бы светлым − любой фильм на футуристическую тему рисует будущее ужасным: это либо тоталитарный режим, либо вообще мир зомби. Кругом грязь, кровь, безнравственность, рабство, насилие.

За всеми этими невеселыми рассуждениями даже как-то позабылась тематика статьи – перспективы естественнонаучного образования. Но теперь кажется, какие там перспективы? Какое там вообще образование?

Реализация проекта «Детство-2030» будет означать вторую стадию «болезни» естественнонаучного образования – изгнание его из обязательной программы общедоступной школы. Конечно же, элита будет владеть этими знаниями, потому что без естественных наук невозможно будет проводить даже эту самую «чипизацию». «Простые» люди будут довольствоваться «квалификацией рабов»: компьютер и юриспруденция. Ой, извиняюсь! Какие еще «люди»? Про людей пора уже забыть; теперь у нас «человеческий капитал», «биообъекты», «биороботы» и т.п. Люди остались в старом добром ХХ веке.

А после 2030 года, видимо, мир должен развиваться по одному из голливудских сценариев.

Теперь вспомним, что данная статья называется «Перспективы естественнонаучного образования: взгляд оптимиста». Где же здесь оптимизм? И есть ли вообще повод для оптимизма?

Есть!

Если мы осознаем сложившуюся ситуацию как проблемную – это уже четверть успеха. Если же еще верно поставлена задача по выходу из проблемной ситуации – это, как известно, дела половина.

Выход из сложившейся проблемной ситуации нужно искать в началах педагогики, в самом корне нашей профессии. Что же это за корни?

Античная педагогика оставила нам прекрасные идеи – и даже технологии – воспитания. Вспомним Диогена, который ходил с фонарем и искал ЧЕЛОВЕКА! А кое-кто из наших современников человека потерял; остался лишь «человеческий капитал» и «биологические объекты».

Классик педагогики Нового времени Адольф Дистервег считал, что единственная задача педагогики – это воспитание.

Василий Андреевич Жуковский, воспитатель детей царской семьи в России, считал, что цель воспитания вообще и учения в особенности есть образование для добродетели. Воспитание образует для добродетели:

1) Пробуждением, развитием и сбережением добрых качеств, данных природою, действуя на ум и сердце, и заставляя их действовать.

2) Образованием из сих качеств характера нравственного, обращая добро в привычку и подкрепляя привычку правилами разума, воспламенением сердца и силою религии.

3) Предохранением от зла, устраняя все вредное, могущее ослабить естественную склонность к добру, и содержа душу, сколько возможно, в спасительной неприкосновенности к злу.

4) Искоренением злых побуждений и наклонностей, препятствуя им обратиться в привычку и побеждая вредные привычки привычками добрыми.

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, которого еще при жизни называли совестью нации, в книге «Русская культура» писал: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть, прежде всего, нравственным. Ибо нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую».

Знаменитый русский хирург Николай Иванович Пирогов очень удачно описал ситуацию в обществе в эпиграфе к своей статье «Вопросы жизни» (1910 год):

– К чему вы готовите вашего сына? – кто-то спросил меня.

– Быть человеком, – ответил я.

– Разве вы не знаете, – сказал спросивший, – что людей собственно нет на свете? Это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.

В начале ХХ века «потеря человека» осознавалась ведущими педагогами как проблема. Сегодня, опираясь уже на наш горький опыт, мы можем сказать, что отказ от воспитания ведет к понятию «человеческого капитала» и к разрушению системы образования.

Вспомним советскую школу. В СССР было, пожалуй, лучшее в мире образование, служащее целям научно-технического прогресса. Президент Кеннеди как-то сказал, что космическую гонку США проиграла за школьной партой. А в конце ХХ века советские мозги в мире были самыми востребованными. Автор этих строк совсем не является коммунистом и совсем бы не хотел реставрации СССР. Но уж если было в СССР много хорошего, то почему бы об этом не сказать, и почему бы это не вернуть?

Что же такого было в советской школе, что помогло бы нам выйти из современного глубочайшего кризиса естественнонаучного образования? Две важнейшие вещи:

1) универсальность образования;

2) нацеленность на воспитание, причем на воспитание ЧЕЛОВЕКА.

Вспомним и поностальгируем. Разве мы слышали в советской школе, что такой-то предмет не нужен такому-то ученику? А кем для нас был Учитель, как мы его уважали и почитали? А какие серьезные разговоры велись о совести, о долге, о добре, об ответственности?

Не будем спрашивать, куда это все ушло и кто в этом виноват. Спросим, что теперь делать. А делать нужно то, чем была сильна советская школа – воспитание и универсальность образования!

Выпускник школы должен быть энциклопедически образован и воспитан как ЧЕЛОВЕК – человек высоконравственный, ответственный, патриотичный. И тогда все остальное – конкретные знания, квалификация и т.п. – приложатся сами собой.

Список использованных источников

1. http://ruskline.ru/analitika/2011/02/08/forsajtproekt_detstvo_2030/

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 222)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела