Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Ведущая рубрики
Все статьи автора(3) Елена Владимировна Богданова,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВПО НГПУ, научный руководитель МКУ «Городской комплексный центр по организации каникулярного отдыха детей школьного возраста «СОЛО»

Побуждение к активности детей в планировании и реализации программы смены

 

В разных детских лагерях, конечно, по-разному. Но очень часто мы – взрослые, все решаем за них. А ведь очень важно пробудить детскую инициативность, поставить детей в позицию активных проектировщиков собственной жизни в лагере.

Самое главное – чтобы хотя бы часть запланированных детьми дел состоялась. Проведя детей через эту процедуру, мы обязаны сделать все, чтобы их интересы реализовались. К сожалению, реально так бывает не всегда. Дети не прощают этого взрослым. В следующий раз пробудить их активность и творческую мысль будет невероятно сложно. И мы будем вздыхать и говорить о том, что детям ничего не нужно.

Важным этапом в планировании является планирование смены вместе с детьми. Согласитесь, решать за детей, что они будут делать, не узнав, а хотят ли они того – это не совсем справедливо. У детей тоже есть определённые представления о жизни в лагере, они тоже строят планы. Конечно, эти планы часто невразумительны, наивны, расплывчаты, нереальны, да и, откровенно говоря, более скучны, чем наши задумки, но они есть и не надо от них пренебрежительно отмахиваться. А, кроме того, не забывайте: дети могут проявить удивительную настойчивость и целеустремлённость, когда реализуют собственные затеи, и, наоборот, к чужим, пусть даже многообещающим замыслам, они могут отнестись прохладно и равнодушно. По этой причине план, намеченный Вами перед сменой, может "не пройти".

Степень привлечения детей к планированию растёт по мере того, как растут сами дети. В отрядах малышей она может быть минимальной, старшеклассникам этот процесс можно доверить почти полностью. Можно поступить, например, так: честно, без лукавства сказать детям: «Мы составили примерный план, по которому будем жить, и хотели бы услышать Ваше мнение, посоветоваться. Сейчас мы расскажем вам, что хотели бы предложить, если что-то не понравится – скажите». Если при обращении Вы будете искренни, а при рассказе о будущих мероприятиях – эмоциональны, то дети могут принять Ваш план почти полностью, и при этом не будут считать его чужим.

Другой способ совместного планирования потребует от Вас значительных организационных усилий, но окупится заинтересованностью и активностью детей. Он называется "Разведка интересных дел" (РИД). РИД – это игра, в которой есть роли и сюжет. Роли очень просты: каждый ребёнок становится "разведчиком", разведчики объединяются в маленькие разведгруппы. Командиры получают задание: "обнаружить" интересные идеи для плана отрядной жизни, "захватить" их и "доставить" к установленному сроку в разведштаб. Объектами развед. действий могут быть конкретные люди, работающие в лагере: начальник, старший педагог, старший вожатый, завхоз, библиотекарь, физрук, вожатые других отрядов...

Последним этапом в сюжете этой игры будет обработка полученной информации всем отрядом – подготовка донесения и доклад в разведцентре, окончательная оценка разведанных событий на "интересность" и утверждение плана.

Ещё одна форма коллективного планирования – "Аукцион идей". Нарисуйте условные деньги – "блямзики". Выдайте каждому ребёнку по N таких "денег", соорудите помост для аукциона, молоток, товар и войдите в образ ведущего. Ваша задача – продать будущие отрядные мероприятия. Вы будете представлять каждое событие, а после описания и рекламы – продавать с аукциона. Только те дела, за которые дали наибольшие суммы, войдут в план смены.

Самым лучшим вариантом будет поставка "товара" с "фабрик идей", которые Вы организуете накануне. Ещё можно обыграть такие формы совместного планирования: "Рейтинг популярности", "Лучшая двадцатка", "Каталог идей" и т.д.

В любом случае, какую бы форму привлечения детей к совместному планированию Вы ни использовали, на заключительном этапе при "вёрстке" плана не забывайте: существует общелагерный план (будет возникать необходимость выделять время для подготовки к лагерным мероприятиям); может измениться погода, и тогда вместо "запланированного" придётся проводить "резервное". И помните: "лучший отдых – это смена деятельности"!

План-сетку можно вывесить на отрядном вместе, чтобы ребята знали – что их ожидает. Эту сетку можно использовать как отрядную карточку настроения, заштриховывая клеточку прошедшего дня цветом, соответствующим тому, насколько удачно, по мнению отряда, прошел день.

Главное – не давайте детям скучать. Старайтесь не проводить с ними дела, которые они уже видели на других сменах или в других лагерях. Некоторые пункты плана могут называться "Вожатский сюрприз". Ребята уже будут ожидать от Вас чего-то необычайно интересного. Сделать так, чтобы дети не ныли: "Опять тоже самое, надоело!" – это зависит от Вас.

В заключение хочется предостеречь вожатых: если Вы понимаете, что в данном лагере нет условий для проявления детской активности и самостоятельности, или в силу каких-то обстоятельств такой возможности нет в Вашем отряде, лучше не дарить несбыточных надежд. Перефразируя известное изречение, хочется сказать: «Мы в ответе за тех, кого пробудили к активности».

В качестве примера включения детей в планирование смены, рассмотрим сценарий проведения сбор-старта. Время проведения: 1-1,5 часа.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:

Этап 1 – мотивирующий: работа в командах, создание общего списка.

Этап 2 – проектировочный: работа в мини-группах: мозговой штурм, создание общего списка, индивидуальное самоопределение.

Этап 3 – планировочный.

ЭТАП ПЕРВЫЙ – МОТИВИРУЮЩИЙ

Работа начинается с того, что дети вспоминают все мероприятия, в которых они ранее, до этой смены в лагере, участвовали и которые (мероприятия) можно было бы провести в лагере. Ведущий предлагает участникам разбиться на несколько команд. Каждая должна вспомнить как можно больше мероприятий для отряда и по очереди называть по одному событию. Побеждают те, кто последними называют мероприятие. Все ответы детей фиксируются ведущим на доске (на листке). Таким образом, мы получаем список перспективных дел отряда.

Далее ведущий просит ребят вспомнить свое отношение к каждому из этих мероприятий. Здесь наверняка будут события, оставившие яркое впечатление. Будут такие, которые не понравились, вызвали неприятные эмоции. А будут и те, которые припоминаются с трудом. Отношение к ним можно назвать нейтральным.

Создание общего списка. Каждому ребенку предлагается поработать с составленным списком, отметить свое отношение к каждому событию. Этот этап можно проводить двумя способами. Первый способ: ведущий заранее готовит список мероприятий и детям раздается готовый бланк, в котором они знаками («+», «–», «+/–») отмечают свое отношение. Второй способ: эта работа проводится на доске (листке) со списком, составленным со слов детей. Преимущество первого способа в том, что дети выражают именно свое отношение, здесь нет давления большинства. Зато второй вариант позволяет сразу увидеть выбор детей, здесь не требуется специальной работы по сведению воедино их ответов. В зависимости от особенностей отряда и решаемых задач, ведущий может сделать свой выбор в пользу того или иного варианта.

Хотелось бы предостеречь ведущих от ситуации, в которую однажды попали мы с коллегами. Начало данного мероприятия построено как конкурентное. Дальнейшая же работа предполагает равноправное сотрудничество детей. Как правило, участники очень быстро и безболезненно переходят к взаимодействию, не требуя специальных объединяющих технологий. Но, однажды, мы работали в группе с очень выраженными конкурентными отношениями. И работа в командах актуализировала реальные проблемы участников. Нам понадобились специальные техники для объединения группы, а это потребовало дополнительного времени, и эффективность проектировочного этапа была низкой.

Поэтому возможно, что разбивка на команды оправдана лишь в том случае, когда отношения в отряде изначально доброжелательные и партнерские. Тогда этот этап помогает участникам настроиться, повышает их активность. Если отношения остро конкурентные, лучше работать всем отрядом, по очереди вспоминая мероприятия прошедших этапов жизни детей.

ЭТАП ВТОРОЙ – ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ

Участники разбиваются на мини-группы. Состав и количество определяется особенностями отряда. Иногда можно провести просто жеребьевку, создавая случайные группы, иногда специально разделить детей, находящихся в состоянии конфликта. Очень важно, чтобы в мини-группе были дети, готовые плодотворно сотрудничать друг с другом.

Задача участников – придумать как можно больше мероприятий, которые можно провести в своем отряде в течение смены лагеря. В зависимости от степени активности коллектива можно расширить задание. Если дети готовы работать не только для себя, можно попросить их придумать мероприятия для всего лагеря, или для вожатых, или для детей младших отрядов.

Далее составляется общий список предполагаемых событий. Как правило, он получается очень большим. Для того чтобы понять, какие из этих мероприятий интересны большинству детей, проводится процедура голосования. Каждый ребенок должен подойти и отметить те события, в которых он готов принять участие. Кроме того, каждый отмечает еще и степень своего участия: готов включиться как рядовой участник, готов быть организатором, или готов быть помощником при организации.  Например, напротив заинтересовавшего мероприятия ребенок ставит букву «У» – если готов быть только участником, «О» – если готов выступать как организатор, «П» – как помощник. После этой процедуры список становится заметно короче.

ЭТАП ТРЕТИЙ – ПЛАНИРОВАНИЕ

Дальнейшая работа проводится только с мероприятиями, отмеченными буквой «О». Ведущий говорит о том, что все пожелания детей будут учитываться при составлении плана работы. Но если никто из отряда не готов отвечать за проведение какого-то дела, нам остается надеяться только на добрую волю других людей: вожатых или, может быть, детей других отрядов. Те же события, которые готовы организовать и провести мы – должны быть запланированы заранее.

Ведущий знакомит детей с планом работы на следующий период смены в лагере, рассказывает – какие мероприятия, носящие обязательный характер, туда уже включены (например, общелагерные или отрядные дела, проводимые в обязательном порядке). Составляется единый план работы. На этом данное мероприятие завершается.

Для того чтобы проявление инициативности и активности детей не закончились на этапе планирования, важно организовать дальнейшую деятельность, используя технологии коллективной творческой деятельности.

В её основе лежат несколько последовательных и взаимосвязанных компонентов:

1. Последовательное прохождение определенных стадий. Таких стадий выделяют шесть: предварительная подготовка, коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное проведение, коллективный анализ, ближайшее последействие.

2. Участие в организаторской деятельности всех детей на всех этапах.

3. Взаимодействие микроколлективов.

4. Вклад каждого в коллективное дело.

5. Специальные приемы творческого взаимодействия в коллективе.

На начальном этапе работы с отрядом может быть удачен опыт работы по микрогруппам. Для чего нужно разделять на микрогруппы? Ребенку тяжело адаптироваться сразу к большому обществу. Иногда ему даже трудно запомнить все имена, он чувствует себя потерявшимся в толпе. Нормальная численность рабочей группы составляет 6-8 человек. Такую легче организовать, выделяя лидера, создавая соревновательный момент между группами. Небольшой группе проще выстроить свою деятельность, найти необходимые материалы, инструменты. Микрогруппа должна быть рабочей и эффективной, у нее должен быть сильный лидер-организатор. Чтобы это получить, Вам нужно "познакомить" детей в деятельности, "прокрутить" их несколько раз на разных делах. Если сразу поставите над ними лидеров, то, конечно, вначале Вам будет легче, но очень скоро лидеры начнут мешать развитию других и "перепрыгнуть" их будет невозможно.

Затем в отряде можно организовать чередование традиционных поручений (ЧТП), но при условии, что ребят учат выполнению поставленных заданий. Отряд делится на группы по 7-8 человек. Смена поручений через 3-5 дней. Поручения могут быть такими:

– досуговая группа – дела в отряде, игры, музыкальные вечера, экскурсии;

– информационная группа – стенгазеты, радиогазеты, реклама и освещение дел в отряде и в мире;

– оформительская группа – оформление газеты, комнаты, проходящих дел; обучение оформлению;

– сюрпризная группа – подарки на дни рождения, сюрпризы соседнему отряду, поварам; награды победителям, концерт-молния;

– дежурная группа – каждый день передает символ, помогает в столовой (красиво разложенные тарелки, яркое меню на каждый стол и т.д.);

– спортивная группа – зарядка, спорт-часы, спорт-пятиминутки.

Естественно, возможны и другие варианты. Смена видов деятельности идет по "вертушке" после того, как группа сделала хотя бы одно дело, то есть через 2-3 дня. После выполнения поручения дела группы сменяются. Вожатому ВАЖНО:

1) отметить каждую микрогруппу: самая веселая, самая творческая и т.д.;

2) проработать с командирами результаты: что хотели (цели), что получилось (итоги «+»),  что не получилось (итоги «-»), что нужно изменить, что можно сделать (результаты деятельности), эмоциональное состояние группы, проблемы (если есть); вообще, такой разбор с командирами лучше проводить после каждого дня;

3) групповая оценка работы командиров, подарки каждому командиру;

4) также на огоньке обсуждается: что значили эти дни для группы, что (не) получилось и почему, группы обсуждают все внутри, а высказывается по одному представителю;

5) каждый человек может (должен) сказать: что значили эти дни для меня, что я сделал для группы, что одобряем, что критикуем, что в результате решаем.

ЧТП дает возможность заботиться друг о друге, о коллективе.

В зависимости от важности конкретного поручения для жизни коллектива С. А. Шмаков предлагает использовать такие методические приемы их распределения:

1) назначает вожатый (или воспитатель);

2) назначение активом отряда или штаба какого-то дела;

3) выборы открытым (закрытым) голосованием (мы выбираем и нас выбирают);

4) очередность – этот прием должен стать ведущим, это очень демократический прием;

5) конкурс; бывают ситуации, когда все ребята хотят получить поручение, вот тут-то и пригодится конкурс;

6) жеребьевка;

7) личное желание;

8) совет; советует воспитатель кому-то из ребят взять то или иное поручение.

Логика распределения поручений такая: от простого к более сложному, от временного к постоянному, от интересного к любому. Поручения жизненны, если они понятны, доступны, общественно-значимы и интересны.

В отличие от младшего возраста, подростки относятся к ЧТП несерьезно, т.к. хотят получить результат своей работы своевременно, в работе с ними более удачны инициативные группы – временные органы коллектива, избираемые из добровольцев для подготовки общего дела, то есть из ребят готовых взять ответственность на себя. Они охотно берутся за подготовку и проведение, но часто проигрывают именно в подготовке, поэтому важна поддержка вожатого.

Другой формой организации коллектива являются творческие группы – временные органы коллектива, избираемые для подготовки общего дела из наиболее компетентных детей, имеющих опыт в данной деятельности. Здесь опять же важна роль вожатого в определении компетентности и включении ребенка именно в ту творческую группу, где он максимально сможет проявить себя. Но здесь есть другая опасность: раз у ребенка хорошо что-то получается, то он и будет это делать в течение всей смены, однако это не всегда позволяет приобретать ему другой личный опыт. Поэтому важно использование в работе и ЧТП, и инициативных групп, и творческих групп.

По большому счету не важно, какую форму стимулирования инициативности и включения детей в активную деятельность вы используете, важно, чтобы дети были СОавторами и СОорганизаторами жизнедеятельности лагеря.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 8)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела