Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(2) Екатерина Сергеевна Лысенко,
начальник отдела МКУ «Городской комплексный центр по организации каникулярного отдыха детей школьного возраста «СОЛО» г. Новосибирска

Организация и проведение городской профильной смены для вожатых-школьников «Твое время»

 

По итогам летней оздоровительной кампании 2012 года было отмечено, что по-прежнему наиболее массовой формой отдыха детей в городе продолжают оставаться лагеря с дневным пребыванием. В 40% лагерей с дневным пребыванием летом 2012 года действовали вожатские отряды школьников, что позволило организовать досуг младших школьников интересным и качественным. Для более эффективной и массовой подготовки школьников среднего и старшего звена для работы в лагерях с дневным пребыванием и организации досуга младших школьников в период летних каникул в условиях города и направлено проведение первого Новосибирского слета вожатских отрядов школьников «СТРИЖ», в рамках которого в период с 21 по 25 августа 2012 года на базе ДСОЛ КД «Чкаловец» прошла городская профильная смена «Твое время».

В профильной смене приняли участие 27 вожатских отрядов школьников, из них 22 вожатских отряда лагерей с дневным пребыванием и 5 вожатских отрядов школьников из загородных оздоровительных учреждений. Общее количество участников – 200 школьников и 19 руководителей вожатских отрядов.

Основной идеей проведения профильной смены «Твоё время» стало вовлечение подростков в педагогическое волонтерство, которое ориентирует школьников на социально-значимую деятельность в области взаимодействия с младшими, формирует продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Вожатская деятельность школьников, как педагогическое волонтерство, является важной составляющей социального воспитания подрастающего поколения. Участие в реальных социально-значимых делах помогло участникам профильной смены получить определенные знания, умения и навыки, способствующие их активной деятельности в своей школе не только в период работы лагеря с дневным пребыванием, но и активизировать досуговую и организаторскую деятельность в своей школе в период всего учебного года.

Основная цель организации городской профильной смены «Твое время» – поддержка и развитие вожатского движения школьников города Новосибирска для обеспечения качественного отдыха детей. Для ее достижения решаются определенные задачи:

– получение знаний об основах вожатской деятельности;

– презентация опыта, полученного летом 2012 года;

– разработка социальной акции «Вожатские отряды школьников – Новосибирску»;

– создание единого банка данных действующих вожатских отрядов школьников в городе Новосибирске;

– популяризация вожатской деятельности школьников и поддержка данной формы трудовой занятости школьников в летнее время.

Для того чтобы сделать эту деятельность школьников наиболее привлекательной для ребят среднего и старшего звена необходимо было создать детско-взрослые общности, то есть сделать так, чтобы и у школьников, и у педагогов возникло ощущение их принадлежности к некому общему движению. В процессе создания программы профильной смены организаторы учитывали все эти моменты для получения хорошего воспитательного результата.

Программа профильной смены «Твое время» состояла из четырех блоков, в каждом блоке организовывались мероприятия, направленные на определенный вид деятельности участников профильной смены. Мероприятия блока проходили в течении каждого дня смены:

– Обучающий блок – проведение тематических мастер-классов, раскрывающих специфику вожатской деятельности.

В течение 3-х дней участникам были предложены мастер-классы, направленые на разные виды деятельности: творческие, игровые, треннинговые, профессиональные, ориентационные. Мастер-классы проводились профессионалами в различных областях, лучшими вожатыми загородных лагерей, награждённых знаком «За верность детству».

 

– Творческий блок был связан с проведением традиционных форм вожатской творческой деятельности:

КТД «Лагерь мечты». Ребята не только предложили объекты идеального лагеря, но и продемонстрировали, как они должны работать. Так на территории лагеря одновременно заработали: несколько зоопарков с различными видами животных, карусель дружбы, супермаркет, в котором продукты выдают за творческие номера, шоколадный фонтан, экстремальный парк «дорога бакуганов», концертная площадка для звезд и многое другое.

«Золотой микрофон» и «Золотой батман». Творческие соревнования в танцевальном и песенном жанре. Соревнования проводились между отрядами, что позволило еще больше сплотить коллектив и активизировать совместную деятельность ребят из разных делегаций. Наибольший интерес вызвал песенный батл «Золотой микрофон», во время которого ребята показали свои знания в современной музыке и продемонстрировали вокальные данные.

Стрижевые игры. В ходе этого мероприятия ребятам удалось проявить себя в разных направлениях творческой деятельности. По итогам «Стрижевых игр» прошел торжественный гала-концерт, где наградили всех лауреатов – «Орденом удачливого СТРИЖА», а победителей – «Орденом талантливого СТРИЖА».

Квест-игра «Стрижи в стране чудес», игра-приключение по мотивам известной сказки. Участники игры разгадывали головоломки, загадки и всякими способами убеждали героев сказки подсказать им, где спрятан клад.

Конкурс «Лучший вожатый Слета» был направлен на выявление лучшего вожатого-школьника «Лето – 2012». В конкурсе принимали участие по одному представителю от каждой делегации. Ребятам было предложено проявить себя в традиционных ситуациях вожатской деятельности. Победителей в конкурсе определяли по трем номинациям: «Признание жюри», «Признание коллег», «Признание зрителей».

– Интерактивный блок был направлен на общение и взаимодействие делегаций слета:

Гостевание «Под крылом». Главная цель мероприятия – знакомство участников слета друг с другом и презентация деятельности вожатских отрядов.

«Расправляя крылья» – вечерняя программа, идея которой заключается в знакомстве с вновь сформированными отрядами с помощью активизации творческой деятельности ребят.

«Большой слёт стрижей» проходил каждое утро с целью подведения итогов прошедшего дня. Каждый отряд мог сказать «спасибо» за прожитый день любому человеку, делегации или отряду, которые, по их мнению, сделали прожитый день ярким и незабываемым. Также обязательным ритуалом «большого слета Стрижей» было вручение майки «Персона Слета», вручение символа слета – воздушного стрижа, вручение валюты.

Мастер-классы «Мы умеем». Подготовка собственного мастер-класса была домашним заданием для участников смены. Ребята обменялись опытом друг с другом.

– Проектировочный блок был направлен на разработку участниками смены акции «Вожатские отряды школьников – Новосибирску». Каждый отряд успешно участвовал в социальном проектировании и предложил свой проект социальной акции. Некоторые примеры представленных проектов: помощь и организация досуга для детей детских домов, уборка мусора в проблемных местах города, помощь и организация досуга для ветеранов, возведение стены вожатых в центре города, акция по озеленению города. Все проекты прошли процедуру защиты на «Вожатской дуэли». В результате голосования участников и руководителей делегаций профильной смены было принято решение о реализации социально-значимой акции по озеленению города и возведению первой «Аллеи вожатых города Новосибирска».

В рамках реализации программы смены было необходимо активизировать развитие интереса участников и сформировать мотивацию успешного участия во всех мероприятиях смены. Для этого были разработаны внешние игровые стимулы, которые сопровождались эмоциональным и визуальным эффектом:

– Путеводитель по смене «Твое время» – печатное издание, представляющее собой описание идеологии смены, игровых моментов, подробный план дня с комментариями и шутками.

– Игровая терминология смены:

стая – отряд;

вожак стаи – вожатый;

энергия полёта – зарядка;

торжественный слёт стрижей – торжественная линейка открытия смены;

большой слёт стрижей – утренняя линейка;

малый слёт стрижей – время работы отрядов.

– «Персона слета». В каждом отряде на вечернем огоньке выбирался самый яркий человек каждого дня смены, который ярко проявлял себя и свои таланты, общался с вожатыми из других отрядов и делился опытом. Возможность стать «Персоной слета» была у всех. В течение дня отряды оформляли майку, которая торжественно вручалась утром, на большом слёте стрижей человеку, который по итогу голосования получил звание «Персоны слета».

– Воздушный стриж. Отряды и делегации участвовали в различных мероприятиях, мастер-классах, проявляли свою сплоченность, дружбу, творческие способности. По итогам каждого дня на большом слете стрижей нескольким лучшим делегациям вручался символ слета. У ребят данная награда вызвала большой интерес и огромное желание её заполучить.

– Пресс-центр. Все четыре дня на смене работал пресс-центр, в состав которого входили: дизайнер, корреспонденты, штат которых был сформирован из участников смены, главный редактор – вожатая отряда «СТРИЖ». Пресс-центр занимался выпуском газеты, которая выходила по итогам каждого дня и распространялась всем участникам смены на Большом слете стрижей.

– Стрижевая валюта и создание гнезда. За успешное участие в делах смены каждый отряд получал определенное количество купюр на приобретение строительного материала для создания гнезда «стаи» (отряда). Количество единиц материала соответствовало количеству набранных купюр. После его получения, участникам необходимо было построить гнездо, которое будет отличаться от всех остальных, отражать уникальность и исключительность отряда.

Результаты городской профильной смены «Твое время» условно можно разделить на качественные (для дальнейшего развития вожатского движения школьников города Новосибирска) и воспитательные (для участников и руководителей проекта).

Качественные результаты:

1.Создание информационного пространства общения, взаимодействия и совместной деятельности участников смены. По окончанию смены в социальной сети «ВКонтакте» была создана официальная группа слёта вожатских отрядов школьников «СТРИЖ». В группе продолжается активное общение участников, обмен фото- и видеоматериалами. Посредством группы проводится мониторинг отзывов и мнений о прошедшей смене. По итогам отслеживания информации можно увидеть, что участники слёта планируют совместные встречи и ждут новых мероприятий от организаторов смены. Также видно, что активными участниками группы являются не только участники слёта, но и руководители делегаций.

2. В процессе работы на смене её участниками была подготовлена социальная акция "Вожатские отряды школьников – Новосибирску", реализация которой состоялась 25 сентября 2012 года при участии всех участников профильной смены, на территории ДЮЦ «Планетарий» появилась первая «Аллея вожатых города Новосибирска».

3.Значимым результатом смены стала потребность школьников в создании городской школы подготовки вожатых школьников «Я вожатый», старт которой состоялся в октябре 2012 года, школа продолжает свою работу в течение всего учебного года.

Воспитательные результаты:

Программа профильной смены «Твое время» может быть адаптирована как программа внеурочной деятельности школьников среднего и старшего звена. По требованиям ФГОС в процессе реализации программы внеурочной деятельности необходимо выделять три уровня результативности:

1. Результаты первого уровня (получение школьниками социально значимых знаний). Приобретение школьниками знаний о работе вожатого, о возможности быть полезным своему городу, своей школе (волонтерской деятельности).

2. Результаты второго уровня (развитие социально значимых отношений школьников). Формирование позитивного отношения:

– к городу, к школе, к собственной созидательной деятельности;

– к познавательной деятельности;

– к профессии вожатого;

– к работе с детьми;

– к волонтерской деятельности;

– формирование позитивного отношения к лидерству.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта социально значимого действия). Получение школьниками опыта:

– волонтерской деятельности;

– опыта составления и реализации собственных социальных проектов;

– опыта организации и участия в социально-значимых проектах;

– опыта совместной деятельности, организации и проведения конкурсно-игровых и других мероприятий.

Подводя итоги городской профильной смены «Твое время», можно сделать определенный вывод: городская профильная смена «Твое время» послужила важным «толчком» для создания общегородского движения вожатых-школьников, чего раньше не наблюдалось в образовательном пространстве города Новосибирска. Опыт организации и проведения смены, а главное деятельность школьников в рамках участия в смене, необходимо определенным образом оценивать и распространять в средствах массовой информации, и самое главное актуализировать вожатскую деятельность школьников среди родителей и других ребят, которые интересуются этим направлением. Вожатская деятельность школьников, как педагогическое волонтерство, формирует важные социально-значимые качества школьников, направляет на развитие собственной созидательной деятельности, что несомненно может стать привлекательным направлением при конструировании программ внеурочной деятельности в образовательном учреждении.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела