Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(13) Борис Викторович Куприянов,

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории педагогики МГПУ

Варианты летних программ занятости, отдыха, оздоровления детей и подростков

 

В наше насыщенное коммуникацией время значения слов умножаются, поэтому стремление быть понятым наталкивается на массу терминологических препятствий. Не так давно для обозначения времени пребывания ребенка в загородном лагере использовалось понятие «смена» (в просторечии иногда «очередь»). Сегодня все чаще место упомянутой лексики занимает слово «программа»: «поехать на программу», «принять участие в программе», «работать на программе».

Использование названного понятия в словосочетании «программа телепередач» указывает на структуру (сетка вещания), повторяемость явлений, цикличность в организации элементов. Так или иначе, словом «программа» обозначают завершенный цикл коллективной жизнедеятельности (от 14 до 40 дней) детско-подросткового временного объединения, целостный фрагмент содержания воспитания, органичный набор форм организации воспитательной работы, отдыха, оздоровления.

В слове программа заключается также управленческий контекст (понятный сегодня благодаря распространению ИТ-технологий) именно из этой области пришел в практическую педагогику термин «программирование», особая деятельность по разработке программы. Если не побояться математической строгости и четкости, можно выудить из словарных статей по программированию несколько любопытных положений.

Программирование летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков может разделяться на:

– теоретическое, изучающее абстракции программ (как объектов с определенной логической и информационной структурой) и способы их построения;

– системное, имеющее дело с разработкой программного обеспечения летнего отдыха в стране, регионе, школе, загородном лагере, учреждении допобразования и т.д., то есть программных комплексов массового и длительного использования;

– прикладное, обслуживающее локальные задачи организации летнего отдыха детей во всём их разнообразии.

Разработка программы летнего отдыха детей является творческой задачей, т. к. поиски способа достижения даже чётко сформулированной цели в общем случае требуют выработки или привлечения дополнительного знания. Основная идея предлагаемого текста состоит в том, чтобы предложить разработчикам программ летней занятости детей набор вариантов – своего рода программно-методический конструктор. Итак, попытаемся их нарисовать.

Несмотря на их явное многообразие, выделим несколько критериев для типологии. Первый критерий – статус очевидного результата, получаемого ребенком в ходе и в итоге участия в летней программе:

– объективный продукт (новая научная информация о чем-либо, серия живописных этюдов, выполненные сельхозработы – прополотое поле, собранный урожай и т.д., конкретная ощутимая помощь кому-либо),

– осознаваемый, ощущаемый внутренний субъективный результат (приобретенные знания, поправленное здоровье, пережитые эмоции, бодрость, эмоциональный подъем),

– позиционный результат, сочетающий в какой-то мере объективный и субъективный (презентация своих взглядов и восприятие взглядов окружающих, презентация своего хобби и знакомство с увлечением других, представление достижений в каких-либо занятиях и оценка успехов в подобной области сверстников).

Второй критерий типологии программ летнего отдыха детей – это сфера результата:

– информационная сфера (коммуникация, исследование, учение),

– деятельностная сфера (производство, предъявление произведенного продукта, оценка продукта другого производителя, нормализация функционирования организма, символическая эксплуатация предмета в игре),

– эмоциональная сфера (переживания восстановления, идентификации, социального подкрепления, увлечения чем-либо).

Схема 1

Варианты летних программ занятости, отдыха, оздоровления детей и подростков

Статус результата

Сфера результата

информация

деятельность

эмоции

субъективный

летняя школа

оздоровление

дача

погружение в культуру

объективный

летняя экспедиция

производство

Социальные акции

позиционный

летний форум

 фестиваль

клубная встреча

 

Использование двух названных критериев позволяет составить десять наиболее ярких вариантов содержания воспитания, оздоровления, отдыха детей и подростков в загородном детском центре:

1) программа летней школы (учебный лагерь или лагерь обучения актива общественной организации, спортивный лагерь),

2) программа оздоровления (санаторный лагерь),

3) программа летней дачи (классический отдых),

4) программа погружения в культуру (этнокультурный, лингвистический, военно-патриотический лагерь, игра-эпопея),

5) программа летней экспедиции (исследовательский лагерь археологический или эколого-биологический),

6) программа летнего детско-взрослого производства (трудовой лагерь),

7) программа социальных акций (лагерь добровольцев, волонтерский лагерь),

8) программа летнего форума (комплекс дискуссий, направленных на обсуждение актуальной проблемы, проблем),

9) программа фестиваля, конкурса, олимпиады (лагерь детских коллективов, приехавших продемонстрировать мастерство во владении той или иной деятельностью),

10) программа летней клубной встречи (лагерная смена любителей).

Нередко при программировании используется сочетание 2-3 вариантов («лагерь труда и отдыха», «школа актива – форум – добровольчество», «фольклорная экспедиция – ролевая игра» и т.д.). Но прежде чем комбинировать, остановимся на каждом из названных выше вариантов.

ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ

(обучение – получение субъективного результата в сфере информации)

Изначально программа летней школы выглядит несколько противоестественной, лето, каникулы, а участники смены учатся. Объясняться такой парадокс может следующими обстоятельствами: содержанием образования здесь выступает чрезвычайно привлекательный материал, да и форма организации обучения создает дополнительную мотивацию. Субъективно значимыми для детей и подростков могут выступать как предметы школьной программы, так и организаторская деятельность, общественная работа, занятия тем или иным видом спорта. Программы летних школ по содержанию могут быть моно- или многопредметными (математическая, эколого-биологическая, поэтическая, юных журналистов). Для школьного варианта существенную роль играет способ отбора участников программы, так здесь может использоваться как конкурсный отбор, так и свободный прием всех желающих. В случае конкурсного отбора легче обеспечить уровень сложности содержания образования. Программа может быть ориентирована на детей и подростков, обладающих особыми  способностями, а может – просто на заинтересованных, любознательных, эрудированных школьников. Организационная модель программы может различаться: от строго режима тренингов (спортивных тренировок), до узнаваемого школьного распорядка, до приближающегося к клубному (свободного графика встреч со знатоками, мастер-классов, отдельных лекций, авторских семинаров).

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(нормализация функционирования систем организма – получение субъективного результата в сфере деятельности)

Самым строгим по заданности является оздоровительный вариант программы, главная задача здесь – восстановление у приехавших детей и подростков здоровья. Важными особенностями санаторной смены (санаторного лагеря) следует назвать расположение в специфической местности, обладающей оздоровительным эффектом – климатотерапия (морской, горный, лесной воздух, теплый климат), возможность использовать естественные «лекарства» (возможность купания в естественном водоеме, минеральная вода, лечебные грязи), специальное медицинское оборудование, наличие квалифицированных врачей (ведущих наблюдение за пациентами). Специфика оздоровительного варианта связана также со строгим режимом оздоровительных процедур, обеспечивающим лечебный эффект для детского организма (различные виды терапии, в том числе прием лекарственных средств), обязательной является лечебная диета (своеобразное и сбалансированное питание). Данное положение несколько ограничивает активность участников программы, которые вследствие лечебной нагрузки на организм быстро устают и нуждаются в более длительных периодах покоя и дополнительного сна.

Примечательна история организации детского оздоровления. Детские санатории в нашей стране появились на рубеже XIX-XX веков (в Прибалтике, на Южном берегу Крыма, на Черноморском побережье Кавказа, затем и в других территориях), одновременно возникло такое явление, как летние колонии (по примеру швейцарского пастора Вальтера Биона). Как свидетельствуют разнообразные источники, в период с 1881 по 1917 годы движение летних колоний охватывает и всю европейскую часть Российской империи.

ПРОГРАММА ПОГРУЖЕНИЯ В КУЛЬТУРУ

(идентификация – получение субъективного результата в эмоциональной сфере)

Отдельное место среди вариантов организации летнего отдыха занимают программы погружения в культуру, сущность которых состоит в обеспечении погружения детей и подростков в особую культурную среду, создание условий для идентификации с культурными образцами или переживания наиболее ярких эмоций в специально созданном игровом мире.

В последние годы широкое распространение получили этнокультурные лагеря (смены, программы, лагеря-стойбища), имеющие своей целью познакомить и приобщить детей и подростков к традициям своего этноса. Такие программы предусматривают погружение в языковую среду (нередко дети – представители немногочисленных народов, которые в силу различных причин редко общаются на языке предков). Этнокультурные программы предусматривают общение детей с носителями языка, традиций, участие в мастер-классах по изготовлению керамики, игрушек, элементов национального костюма, приготовлению национальных блюд. Соответствует характеру программы разучивание народных песен, инсценировка сказок и народных эпосов, ролевые игры, воспроизводящие социально-экономические или историко-культурные особенности жизни данного народа. Дополнением к погружению в этнокультурных программах часто бывают учебные занятия по истории своего народа, знакомств с народным творчеством, творчеством национальных писателей, музыкантов, художников. Организатором этнокультурных программ выступают зачастую национальные общины, центры народной культуры, благотворительные фонды. Основанием для участия в этнокультурной программе является принадлежность кого-либо из родителей к соответствующей национальности и желание познакомиться с культурой предков.

Очень похожа на этнокультурную лингвистическая программа – погружение участников в языковую среду изучаемого языка. Как правило, в программах такого рода принимают участие носители языка – молодые люди из соответствующих стран, вся коллективная жизнедеятельность пронизана коммуникацией, ситуациями, провоцирующими общение, разнообразными занятиями (спорт, молодежные развлечения, художественное творчество). Особое место занимают непродолжительные ролевые игры, добавляющие приключенческий колорит.

К этому типу относятся военно-патриотические программы, воспроизводящие в коллективной жизнедеятельности уклад военных организаций, воинских подразделений: характерный режим дня (подъем, зарядка, построение, занятия по военной подготовке, спортивные тренировки и т.д.), воинские ритуалы (строй, форма одежды, этикет и т.п.).

Последняя разновидность программ ролевого погружения это игра –эпопея форма организации коллективной жизнедеятельности детских объединений в условиях загородного лагеря, где ролевая игра становится ядром, подчиняя себе деятельность детских объединений, общие массовые праздники. Понятие «эпопея» подразумевает «ряд событий, связанных с героическими подвигами» или «крупное значительное событие, охватывающее целый исторический период». В нашем случае игра-эпопея охватывает «исторический период», связанный с героическими подвигами и значительными событиями в жизни игровой страны. Игра-эпопея является достаточно действенным средством ориентации подростков на такие ценности как:

– достижение успеха в совместной деятельности (нацеленность на результат, достигаемый «здесь» и «теперь»; активность, инициативность, предприимчивость, мобильность);

– терпимость к чужой мировоззренческой ориентации,

– самостоятельность и ответственность при принятии решений; ориентированность на поиск и привлечение внешних ресурсов.

Игра-эпопея позволяет подростку получить социальный опыт самоопределения в статусе и функции участия в игровом взаимодействии, соотнесения собственных возможностей с требованиями той или иной роли, освоения ролевого поведения (в качестве самостоятельного участника или члена группы, руководителя или подчиненного, знатока или умельца), ориентации в различных ситуациях взаимодействия (осознание собственных ценностей и целей, анализ ситуации, оформление альтернатив выбора, прогнозирование последствий того или иного выбора, волевой мобилизации).

ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ДАЧИ[1]

(восстановление – получение субъективного результата в эмоциональной сфере)

Самым свободным вариантом летних программ может быть названа дача. Вообще под дачей понимается не только «загородный дом для летнего проживания и отдыха городских жителей», а специфический образ жизни, характер коллективной жизни. Главное, что отличает дачный вариант программы, – это доминанта отдыха, произвольной регуляции интенсивности и содержания собственных занятий (высокая степень произвольности свидетельствует о состоянии отдыха, низкий уровень произвольности – о работе).

Летний дачный отдых предусматривает наличие территории, внутри которой перемещения участника являются слабо регламентированными, то есть дача предлагает свободу общения и не регламентированность состава групп, индивидуальную или коллективную самоорганизацию кратковременных занятий. На даче, как и в любой другой программе, могут быть фотосессии, купание, загорание, общение с приятелем, только они могут быть длительными и неторопливыми и определяться только наличием интереса к этому виду времяпрепровождения. На даче может возникнуть инициатива заняться театральной самодеятельностью (поставить спектакль, организовать концерт и т.д.). Кроме того, здесь будут к месту валяние на травке, чтение книжек, занятия живописью. Дачный вариант летнего отдыха не требует какого-либо отбора участников, единственная опасность которая возникает это «попадание» на программу яркого антисоциального лидера, который превратит дачу в «блатхату», организовав налеты на близлежащие садовые кооперативы, поля соседнего сельхозпредприятия.

Однако для реализации дачного варианта необходимо наличие множества условий: разнообразие оборудования для времяпрепровождения, специфическая организация пространства, позволяющая каждому отдыхающему иметь неприкосновенную зону жизнедеятельности, достаточное количество взрослых, готовых строить отношения с подростками на основе договоренностей, исходя из уважения их прав и свобод. Еще одна важная проблема – это отсутствие у современных подростков опыта ответственной самоорганизации собственного времяпрепровождения и отдыха.

ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ

(создание информационного или художественного продукта – получение объективного результата в информационной и предметной сфере)

Экспедиционный вариант летней программы воспитания подростков обусловлен возможностью организации в каникулярный период «погружения» воспитанников в тот или иной вид творческой деятельности с максимальным использованием удаленных от повседневного пребывания детей природных и исторических объектов. Другими словами, экспедиция предусматривает обязательный переезд (либо коллективное путешествие, либо «высадка» и совместное проживание лагерем). К данному варианту можно, хотя и с некоторыми оговорками, отнести выезд на пленэр (работы юных художников на открытом воздухе (а не в мастерской), на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения, с целью возможно более полного воспроизведения её реального облика). Содержанием занятий участников экспедиционной программы могут быть: естественнонаучные (орнитологическое, геоботаническое и природоохранное и т.п.), культурологические (этнографическое, краеведческое, фольклорное, археологическое и др.), поисковые, художественное. Объектами внимания в ходе экспедиции – пленэра могут стать археологические памятники, места военных сражений, флора и фауна заповедника, фольклор определенного региона и т.п.

Экспедиционное задание может быть заказом каких-либо организаций, кстати, первые детские экспедиции проводились совместно с научно-исследовательскими институтами. Сегодня нередко в экспедициях, организуемых образовательными учреждениями, принимают участие в качестве консультантов научные сотрудники различных НИИ. Серьезность работ в экспедиции требует от школьников специальных знаний и умений. Воспитательные потенциалы экспедиции составляют такие педагогические задачи, как дополнить и закрепить школьные знания по различным предметам (история, биология, география и т.п.), развитие исследовательской компетентности, формирование у подростков образа родного края и чувства Родины, осознание собственной пользы при решении социально значимых научных и практических задач, формирование социальной ответственности, знание проблем своего края.

Как отмечают специалисты, подготовка к экспедиции включает отбор детей по их подготовленности к решению исследовательских задач и внесенному ими вкладу (участие в проведении опытов, наблюдений, экспериментов); выбор темы; по желанию руководителя и ребенка, учитывая наличие возможностей для выполнения работы; работа с литературными, информационными, лабораторными источниками, анкетирование учащихся, родителей, общественности; выдвижение местной проблемы, которую необходимо решить; определение цели исследования; определение путей решения и составление плана проведения работ; распределение заданий; составление графика выполнения работ. В рамках экспедиции целесообразно проводить съемку фото- и видеоматериалов фильма о ходе и результатах работ участников.

Последействие предполагает разнообразную деятельность школьников: проводится анализ выполненных работ, делаются обобщения, составляются сводные таблицы, информационные листки, экологические карты, списки литературы, банки данных. На этом этапе воспитанники демонстрируют свои работы (выступают на школьных, районных, городских научно-практических конференциях, публикуют статьи в газете, выступают по местному телевидению, участвуют в различных выставках, конкурсах).

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНЫХ АКЦИЙ

(социальное подкрепление собственных нравственных установок – получение объективного результата в эмоциональной сфере)

Программа социальных акций, к сожалению, редкий, но весьма действенный вариант воспитания подростков в условиях летних каникул. В программе социальных акций принципиальным представляется позиция подростков – участников, их готовность выступить в качестве добровольцев, волонтеров, добровольно оказывающих помощь той или иной категории нуждающихся. Наиболее притягательны для таких школьников возможность реализации нравственных установок в ситуациях, актуализирующих выбор морального свойства. Организация социальных акций на самом деле побуждается неосознаваемым стремлением группы поставить того или иного участника перед выбором, либо соответствия его суждений и поступков неким моральным нормам, наиболее ценными качествами подростков в такой программе: порядочность, надежность, искренность. Побывав в волонтерском лагере, подростки ориентируются на: ценности совместной созидательной общественно-полезной деятельности; самоопределение в качестве общественного деятеля, участника общественно-политических процессов; освоение организаторской деятельности, элементов социального творчества.

Единицами коллективной жизнедеятельности в такой программе являются: социальные акции – единичные общественно полезные и рассчитанные на общественный резонанс действия; огоньки – коллективные рефлексии экзистенциальных ценностей.

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ПРОИЗВОДСТВА

(создание товарного продукта – получение объективного результата в предметной сфере)

Производственная программа напрямую связана с необходимостью подготовки кадров для промышленного или сельскохозяйственного производства, она призвана воплотить в жизнь идею воспитания грамотных работников сельского хозяйства, способных использовать природные богатства для личного и общественного блага, процветания государства. Традиции реализации летних производственных программ имеются в каждой области России, особенно в сельской местности. Движение трудовых объединений школьников зародилось в 50-х годах, за два десятка лет стало массовым явлением, так, в период кульминации в различных формах трудовых объединений приняло участие свыше 9 млн. школьников.

Для реализации такого варианта программы просто необходимо выбрать какую-либо производственную деятельность (концертно-исполнительскую, театральную, редакционно-издательскую – изготовление общелагерной газеты, сельскохозяйственная, ремесленная, ремонтная, благоустройство территории и т.п.). Для эффективной организации производственной деятельности создаются первичные трудовые коллективы (бригады), осуществляется учет и оплата труда, обеспечивается техника безопасности.

Включение подростков в производство задает особый стиль взаимоотношений, функциональная взаимозависимость воспитывает ответственность, взрослость, формирует социальную и экономическую компетентность.

Для осуществления производственной программы крайне необходима материально-техническая база, наличие у образовательного учреждения земельных участков, производственных площадей и т.п.

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ОБЩЕСТВЕННОГО ФОРУМА

(субъективное и объективное позиционирование в социальном контексте – получение позиционного результата в сфере информации)

Остановимся на программе летнего общественного форума (массовое представительное собрание), участниками подобной смены может стать преимущественно член подросткового или молодежного общественного объединения, причем зачастую избранный делегат – представитель интересов направившего его сообщества. Характерные черты «невзрослости» общественного объединения накладывает свой отпечаток на форумную программу (как собрание дискриминируемой в правовом плане группы населения, которой взрослые чаще позволяют поиграть в общественную деятельность, чем решать реальные социальные проблемы). Можно утверждать, что такого рода программа призвана снять противоречие между желанием подростков и молодежи участвовать в выработке общественно-значимых решений и недостатком у них соответствующего опыта. Поэтому в центре внимания летнего форума проблемы самого общественного объединения, только те, которые будут решаться сами членами. Преобладающими занятиями на форуме являются дискуссии (обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения) и диспуты (представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме). Анализируя опыт отечественных подростковых общественных организаций (в частности слеты Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина) можно утверждать, что форумы являются своего рода подведением итогов работы за какой-либо период (год, два, пять) и определение задач на перспективу. Принципиальной для программы-форума становится общественная самоорганизация, демократизм, прозрачность управления (каждого решения). Главное, чтобы каждый участник ощущал, что от него в том числе зависит организация жизни форума, а главное будущее общественного объединения.

Для такой летней программы принципиальным является адекватность юношеской и молодежной субкультуре, так как это пространство воспринимается молодым поколением как наиболее свободное от нажима со стороны взрослых (то есть форум должен быть «своим» – детским, подростковым, молодежным). На летних форумах складывается и модернизируется корпоративная культура подростковой общественной организации.

ПРОГРАММА ЛЕТНИХ КЛУБНЫХ ВСТРЕЧ

(субъективное и объективное позиционирование в любительском контексте – получение позиционного результата в эмоциональной сфере)

Следующий вариант летних программ трудно назвать распространенным, однако он имеет место в практике – клубная встреча. Главным условием участия в такой программе – принадлежность к обществу любителей – группе сверстников и взрослых, увлекающихся каким-то видом занятий (филателия, рыбалка, японское анимэ, игра в Гарри Поттера и т.п.). Основной мотив детей участвовать в данной программе – представить собственные достижения в хобби и посмотреть на увлеченных коллег, оценить их успехи, пообщаться со знатоками, пополнить свои знания, а может и коллекцию за счет обмена, завязать связи и отношения с такими же увлеченными этой темой. Клубная встреча стимулирует участников к углублению своих занятий, расширению области, ориентируют на ценности продуктивного времяпрепровождения в свободное время, досуговую самоорганизацию; содействуют в самоопределении в сфере собственного хобби и характера референтной досуговой общности. Летние программы, объединяющие детей и подростков с аналогичным хобби, могут включать в себя «встречи знатоков» – ситуации обмена информацией о предмете хобби, обсуждение новинок литературы по профилю, концертов и выставок. В летних программах данного рода преобладает демократическое решение всех вопросов, свобода самоопределения участников, компромиссный характер принятия решений.

ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ФЕСТИВАЛЯ

(субъективное и объективное позиционирование в деятельностном контексте – получение позиционного результата в сфере деятельности)

Одним из самых распространенных может считаться фестивальный вариант. Он предполагает построение программы летнего отдыха как своего рода массового празднества, включающего в себя показ, смотр каких-либо видов деятельности (художественная самодеятельность, эрудиция, спорт и т.д.). Фестивальным может считаться классический профсоюзный лагерь (с ежедневными общелагерными мероприятиями – конкурсами в тех или иных видах детского творчества). В другой своей ипостаси фестивальная программа может быть собственно фестивалем детско-подростковых коллективов, спортивными соревнованиями, областным творческим конкурсом, олимпиадой по тому или иному учебному предмету.

Использованная литература

1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст]: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2011. – 223 с.

2. Джарман О. Детские санатории в России – забытый опыт благотворительности http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=40150   31.03.2011 18:34  23,9 КБ

3. Куприянов Б.В. Программы в учреждении дополнительного образования детей [Текст]: учебно-методическое пособие. – М.: НИИ школьных технологий, 2011. – 228 с.

4. Куприянов, Б.В. Ролевая игра в детском загородном лагере [Текст]: Методика проведения игровой тематической смены / Б.В.Куприянов, О.В. Миновская, Л.С. Ручко – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 263 с.

 


[1] Идея почерпнута в статье Н.Б.Крыловой, которая в свою очередь ссылается на О.С.Газмана

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)