Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Владыка Филипп,
епископ Карасукский и Ордынский

Воспитание нравственности

Сегодня много пишут и говорят о том, что в современном обществе утрачены нравственные ценности, а материальные блага преобладают над духовными, что у молодежи искажены представления о доброте, великодушии, справедливости и патриотизме. Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана еще и с тем, что сегодня образ жизни у человека меняется. Его окружает множество разнообразных источников сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера (это, в первую очередь, средства массовой информации, в частности интернет), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.

Так что же такое духовность? Это понятие неразрывно связано с душой, духом и подсознательно ассоциируется с церковью. В педагогике под духовностью понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях, и определяется степенью знаний таких понятий, изучаемых в вузах, как философия, искусство, религия. Часто говорят про человека – что он духовный, подразумевая искренность, интеллигентность, умение общаться и располагать к себе других людей. Можно ли научиться быть духовным? В поисках ответа на этот вопрос наш журналист обратилась к владыке Филиппу, епископу Карасукскому и Ордынскому.

– Владыка Филипп, что такое нравственность и духовность, и как данные понятия связаны друг с другом?

– Сегодня нравственность проявляется в двух аспектах – есть воспитание духовно-нравственное и есть просто нравственное. Что это значит? В советский период воспитание было нравственное – тогда мы говорили о патриотизме, об общих ценностях, морали, но не было того основополагающего стержня, который бы «держал» духовный авторитет. То есть действительно хорошо, что у людей были жизненные принципы и идеалы, но все это не было подкреплено основами религии. Духовно-нравственное воспитание предполагает, что основа его – именно вера человека в Бога, в семью, в патриотизм, в духовные ценности. Что же произошло, когда рухнул Советский Союз? Тогда у людей пропал ориентир, и все их жизненные принципы отошли на второй план. А церковь – это институт вечный, она существует почти 2000 лет, она не рухнет. И вот в постсоветский период, когда духовно-нравственное воспитание идет в основном через церковь, у ребенка возникает авторитет Бога, батюшки. Если взять детей-сирот, то можно сказать, что, получив удар в жизни, оказавшись брошенными, они долго не могут найти этой веры в ком-то или в чем-то, и находят только спустя время. В духовно-нравственном воспитании очень важен непосредственный пример рядом, и батюшка им становится.

– В чем заключается ваш пример? Почему дети-сироты тянутся к вам?

– Здесь действительно очень важно отношение: они чувствуют и уважение, и ласку. У нас в епархии работа с детьми из детских домов ведется уже более 15 лет – священнослужители на постоянной основе приезжают к сиротам, вместе общаются, обращаются к Богу. Через духовность мы стараемся помочь им определить для себя, что такое добро и зло. Ребенок, однажды получивший основы духовности, уже знает, как поступить в той или иной ситуации, когда даже немного оступиться – это уже грех. К тому же многие мальчики и девочки в детском доме с раннего детства, и все эти годы мы стараемся быть рядом – эта связь уже закреплена годами. А летом мы вместе ездим на Святой Источник: играем в футбол, разводим костры, спим в палатках. В жаркие месяцы у нас и лагерь работает, куда мы забираем из детского дома по 3-5 человек на каникулы.

– Как вы думаете тогда, какие дети в большей степени имеют представление о духовной нравственности – сироты или семейные?

– А вот здесь как раз стоит вопрос о воспитании духовных ценностей у ребят с самого раннего возраста. Уже было сказано ранее, что, приезжая в детские дома, священнослужители воспитывают ребят на протяжении многих лет: мы общаемся с ними, дискутируем, молимся, прививаем им религиозные основы, в том числе. Современные родители зачастую не дают этого своим детям в семьях – или много работают, или сами не воцерковлены. Иногда «домашние» мальчишки и девчонки смотрят на батюшку в рясе и удивляются – кто такой, что за платье одел? И вот для того, чтобы таких вопросов избежать в будущем, чтобы дети знали элементарные вещи, у нас в школах сейчас появились уроки по основам православной культуры, где учителя истории рассказывают о культуре нашей страны, о церковных праздниках и традициях.

– Этот предмет, насколько я знаю, преподается в школе по выбору? То есть любая мама может счесть его ненужным для своего ребенка?

– Да, вот здесь и возникла главная проблема: многие родители действительно отнеслись к предмету неправильно – не придали должного значения. Выбрали, например, основы светской этики, где воспитание детей пойдет уже не в духовно-нравственном русле, а только в нравственном, то есть понятие и основы духовности снова будут утрачены. В детском доме в этом отношении проще – там, образно говоря, родитель один на всех, и он принимает решение. На сегодняшний день в Новосибирской области 34% от всех этот предмет приняли. И я думаю, пока можно гордиться и таким результатом – уже понятно, что население готово к духовному прозрению.

– А сами понятия духовности и нравственности – они изменились в современном мире?

– Если нравственность все-таки станет духовной, тогда у человека будет стержень к правильному восприятию окружающего мира, так сказать, выработается иммунитет к злым делам. И если общество перейдет к такому определению нравственности, это станет следующей ступенью в развитии личности. Собственно нравственность можно понимать и как воспитание от семьи, где кого-то научили снимать шапку в помещении, кто-то умеет молиться и креститься, другие получили иные знания и умения. Все-таки изначально, чтобы сформировать духовность и нравственность в человеке, нужно начинать закладывать в детях определенные ценности с младенчества, нужно прививать веру в Бога и в церковь. А школа… учителя должны не только обучать, но и воспитывать, как и было в советское время. И тогда этот предмет – основы православной культуры, лишь подчеркнет то положительное, что педагоги уже начали закладывать в детские умы и души.

Беседовала Татьяна Терехова

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела