Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(3) Анастасия Викторовна Карих,
педагог-психолог отдела МиПС МКУ ГЦ «Семейный совет»

Трудные дети или трудные взрослые

 

В ХХI веке среди прочих проблем медицины отмечается и возрастание числа неврозов как у детей, так и у взрослых. Это обратимое расстройство психического состояния человека, не излеченное в детстве, может исказить его судьбу, отразиться на всей жизни.

С точки зрения известного отечественного психиатра В.А. Гарбузова, путь в невроз или психологическое нездоровье начинается с подавления родителями темперамента ребенка, который, действуя вопреки своим индивидуальным особенностям, теряет уверенность в себе, терпит неудачи в общении и в учебе. Так образуется комплекс неполноценности, связанный с заниженным мнением о своих психических и физических данных, поведенческими и личностными расстройствами, – основа для формирования ярлыка «трудный ребенок».

В процессе эволюции сформировалось три врожденных типа приспособления – холерический, сангвинический и флегматический темпераменты. Это знают все, но редко кто из родителей учитывает данное обстоятельство, воспитывая детей. А между тем природа запрограммировала человека, и ребенок должен воспитываться и жить в соответствии со своим темпераментом. В детстве воспитание формирует характер – либо в согласии с ним, тогда мы успешно преодолеваем различные трудности и невзгоды, либо вопреки, что противоестественно. Чем больше характер подавляет природную основу темперамента, тем менее самодостаточным и адаптированным вырастет ребенок.

Дети-холерики настойчивы, упрямы в достижении своих целей. У них сильно выражены инстинкты агрессивности и доминирования. Это – «воины», которые на «силовое давление» отвечают яростным сопротивлением. Они такими родились и такими нужны – отважными и сильными там, где особенно трудно и опасно.

Сангвиники быстры, подвижны, жизнерадостны. Для них наиболее характерны инстинкты свободы и исследования. За ними не успеть, не уследить, от них устают, от их неугомонности «болит голова». Из-за своего легкомыслия сангвиник может искренне что-то пообещать, но тут же об этом забыть. Но ему это обычно прощается, так как с ним веселее жить и переносить жизненные трудности.

Флегматичные дети ответственны, послушны, надежны, но очень медлительны и тугодумны. Они часто опаздывают, а в школе не успевают вовремя закончить задания. Им нужно больше времени, чем остальным, для того чтобы понять новый учебный материал, устно ответить на вопрос учителя, но которые, в конце концов, неспешно добиваются хороших результатов, что реже удается обладателям более подвижного темперамента.

А родители и учителя требуют от «холерика» повиновения, от «сангвиника» – серьезности, а от «флегматика» – быстроты реакции, что противоестественно. Из-за этого дети либо впадут в невроз как в болезнь, спасаясь от действительности, либо, сопротивляясь попытке «сломать» их, станут «трудными» детьми и подростками.

Ну а кто же такой «меланхолик»? На самом деле такого типа темперамента нет, а есть «меланхолический характер», который формируется у тех детей, чья природная индивидуальность была «сломлена» и подавлена из-за постоянного недовольства ими родителей, а вместо самого существенного, что характерно для детства – неистребимого оптимизма – появилась пессимистическая, унылая и отрицающая все хорошее установка на жизнь.

А ведь родители могли своевременно определить, каким родился их ребенок, и как готовить его к своей судьбе, учитывая свойственную ему индивидуальность, в основе которой лежит не только разрешение детям испытывать чувства, эмоции (радость, отчаяние, боль, гнев и т.д.), но и право открыто говорить о них. Американский психолог Д. Элиум (1996) ввел понятие регулятора поведения человека, как «внутренней системы управления», которая связана с его эмоциями и внутренними потребностями. Чем больший запрет родители накладывают на само чувство или его проявление, тем глубже происходит сбой во «внутренней системе управления»: ребенок меняет эмоцию на такую, которую ему дозволено выразить и которая определяет его видимое поведение.

Например, в семьях, где демонстрируют силовые модели поведения, такие чувства, как обида и разочарование считаются проявлением слабости. И тогда «флегматику» с раннего детства в таких случаях говорят: «Ну, что нюни распустил, сдачи дать не можешь?». У ребенка происходит замена чувства «обиды» на «злость», что закрепляется как навык и в дальнейшем по жизни работает автоматически. А девочка-холерик, склонная к замкнутости и подавленности, в раннем детстве, когда мать наказывала ее, сильно злилась и раздражалась, но из-за страха наказания ребенок научился свой гнев менять на подавленность и отстраненность. Матери со стороны дочь казалась очень грустной, и она начинала ее жалеть. Так замена чувствами нашла сильное подкрепление со стороны родителей, и в итоге сформировался «меланхолический характер». А ведь наша «внутренняя система управления» сама балансирует психическое состояние человека, если его чувства переживаются и выражаются непосредственно, прямым, естественным образом, препятствуя тем самым искажению развития личности ребенка в сторону невротизации и психологического нездоровья.

И тогда «холерик» остается «холериком» и идет своим путем воина не только в ситуации конфликта, но и в мирной жизни, выбирая профессии, где необходимо бесстрашие, мужество и упорство. «Сангвиник» выбирает ту дорогу, где его ловкость, находчивость, быстрота и гибкость ума будут максимально востребованы и реализованы, а «флегматик», оставаясь «флегматиком», учится организовывать свое время и ищет себя там, где ценится продуманность решений и поступков, основательность и надежность, где важны качество, а не быстрота реакции, ведь, в конце концов, важен именно результат!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела