Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Школьное естественнонаучное образование: перспективы развития и технологии обучения»
Выпуск №45 Февраль 2013 | Статей в выпуске: 106


Все статьи автора(5) Алина Александровна Куфельд,
редактор отдела ОИО МКУ ГЦ «Семейный совет»

Как помочь раскрыться необычному ребенку

 

В каждом воспитательном или учебном детском заведении – подготовительном, начальном или среднем – всегда уделяют отдельное внимание творческому развитию ребят. Обычно есть кружки для определенных направлений: изобразительное искусство, рукоделие, танцы, музыкальные инструменты и многие другие.

Сейчас, с появлением множества различных компьютерных развлечений и видеоигр, становится сложно заинтересовать ребенка чем-то иным. А ведь большинство современных детских развлечений не направлено на развитие творческого потенциала, тщательно и качественно прорисованное и проработанное пространство игры не стимулирует воображение.

Как же заинтересовать ребенка прикладными занятиями? Особенно сложно найти ответ на этот вопрос руководителям кружков для детей с ограниченными возможностями. Своим опытом с нами поделился педагог творческого кружка детского дома № 6 Галина Николаевна Теплова.

– Мы в нашей мастерской делаем всё: лепим, делаем оригами, фигурки из папье-маше, из теста… Начинали делать и мягкие игрушки, но детям хватало имеющихся у них покупных – всяких разных животных всех цветов и размеров. А создавать что-то подобное, пусть и своими руками, ребятам было неинтересно.

Дети в специальном (коррекционном) детском доме бывают разные. Некоторых очень сложно научить хоть чему-то, а кого-то могут по хорошим показателям здоровья перевести в обычный детский дом. Например, когда-то один мальчик заинтересовался оригами, научился делать разные простые фигуры. И, проведя каникулы в лагере, привез своему преподавателю самостоятельно придуманную и собранную поделку – сложную, состоящую из нескольких простых форм, соединенных между собой.

 – Конечно, такие фигуры давным-давно были придуманы и сделаны другими людьми, но для мальчика с ограниченными возможностями, не использовавшего дополнительные источники информации, эта поделка действительно выдающаяся, – восхищается работой теперь уже выпускника Галина Николаевна.

Одно из самых древних искусств – технику оригами – в специальном детском доме начали изучать именно с приходом Галины Николаевны. Воспитанникам было не так сложно запомнить базовые элементы, но, например, двойной квадрат они никак не могли усвоить. Приходя домой с работы, педагог размышляла, как же объяснить последовательность его изготовления своим ученикам и, конечно же, в итоге придумала.

Заодно с изучением базовых форм оригами дети получают представление о таких понятиях, как угол, диагональ, ось.

В итоге, работа Галины Николаевны и сводится к приспособлению различных художественных и творческих техник специально для детей с ограниченными возможностями. Ведь чтобы ребенок заинтересовался, он не должен испытывать непреодолимые трудности в своей деятельности, ему необходимо получать удовольствие от работы и увидеть хоть какой-то ее результат.

– Я всегда говорю своим ученикам: «Никогда не унывайте, если что-то не получается! У меня самой никогда с первого раза не выходит всё идеально».

В какой-то момент Галина Николаевна подумала о том, что кроме изучения японского искусства можно сделать что-нибудь и в русской технике. Тогда педагог прошла специальные курсы по изготовлению куколок-оберегов и полученными навыками поделилась с воспитанниками.

У каждой такой куклы есть своя предыстория, свое назначение. В кружке их сделали много и различных видов: ангелы-хранители, обереги для учащихся, ремесленников, мастериц, детей и невест – все они для богатства, счастья и удачи. Какие-то из них остались в собственной коллекции, какие-то были подарены. Вообще, многие поделки воспитанники в итоге отдают воспитателям или спонсорам, благодаря таким образом взрослых за проявленное внимание, за их отзывчивость, доброту. И находятся спонсоры, которые всегда будут рады детскому творчеству, ведь в такой форме они получают своеобразный положительный отклик на свою помощь.

Одно из любимых занятий воспитанников – создание открыток. Ведь это самый простой и всегда актуальный подарок. Ученики стараются сделать их как можно более красивыми. Для этого Галина Николаевна принесла на занятия свои фигурные дыроколы разных форм – с голубками, с тюльпанами и просто узорно расположенные дырочки, которые в итоге придают поделкам индивидуальную красоту. Маленькие детки могут нарисовать поздравление пластилином – он очень яркий и легко мажется.

Очень красивые работы, и даже пара открыток получилась в технике монотипии. Краска наносится на пластик или стекло, потом накладывается и осторожно убирается бумага. В итоге получаются очень необычные узоры.

– Мы как-то пробовали делать подарочную коробочку и украсили её как раз в технике монотипии. Дети ахнули даже, когда увидели результат работы: рисунок был похож на сказочный сиренево-голубой зимний лес.

Последнее увлечение ребят в кружке – это квилинг. Когда-то поделки в этой технике создавались с помощью зубочисток, теперь, благодаря спонсорам, появились специальные инструменты для работ в этой технике. Главное – скрутить роллы, из которых потом можно сделать различные элементы и выложить красивую и очень необычную по своей структуре композицию.

– Технику квилинга, кстати, мы применили и для создания открыток. Можно сделать тонкий и объемный узор или цветы, если сворачиваемые роллы сначала надрезать с одного края. А к Новому году я решила заинтересовать детей снежинками в этой технике, но изображения в специальной книге по квилингу их не заинтересовали. В общем-то, снежинки на тех картинках на снежинки-то не были особо похожи – круглые, скучные и некрасивые. Тогда я придумала, как сделать узор из роллов, напоминающий ее своей формой – получилось очень красиво и празднично.

Они очень похожи на дорогие игрушки из магазина – педагог помогает детям украсить их блестками и стразами. Такие снежинки многие с удовольствием повесили бы на свою елку. Только вот терпения не всем хватит сделать такую красоту.

– Это особенность наших детей: они очень трудолюбивы и усидчивы. Но в определенный отрезок времени – им нужно здесь и сейчас и, желательно, чтобы результат можно было увидеть сразу. Иначе ребята быстро теряют интерес.

Основная проблема педагога в кружке для воспитанников специального детского дома – это необходимость постоянного поиска новых идей и проектов. С необычными детьми и подход к творчеству должен быть соответственный: нужно понимать, что с фантазией и с воображением у большинства из них сложно, добиться самостоятельного выбора какого-либо образа для творчества почти невозможно. Поэтому педагоги своими работами пытаются вдохновить учеников и всеми силами поддерживают проявление инициативы с их стороны. 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 6)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела