Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Татьяна Андреевна Миллер,
студентка 4 курса ИИГСО НГПУ

«Хочу поделиться счастливым детством»: мамины воспоминания о 1970-х годах

Я – Миллер Татьяна, студентка Новосибирского государственного педагогического университета. У нас много интересных предметов, иногда нам дают творческие задания, и мы их с радостью выполняем. Вот один из таких интереснейших предметов – это этнология. Этнологию нам преподаёт Зверев Владимир Александрович. В начале марта 2011 г. он нам предложил выполнить творческое задание: записать воспоминания пожилых родственников или знакомых о том, как они учились в школе или о том, как проходило их детство.

Сначала задание мне показалось сложным: я не знала, с чего начать и кого сделать своим информантом. Даже немного стеснялась и думала: «Как я подойду к дедушке с бабушкой и скажу: «Расскажите мне про свою молодость». Наверно, это будет немного беспардонно…» И вот наконец-то я решилась подойти к дедушке с этим вопросом, но, увы, попытка была неудачной. Дедушка, конечно, всё делал правильно, даже немного волнительно. Но его воспоминания были какими-то отрывистыми, несвязными. Я записывала его слова на диктофон, но из-за внезапной поломки мобильного телефона не смогла восстановить записи.

И снова я начала думать, к кому же обратиться? И как всегда, в очередной раз мне на помощь пришла моя мамочка. Я объяснила ей всю ситуацию, она, конечно, сначала сопротивлялась, узнав о том, что эту работу будет читать мой преподаватель. Мне пришлось её уговаривать и даже немножко «припугнуть», сказав, что это делают все мои одногруппники, им поставят зачёт, а мне нет. И тогда она начала думать…

К заданию она отнеслась серьёзно! Думала два дня. Заходя на кухню, я видела её вдумчивое лицо. На кухонном столе – творческий беспорядок: много листков, на них различные записи, обведённые в кружки, а порой и перечёркнутые.

Мы с мамой сразу же решили, что все свои воспоминания она напишет мне на листе. Она не знала, с каких моментов своего детства ей начать, что рассказать. Всё время мне говорила: «А вдруг не то, а вдруг не понравится?» Хотя я помню, что она мне очень много рассказывала про своё детство. После её рассказов я долго и заразительно смеялась.

Помню, как всегда вкратце она рассказывала: «В семье нас было трое: двое старших братьев и я – младшая. Серёжа с Сашей обижали меня, шутили, а я, когда приходили родители, жаловалось им. Братьям всегда попадало, а я радовалась!» Даже сейчас, когда прошло столько лет, мама всё так же с радостью говорит об этом, как будто она всё та же маленькая девчонка, которая счастлива оттого, что братьев отругали.

Мама рассказывала, что воспитывали их очень строго, не баловали, жили скромно. Моя бабушка (мамина мама) работала в садике, а затем преподавала в начальных классах. Всегда очень рано уходила на работу. «Но при этом, – говорит мама, – она всегда меня заплетала, я никогда не ходила в школу лохматая. Почему-то именно это отложилось в моей памяти».

Итак, наступило 3 апреля – второй день маминых воспоминаний. Я поторапливала маму, мне уже как можно быстрее хотелось прочитать, что там она написала. Я украдкой заходила на кухню, якобы воды попить, а сама одним глазком заглядывала в записи.

Сидя на диване в зале, я слышала, что мама с кем-то разговаривает по телефону. Оказывается, она звонила своей двоюродной бабушке – бабе Нине, чтобы та натолкнула её ещё на какую-нибудь мысль. Я подождала, пока мама поговорит, зашла на кухню и увидела мамино покрасневшее лицо и мокрые ресницы. Она плакала, но не подавала виду, и я ей «подыграла». Баба Нина напомнила про её детство, и оказывается, сама заплакала. Бабушка сказала: «Тебе надо было раньше мне позвонить. Многое могу рассказать, да вот только всё сразу-то и не вспомнишь».

Мама после разговора с бабушкой снова села и начала делать какие-то наброски. И взгляд такой глубокий – я ещё её такой никогда не видела! Мне сразу сказала: «Не стой над душой, когда напишу – позову тебя». Я не стала навязываться и сразу же ушла.

Прошло часа три. На улице уже стемнело. Я лежала на кровати и читала книгу. Тут в комнату заходит мама, в руках у неё листок с записями. Она скромно подала его мне. Я нетерпеливо, даже с жадностью начала читать. Мама с осторожностью остановила меня, забрала листки (листков, оказывается, было три) и несмело прошептала: «Можно, я сама тебе прочитаю?». Я охотно согласилась! И вот полился рассказ из её уст...

«Я, Миллер Наталия Васильевна (в девичестве Сунцова), 1967 года рождения, мама Миллер Татьяны. Хочу рассказать и поделиться счастливым детством. Моё детство прошло в деревне Бубенщиково Маслянинского района Новосибирской области, Александровского сельского совета. Этой деревни на карте Маслянинского района давно нет, а остались лишь светлые, чистые воспоминания.

Нас в семье было трое детей – я и два брата; по маминой линии – две сестры, у одной трое детей, у другой двое. Вся наша дружная семья в каникулы летние, зимние, осенние, весенние собиралась у дедушки с бабушкой, а фамилия их была Гутовы, дедушка – Тарас Михеевич и бабушка – Ефимья Виссарионовна. Ласково мы, внуки, внучки называли дедушку «батя Тараня» – он не любил, когда мы его называли «дед», ему казалось, что это звучит очень грубо. А бабушку называли «баба Шима». Наши деды были киржаками*. По тем временам это была зажиточная, богатая семья, старообрядческая. Иконы баба Шима хранила не на виду, а в сундуке и буфете. Молились тоже по-другому, в отличие от нашей церкви.

Занятия в деревне были разносторонние. Сейчас, в отличие от современной молодежи, которую зачастую ничего не интересует, которые в основном зиму и лето сидят за компьютерами, мы же далеко отличались. Деды работали очень много, нам – внукам – уделялось огромнейшее внимание. Летом в деревне на косогорах, полянах было очень много ягоды. Клубнику, землянику собирали мы со сродной сестрой, собирали всевозможные травки на чай, чтобы не болеть зимой; ходили на каменистую светлую речку и ловили рыбу баночками. Дед зимой нам делал лотки, мы катались с крутых гор и трамплинов так, что захватывало дух. Не боялись морозов и метелей – возвращались домой, а там всегда было тепло, была русская печь, она – «и матерь, и доктор». [Мама мне рассказала, что они с вечера дрались из-за того, кто будет спать на печи]. Мы росли здоровые, крепкие, не болели.

В деревне у дедушки с бабушкой была пасека… пчёл, ульев очень много было. Мёд хранили не во флягах железных, а в кадушках, в «дуплянках». Мёд был вкусным, долго обладал свойствами, не терял своих вкусовых качеств. Ещё запомнилось то, что баба Шима варила щи, очень вкусные, наваристые; каши в русской печи варились, шанежки румяные стряпали и пекли тоже в русской печи на естественном жару: с капустой, с картошкой, с творогом. Всё было натуральным.

Я могу гордиться своими дедами и мне есть что рассказать своим детям. Они были, ещё повторюсь, киржацкой веры, гостеприимные, не пили, не курили, здоровые, крепкие.

Как-то, помню, в деревню приехали туристы, человек десять, а их никто не пускал, переночевать им было негде, жители посылали к Гутовым. Помнится, как спали в спальных мешках.

К людям [бабушка и дедушка] относились с уважением, всегда накормят и чаем напоят. С дедом бабушка прожили почти 70 лет вместе. Я их часто вспоминаю, рассматриваю фотографии».

Когда мама мне читала свои воспоминания, то губы у неё дрожали. Читала как-то смущенно, даже застенчиво; путала слова, запиналась. А по правой щеке текла слеза – густая-густая… Она вытерла слезу украдкой и потихонечку ушла, а я, не теряя времени, начала читать заново, как будто больше никогда не увижу этот текст.

От себя хочу сказать: я ещё помню бабу Шиму. Когда мы приходили, она нас всегда вкусно кормила, и хоть старенькая была, но зато дома у неё всегда чисто было, и сама – опрятная, ухоженная! Когда она умерла, мне было 8 лет. Деда Тараса не помню, знаю только то, что он участвовал в Великой Отечественной войне, на войне ему прострелили глаз.

Сейчас, когда проезжаю мимо их домика, сердце сжимается. Ведь когда-то я маленькая бегала по этому дому, а теперь дорога туда закрыта. Никогда не забуду ёлку, которая росла в их ограде (новые жители её уже срубили).

Скромные мамины воспоминания оставили и в моём сердце глубокий след.

 


* Киржаки, или кержаки – русские старообрядцы в Сибири и на Урале. Название дано по реке Кержь, или Керженец в Нижегородской области, где предположительно когда-то укрывались от религиозных преследований предки кержаков.

 

Научный руководитель: д-р ист. наук, профессор В. А. Зверев.

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 61)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Услышанное прошлое: опыт создания и использования историко-биографической коллекции в педагогическом университете
2. «Интересно у нас проходило после уроков время…». Воспоминания Т. И. Куимовой о послевоенном детстве в деревне Михайловке
3. «Мы весело жили». Воспоминания З. Г. Русских о детстве в голодные военные годы в Новосибирске
4. «Хочу поделиться счастливым детством»: мамины воспоминания о 1970-х годах
5. Вести со съезда
6. Размышляя о работе Второго Всероссийского съезда учителей истории и обществознания…
7. Роль кабинета истории в формировании качества образования
8. Организация внеклассной работы по предметам «Обществознание» и «Право» в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. (Из опыта работы МБОУ «Гимназия №1» г. Новосибирска)
9. Технология организации научно-исследовательской работы школьников в государственных архивах
10. Главная моя задача – научить детей учиться!
11. Некоторые аспекты подготовки выпускников к ЕГЭ по предмету «История» в 2013 году
12. Нужен ли России единый учебник по истории?
13. Открытый урок в честь трижды Героя Советского Союза маршала А. И. Покрышкина
14. Классный час «Александр Иванович Покрышкин»
15. День Победы
16. Образовательный проект «Подвигам сибиряков посвящается...»
17. «Учим» патриотизму…
18. Эссе «Личное письмо начинающему педагогу-психологу»
19. Сценарий праздника «Гимназия глазами семьи», посвящённый юбилею гимназии
20. Интеллектуальная игра для школьников 9-11 классов «Идём в ноосферу»