Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Маргарита Александровна Приходько,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МАОУ СОШ «Диалог» Центрального района г. Новосибирска

Вести со съезда

12-13 декабря 2012 года в Москве проходил II съезд учителей истории и обществознания, в работе которого я принимала участие. Впечатления от съезда очень яркие. Безусловно, интересно было послушать «мэтров» от образования: директора Института всеобщей истории РАН Александра Чубарьяна, представителей ведущих гуманитарных вузов (ректора МГИМО Анатолия Торкунова, ректора РГГУ Ефима Пивовара, декана исторического факультета МГУ Сергея Карпова, замминистра по науке Игоря Федюкина и директора Департамента общего образования Елену Низиенко. С приветственной речью к съезду обратился председатель Госдумы Сергей Нарышкин.

Мое выступление на съезде было посвящено вопросам проблемно-развивающего обучения истории и обществознания.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет совокупность требований к результатам освоения образовательной программы, ее структуре и условиям реализации.

Требования к результатам освоения образовательной программы стандарт делит на 3 группы:

– личностные;

– метапредметные;

– предметные.

Задача учителя – посредством организации учебной и внеучебной деятельности способствовать освоению учащимися требований образовательных стандартов.

Понимание истории ребенком происходит через восприятие близкого, а значит, родного понятного материала. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость. Работая с близким ученику материалом, он не просто узнает историю, он ее начинает чувствовать и понимать.

Технологии проблемно-развивающего обучения позволяют это делать. В процессе такой организации учебной деятельности формируются субъект-субъектные отношения, ученик находится в активной позиции. Именно в этот момент важно сохранить его активный статус, создать ситуацию заинтересованности. На мой взгляд, это возможно через использование близкого ученику материала:

1.  Исторические тексты местных архивных фондов, в которых упоминаются знакомые названия, имена. Использование подобных текстов уместно не только на уроках региональной истории, но и при изучении курса Истории России.

2.  Семейные реликвии, которые позволяют не только изучить историю, но ставят проблемы, требующие разрешения. Например, дедушка награжден  Орденом Трудового Красного знамени – что это за награда, за что давалась, когда учреждена; или Значок «Победитель социалистического соревнования 9 пятилетки». Название награды, ее история, обстоятельства награждения – все для ребенка является проблемой. Но она связана с родным человеком и побуждает его к деятельности. А ведь именно деятельностный подход развивает у ученика не только умственный, но и эмоциональный потенциал, необходимый для становления творческой личности.

3.  Название улицы, на которой я живу. Например, в Новосибирске есть улица имени Андриена Лежена – и вот уже история французских революций стала ближе и понятней.

4.  В 2012 году в Новосибирске были открыты памятники М.И. Кутузову и Александру III. Два известных человека, но одно дело, слышать и совсем другое – видеть. Созданные наглядные образы помогают почувствовать настроение этих людей, а за ними и целой эпохи.

Такие методы работы безусловно известны всем и многие их используют. Я этим хотела показать, как живая история становится интереснее и понятнее. В процессе такой работы создается новый учебный продукт понятный ученику, новый, а значит актуальный и  тем интересный. Но появляется потребность в организации учебной деятельности за пределами формата урок. Это могут быть элективные курсы, экскурсии, исследовательская работа, усиление практической части уроков в старших классах, использование опережающих заданий. Возникают вопросы: Всегда ли эти затраты для ученика оправданы? Для формирования его личности - да, а для успешной сдачи ЕГЭ, для усвоения предметных требований не связанных с историей, вряд ли.

Учителю необходимо быть одновременно и педагогом и исследователем и научным консультантом, т.е. учителю предъявляются некие надквалификационные требования. А ведь сегодня школьный учитель явно ограничен в способах, а главное в выборе мест, где он может повышать свою квалификацию. Кроме того учитель истории от курсов ожидает еще и реализацию возможности приобщится к истории в виде памятников, исторических мест, документов.

На мой взгляд, переход на работу в условиях ФГОС не только порождает, но и позволяет разрешить некоторые проблемы. Для этого в стандартах должны быть четко прописаны требования к знаниям учеников, а не просто направления.

Необходимо прописать систему оценивания всех критериев. В стандарте на первом месте среди требований к результатам освоения основной образовательной программы определены личностные, отражающие, в том числе, гражданскую позицию ученика, его осознание гражданской ответственности. Но ведь эти результаты не подлежат формальному контролю и аттестации, но служат при этом критерием оценки эффективности деятельности образовательных учреждений.

По-прежнему, основной формой организации учебного процесса является урок. Но заявленные требования явно выводят нас за его рамки и  не только в развитии личностных характеристик, но и усвоения предметных знаний.

Конечно, хочется думать о хорошем, но реалии таковы, что сегодня новосибирскому школьнику доступнее исторические памятники Китая, Турции, Таиланда, чем Москвы, Санкт-Петербурга. И уж совсем единицы могут прочувствовать историю Киевской Руси, Великого Новгорода. Сегодня из нашей школы выпускники едут учиться в Чехию, чаще, чем в столичные вузы, и не потому, что не могут туда поступить, образование в Чехии обходится родителям дешевле.

Возникает проблема исторической идентификации и оценки форсированности у ученика заявленных в стандарте личностных компетенций. Ученики старших классов больше времени посвящают изучению чешского языка, чешской культуры, а в процессе обучения там и чешской истории. И можно только догадываться, что они будут помнить об истории своей большой и малой Родины, с какой историей он  будет себя идентифицировать.

Таким образом, проблемы организации учебной деятельности, требования к умениям и знаниям выпускников, уровню квалификации учителей остаются актуальными и требующими разрешения в рамках государственной политики.

Важным для меня было то, что все делегаты Новосибирской области поднимали идентичные вопросы, находили взаимопонимание и поддержку в ходе непростых дискуссий, разгоревшихся на съезде. Такое единение уже в первый день работы съезда было отмечено, и к мнению участников нашей делегации прислушивались. Это дает понимание того, что профессиональный потенциал новосибирских учителей достаточно высок. Я хочу сказать всем спасибо за поддержку и понимание.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Услышанное прошлое: опыт создания и использования историко-биографической коллекции в педагогическом университете
2. «Интересно у нас проходило после уроков время…». Воспоминания Т. И. Куимовой о послевоенном детстве в деревне Михайловке
3. «Мы весело жили». Воспоминания З. Г. Русских о детстве в голодные военные годы в Новосибирске
4. «Хочу поделиться счастливым детством»: мамины воспоминания о 1970-х годах
5. Вести со съезда
6. Размышляя о работе Второго Всероссийского съезда учителей истории и обществознания…
7. Роль кабинета истории в формировании качества образования
8. Организация внеклассной работы по предметам «Обществознание» и «Право» в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. (Из опыта работы МБОУ «Гимназия №1» г. Новосибирска)
9. Технология организации научно-исследовательской работы школьников в государственных архивах
10. Главная моя задача – научить детей учиться!
11. Некоторые аспекты подготовки выпускников к ЕГЭ по предмету «История» в 2013 году
12. Нужен ли России единый учебник по истории?
13. Открытый урок в честь трижды Героя Советского Союза маршала А. И. Покрышкина
14. Классный час «Александр Иванович Покрышкин»
15. День Победы
16. Образовательный проект «Подвигам сибиряков посвящается...»
17. «Учим» патриотизму…
18. Эссе «Личное письмо начинающему педагогу-психологу»
19. Сценарий праздника «Гимназия глазами семьи», посвящённый юбилею гимназии
20. Интеллектуальная игра для школьников 9-11 классов «Идём в ноосферу»