Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(7) Вероника Валерьевна Воронцова,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 200»Заельцовского района г. Новосибирска

Размышляя о работе Второго Всероссийского съезда учителей истории и обществознания…

Уважаемые коллеги, хотелось бы поделиться с вами своими мыслями о новых подходах и задачах, стоящих перед преподавателями истории и обществознания на данном этапе развития современного общества.

Очень много спорных вопросов поднималось в ходе работы Второго Всероссийского съезда учителей истории и обществознания, который проводился в рамках Всероссийской ассоциации учителей истории и обществознания 12-13 декабря 2012 года в Москве. Мне посчастливилось принимать участие в составе делегации из Новосибирска и Новосибирской области в его работе. По мнению ряда участников съезда, главная проблема исторического образования – это неправильная система преподавания в школах. Многие отмечали низкое качество школьных учебников как по содержанию и достоверности фактов, так и по стилю написания. Говорили об альтернативных способах аттестации помимо олимпиад и ЕГЭ. Все вопросы, обсуждаемые на Съезде, несомненно, являются важными. Но, по моему мнению, все-таки в работе съезда не прозвучало главного – как сделать предметы обществоведческого цикла более интересными и значимыми для ребят, как реализовать историческую политику современной России.

В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход в обучении. Цель данного подхода – подготовить ребенка к условиям жизни в современном обществе. Что же представляет собой современное общество с точки зрения авторов ФГОС? Это государство, которое встало на путь построения развитого гражданского общества; это информационное общество в условиях модернизации. Методологической основой  разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Она определяет характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Именно в данном документе «образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов».

Попробую представить, как я вижу возможности реализации этих задач (безусловно, своевременных и правильных) на уроках истории и обществознания в школе. Современный учитель, по моему мнению, оказался с недавнего времени в ситуации некоторой зависимости от внешнего мониторинга качества образования. Огромную роль в этом сыграли ЕГЭ и ГИА. Это очень часто приводило к акцентированию внимания на знаниевом компоненте на уроках истории и обществознания. Возникло некоторое противоречие между задачами, стоящими перед обществоведческими дисциплинами (на мой взгляд, они как раз заключаются в воспитании, социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России), и реальными требованиями потребителей на рынке образовательных услуг (в данном случае ими выступают родители и учащиеся, желающие хорошо сдать выпускные экзамены и поступить в ВУЗ). С одной стороны, выделены базовые национальные ценности – семья, патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа и человечество. С другой стороны – рынок образовательных услуг в условиях конкуренции. Данное противоречие разрешимо только тогда, когда учитель в своей деятельности начинает использовать новые подходы и технологии при подготовке и проведении уроков.

Системно-деятельностный подход предполагает, прежде всего, признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности. Это можно реализовывать и в урочной и во внеурочной деятельности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Услышанное прошлое: опыт создания и использования историко-биографической коллекции в педагогическом университете
2. «Интересно у нас проходило после уроков время…». Воспоминания Т. И. Куимовой о послевоенном детстве в деревне Михайловке
3. «Мы весело жили». Воспоминания З. Г. Русских о детстве в голодные военные годы в Новосибирске
4. «Хочу поделиться счастливым детством»: мамины воспоминания о 1970-х годах
5. Вести со съезда
6. Размышляя о работе Второго Всероссийского съезда учителей истории и обществознания…
7. Роль кабинета истории в формировании качества образования
8. Организация внеклассной работы по предметам «Обществознание» и «Право» в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. (Из опыта работы МБОУ «Гимназия №1» г. Новосибирска)
9. Технология организации научно-исследовательской работы школьников в государственных архивах
10. Главная моя задача – научить детей учиться!
11. Некоторые аспекты подготовки выпускников к ЕГЭ по предмету «История» в 2013 году
12. Нужен ли России единый учебник по истории?
13. Открытый урок в честь трижды Героя Советского Союза маршала А. И. Покрышкина
14. Классный час «Александр Иванович Покрышкин»
15. День Победы
16. Образовательный проект «Подвигам сибиряков посвящается...»
17. «Учим» патриотизму…
18. Эссе «Личное письмо начинающему педагогу-психологу»
19. Сценарий праздника «Гимназия глазами семьи», посвящённый юбилею гимназии
20. Интеллектуальная игра для школьников 9-11 классов «Идём в ноосферу»