Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(4) Екатерина Ивановна Красильникова,
кандидат исторических наук, доцент НГТУ

Технология организации научно-исследовательской работы школьников в государственных архивах

Львиная доля исторических исследований профессиональных ученых принадлежит рабам, выводы которых базируются на источниках, хранящихся в государственных архивах. Обращение школьника в государственный архив с исследовательскими целями обычно оценивается специалистами в его пользу. У ребенка всегда есть шанс, как открыть в архиве прежде нетронутые краеведами и учеными материалы, так и ознакомиться с теми, которые давно известны историкам, но содержат огромный информационный потенциал. Помимо вклада в науку, который может внести своим исследованием даже школьник, работа в архиве, несомненно, развивает умения учащегося. Эта работа, прежде всего, учит ориентироваться в больших массивах информации, систематизировать, анализировать и синтезировать данные,  продумывать разные исследовательские стратегии, грамотно формулировать запросы, оформлять научный аппарат. Даже пересказ содержания источника, на первых порах является непростой исследовательской задачей, поскольку архивные дела обычно состоят из документов разных видов, разной степени сохранности и читаемости. Немало важно, что работая в архиве, ученик официально обращается в казенное учреждение, получая реальный опыт взаимодействия с представителями государства. Не стоит забывать и о том, что именно подлинные исторические источники, со свойственными им рукописными пожелтевшими страницами, устаревшей лексикой и орфографией, даже запахом и фактурой бумаги, сами по себе разжигают интерес к истории и создают ощущение сопричастности к теме и эпохе, которая занимает исследователя. Работа в архиве, несомненно, помогает профессиональной и творческой ориентации, поскольку дает школьнику возможность почувствовать себя ученым.

Что же нужно знать учителю для организации работы школьников в государственном архиве? По закону под архивным фондом Российской Федерации понимается совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь ее народов, историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение и являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации. Архивный документ – это документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для общества, а равно имеющий ценность для собственника. Под архивом понимается совокупность архивных документов, а также архивное учреждение или структурное подразделение учреждения, организации или предприятия, осуществляющее прием и хранение архивных документов в интересах пользователей[1]. Документы государственной части Архивного фонда Российской Федерации и справочники к ним предоставляются для использования всем юридическим и физическим лицам. Ограничения в использовании архивных документов, содержащих сведения о личной жизни граждан (об их здоровье, семейных и интимных отношениях, имущественном положении),  устанавливаются на срок 75 лет со времени создания документов. Ранее этого срока доступ к таким документам может быть разрешен самим гражданином, а после его смерти - его наследниками. В настоящее время можно запрашивать «личные» документы вплоть до 1937 г.

В Новосибирске организовать работу школьников можно в Государственном архиве Новосибирской области и в Новосибирском  городском архиве. Государственный архив Новосибирской области принимает исследователей в читальных залах по адресам Свердлова, 16 и Серебренниковская, 21 (партийная документация). Городской архив расположен по адресу ул. Некрасова, 55. Новосибирские архивы не принимают читателей по пятницам. Графики их работы стоит уточнять по телефону, или с помощью сайтов архивов.

Перед обращением в архив необходимо подготовить ходатайство (отношение) от имени директора школы на имя директора архива, содержащее просьбу разрешить ученику (указать фамилию, имя и отчество) работу с фондами данного архива для реализации научно-исследовательского (краеведческого) проекта (задания) по теме (указать тему). Необходимо добавить, что результаты исследования будут представлены на районной научной конференции школьников (на конкурсе и т. п.). В этом же ходатайстве стоит попросить предоставить вам возможность копировать документы. Аналогичное ходатайство целесообразно подготовить и для учителя, который будет осуществлять научное руководство. Ходатайство передается при первом посещении архива заведующему читальным залом, который отвечает за рассмотрение и подписание подобной документации директором. Существует и альтернативный вариант обращения в архив – личное заявление исследователя, которое оформляется по хранящемуся в читальном зале образцу.

В первый день работы в архиве можно ознакомится с его фондами и сделать заказ на определенное количество дел. При повторном посещении исследователь получит эти дела на руки. Безусловно, учитель должен придти в архив вместе с учениками и помочь им сориентироваться в фондах. Для этого в читальном зале существует каталог и путеводитель, где указан перечень фондов. Государственный архив Новосибирской области выставляет свой путеводитель и на Интернет-сайте. Это дает возможность существенно сэкономит время и предварительно ознакомиться с фондами[2]. Иногда просмотр путеводителя подсказывает исследователю тему. Однако обычно приходится задуматься над тем, документы каких фондов способны помочь решению вашей исследовательской задачи. Не отказывайтесь от обращения к фондам, которые лишь косвенно касаются вашей темы, иногда эти документы содержат более интересный материал. Вообще, под архивным фондом понимается совокупность архивных документов, исторически или логически связанных между собой. Путеводитель по фондам Государственного архива Новосибирской области содержит характеристики фондов досоветского и советского периодов истории Сибири и фондов 1919-2000 гг. -  партийных и комсомольских организаций Сибири (1919-1930 гг.), Западной Сибири (1930-1937 гг.), Новосибирской области (1937-2000 гг.). Выбрав по путеводителю нужные вам фонды, вы можете попросить их описи у заведующего залом для более подробного ознакомления. Опись содержит полный перечень документов: указываются их названия, номера, хронологические рамки, листаж. Данные, относящиеся к выбранным вами делам, вы должны перенести в специальный бланк заказа (заведующий залом поможет оформить заказ). В архиве также есть библиотека, где имеется коллекция старых газетных и журнальных изданий и множество краеведческих книг. На единицы хранения библиотеки оформляется отдельная заявка.

Получив дела на руки, ознакомьтесь с их содержанием, помогите ученику понять взаимосвязь между отдельными документами, входящими в состав источника. Определите тип (письменный, визуальный, аудио-визуальные) и вид источника. Среди письменных архивных документов встречаются законодательные и нормативные, делопроизводственные, судебно-следственные, статистические, публицистические, мемуарные, эпистолярные источники. В числе визуальных архивных материалов можно найти фотодокументы, картографические источники, художественно-изобразительные материалы, инженерные чертежи и т.п. Часто одно дело содержит разные виды источников: делопроизводственную переписку, чертежи, циркуляры и постановления, статистические таблицы и пр. Постарайтесь классифицировать все эти материалы. Помощь в этом занятии может оказать учебная источниковедческая литература[3]. Постарайтесь совместно дать этому делу источниковедческий анализ, определите его авторство, место, время, условия и цели создания, политические и культурные контексты. Все эти выводы помогут вам оформить введение к будущему исследованию.

Подумайте, с документами каких других фондов могут пересекаться те, которые вы уже запросили. Так у различных учреждений советского периода были собственные партийные ячейки, из документов которых сложились отдельные фонды. Может быть, в архиве есть личные фонды тех людей, чьи имена фигурируют в делопроизводственной переписке. Попытайтесь найти связь между документами. Этот поиск может стать очень увлекательным этапом исследования.

Обратите внимание учеников на правила конспектирования материала. Обязательным условием является фиксация номера листа, откуда переписана цитата. Не забывайте о необходимости выписать полный номер запрошенного дела.

Научитесь грамотно оформлять ссылки на архивные дела. Образцы таковы:

ГАНО. Ф.П-5. Оп.2. Д. 295. Л. 2-3. 

ГАНО. Ф.П-5,  оп.2, д. 295, л. 2-3; 9.  

Там же, л. 7.   

Не забывайте о том, что в государственных архивах фонды подразделяются на «дореволюционные» (Д), «революционные» (Р) и «партийные» (П). Номера этих фондов могут дублироваться, поэтому важно указывать и буквенный индекс.

 


[1] http://www.rusarchives.ru/lows/zakon.shtml

[2] http://archives.nso.ru/Common/organization/Pages/organization_1.aspx

[3] Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика. М., 2004; Магидов В.М. Кинофотолокументы в контексте исторического знания. М., 2005; Данилевский И.Н. и др. Источниковедение. Теория, история, метод. М., 1998 и др.  

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Услышанное прошлое: опыт создания и использования историко-биографической коллекции в педагогическом университете
2. «Интересно у нас проходило после уроков время…». Воспоминания Т. И. Куимовой о послевоенном детстве в деревне Михайловке
3. «Мы весело жили». Воспоминания З. Г. Русских о детстве в голодные военные годы в Новосибирске
4. «Хочу поделиться счастливым детством»: мамины воспоминания о 1970-х годах
5. Вести со съезда
6. Размышляя о работе Второго Всероссийского съезда учителей истории и обществознания…
7. Роль кабинета истории в формировании качества образования
8. Организация внеклассной работы по предметам «Обществознание» и «Право» в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. (Из опыта работы МБОУ «Гимназия №1» г. Новосибирска)
9. Технология организации научно-исследовательской работы школьников в государственных архивах
10. Главная моя задача – научить детей учиться!
11. Некоторые аспекты подготовки выпускников к ЕГЭ по предмету «История» в 2013 году
12. Нужен ли России единый учебник по истории?
13. Открытый урок в честь трижды Героя Советского Союза маршала А. И. Покрышкина
14. Классный час «Александр Иванович Покрышкин»
15. День Победы
16. Образовательный проект «Подвигам сибиряков посвящается...»
17. «Учим» патриотизму…
18. Эссе «Личное письмо начинающему педагогу-психологу»
19. Сценарий праздника «Гимназия глазами семьи», посвящённый юбилею гимназии
20. Интеллектуальная игра для школьников 9-11 классов «Идём в ноосферу»