Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(2) Юлия Борисовна Яхно,
руководитель высшей квалификационной категории,
заместитель директора по научно-методической работе
МБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением предметов
образовательной области «Физическая культура»
Центрального района г. Новосибирска

Некоторые аспекты подготовки выпускников к ЕГЭ по предмету «История» в 2013 году

Экзамен по истории не является обязательным выпускным в школе, его сдают только те, кто самостоятельно сделал такой выбор. В последние годы историю как предмет по выбору в форме ЕГЭ сдает каждый пятый выпускник России. Успешная сдача ЕГЭ по истории необходима при поступлении на такие популярные специальности, как юриспруденция, лингвистика, дизайн.

Не может не тревожить тот факт, что наметилась негативная динамика роста числа выпускников, не набравших необходимого количества баллов на экзамене по истории в формате ЕГЭ. В 2009 году установленный минимальный порог не пересекли 9% школьников, в 201 – 9,4%, в 2012 - почти 13% выпускников.

Имея за плечами более чем 30-летний стаж работы учителя истории и обществознания, знаю, что педагог должен приложить поистине титанические усилия, чтобы эффективно организовать итоговое повторение пройденного материала. Практика показывает, что на этапе повторения наиболее действенными являются репродуктивные методы обучения.

При условии наличия элективных курсов по истории культуры, использования учителем в течение всего периода изучения предмета современных образовательных технологий, выпускники, в общем, готовы к сдаче экзамена.

Однако в 2013 году задача усложнилась появлением новых видов заданий с картами и иллюстрациями в части В (В8 – В13), которые могут вызвать наибольшие затруднения у старшеклассников. Действительно, если ученик не был в Москве и Петербурге, памятники архитектуры он может изучить только по фотографиям

К сожалению, сегодня учитель может опираться на единственный сборник заданий, подготовленный ФИПИ в новом формате под редакцией А.Б. Безбородова[1]. Значит, задача учителя заключается в подготовке наглядных электронных материалов, которые помогут выпускнику подготовиться к сдаче экзамена.

Формируя электронный справочник, я обнаружила ряд полезных ссылок, которыми хочу поделиться с коллегами.

1. В 2000 году в издательстве «Владос» (серия «Библиотека учителя истории») вышла книга «Наглядность на уроках истории»[2]. Материалы этой книги были удачно использованы учителем «Гимназия №42» г. Барнаула Алтайского края Ермолиной Марией Владимировной для создания электронного пособия, содержащего картины исторического содержания и вопросы к ним.

2. Полезным источником для составления заданий по истории русской архитектуры могут послужить работы художника, акварелиста и графика 19 века Василия Семеновича Садовникова (1800 – 1879 гг.), творчество которого посвящено архитектуре Санкт-Петербурга. По поручению императоров Николая I и Александра II исполнил множество видов Зимнего дворца, с происходившими перед ним парадами и смотрами, зал этого дворца, а также загородных дворцов с их парками. Много работал для «Памятной книжки», издаваемой Главным Штабом; рисовал на камне для издателей литографий. Из его литографических произведений особенно любопытна серия 30 листов, изображающих обе стороны Невского проспекта от Адмиралтейской площади до Аничковского моста (1835 год). Мастер точного в деталях городского пейзажа и изображения интерьеров. Исполнил множество видов Санкт-Петербурга, Москвы, Новгорода, Тамбова. Работы художника хранятся в Эрмитаже, Государственном Русском музее и др.

 

«Зимний дворец в праздничный вечер», акварель, 1851 г., Государственный Эрмитаж

3. Учитель может обратиться также к творчеству художника Клавдия Васильевича Лебедева (1852-1916 гг.), который запечатлел свое видение истории в бытовых исторических картинах.

Жанровый живописец, писал в духе реализма на темы русской истории XVI-XVII веков. Оставил большое наследие в виде исторических полотен и рисунков со сценами из «домашнего быта» боярской Руси. К.В. Лебедев – член Товарищества передвижных художественных выставок. В кон. 90-х гг. он иллюстрирует и оформляет исторические произведения Общедоступной библиотеки А.Д. Ступина.

К.В. Лебедев Встреча Святослава с Иоаном Цимисхием на берегу Дуная»

4. В 1908-1913 гг. в издательстве И.Н. Кнебеля была выпущена серия «Картины по русской истории» – серия из 50 выпусков брошюр в жанре школьного пособия с иллюстрациями, оригиналы для которых выполнили художники Серебряного века (С.В. Иванов, братья Васнецовы, Кустодиев Бенуа, Кардовский, Лансере, Добужинский, Чемберс) под общей редакцией и с объяснительным текстом С. А. Князькова. Русская педагогическая критика начала века высоко оценила новое школьное пособие. Полный комплект выпусков есть только в одном месте – в отделе изобразительного искусства Государственного Исторического музея.

Александр Бенуа. «Вахтпарад при императоре Павле I»

В свою очередь предлагаю два электронных справочника иллюстраций по истории русской архитектуры и истории русской скульптуры. Справочные пособия не претендуют на научность. Целью их создания была помощь в экспресс-подготовке выпускников к ЕГЭ.

 

Полезные ссылки:

Русская история в зеркале изобразительного искусства http://history.sgu.ru

http://www.istorik-ermolenko.ru.

 


[1] ЕГЭ-2013. История : типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / под ред. А.Б. Безбородова. М : Издательство «Народное образование»., 2012. – 128 с. (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)

-

[2] Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 176 с.: (Биб-ка учителя истории).

[2]

 

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 3)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Услышанное прошлое: опыт создания и использования историко-биографической коллекции в педагогическом университете
2. «Интересно у нас проходило после уроков время…». Воспоминания Т. И. Куимовой о послевоенном детстве в деревне Михайловке
3. «Мы весело жили». Воспоминания З. Г. Русских о детстве в голодные военные годы в Новосибирске
4. «Хочу поделиться счастливым детством»: мамины воспоминания о 1970-х годах
5. Вести со съезда
6. Размышляя о работе Второго Всероссийского съезда учителей истории и обществознания…
7. Роль кабинета истории в формировании качества образования
8. Организация внеклассной работы по предметам «Обществознание» и «Право» в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. (Из опыта работы МБОУ «Гимназия №1» г. Новосибирска)
9. Технология организации научно-исследовательской работы школьников в государственных архивах
10. Главная моя задача – научить детей учиться!
11. Некоторые аспекты подготовки выпускников к ЕГЭ по предмету «История» в 2013 году
12. Нужен ли России единый учебник по истории?
13. Открытый урок в честь трижды Героя Советского Союза маршала А. И. Покрышкина
14. Классный час «Александр Иванович Покрышкин»
15. День Победы
16. Образовательный проект «Подвигам сибиряков посвящается...»
17. «Учим» патриотизму…
18. Эссе «Личное письмо начинающему педагогу-психологу»
19. Сценарий праздника «Гимназия глазами семьи», посвящённый юбилею гимназии
20. Интеллектуальная игра для школьников 9-11 классов «Идём в ноосферу»