Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(3) Ирина Анатольевна Литвин,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 1» Центрального района г. Новосибирска

Нужен ли России единый учебник по истории?

В очередной раз российское общественное мнение взбудоражено высказыванием Президента В. В. Путина. Теперь по поводу школьных учебников по истории.

По мнению Президента, озвученному им 19 февраля на заседании Совета по межнациональным отношениям, необходимо разработать единые учебники по истории России для учеников средней школы, которые будут написаны хорошим русским языком и лишены двойных толкований и противоречий. Также новые учебники должны быть рассчитаны на разные возрастные категории, но объединены одной концепцией, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого.

И вот, казалось бы, не глобальная беда современной России – коррупция, не отношения с вечным друго-врагом Америкой, не политический процесс, всего лишь школьный учебник… А какая реакция последовала со стороны общества: интернет, общественная палата, СМИ… Все вдруг заговорили о проблеме. Что это: извечное русское «вот приедет барин, барин нас рассудит»? Или подтверждение достаточно высокого рейтингового положения Президента сегодня? Или все же проблема не так незначительна, как кажется на первый взгляд. Наверное, и первое, и второе, и третье.

В современном мире, где Россия является объектом самых разных угроз (как внутренних, так и внешних), роль истории, (как науки, так и школьного предмета), формирующей гражданскую позицию, патриотическое мировоззрение и социально-зрелую личность трудно переоценить. Кажется и власть, и общество это, наконец-то, осознают.

Однако, для профессионального сообщества учителей истории, стороны особенно заинтересованной,  вопрос  приобретает свое конкретное звучание. Ведь работать с этими едиными учебниками нам. Возникает целый ряд вопросов, от ответов на которые собственно зависит судьба и  самой идеи  Президента, а возможно, и всего школьного исторического образования. Например:

1. Кто будет авторами? Только ли специалисты Минобразования и Российской академии наук и представители старейших российских общественных объединений – Исторического и Военно-исторического обществ, как это определил Президент? Или все-таки  будут привлечены и учтены мнения учителей-практиков?

2. В какой ценностной парадигме будут решены «двойные толкования и противоречия», которых так немало в сегодняшних учебниках истории?

3. Будет ли учебник предполагать дискуссионность и проблемность?

4. Будет ли единый учебник действительно один?  Или возможны разные уровни (как то: базовый – профильный, сокращенный – полный и т. д.)

5. И наконец, спустимся к нашему ЕГЭ – будет ли новый единый учебник удовлетворять всем новым требованиям ФИПИ. То есть,  содержать всякие карты и схемы, уделять внимание мельчайшим деталям и событиям, иметь исторические и просто портреты всех-всех-всех (как то: Софьи Алексеевны, Е. Дашковой, Ю. Андропова, Е. Гайдара,  Г. Р. Державина, Ф. Волкова, Василия II, Фридриха II и т. д. Имена из реальных заданий ЕГЭ по истории за 2013 год), многочисленные иллюстрации картин, памятников культуры, плакатов, марок, карикатур и т.д., и т.д., и т.д.

Думается, что гражданское сообщество (учителя истории, родители, учащиеся старших классов) должны принять самое непосредственное участие в обсуждении этих непростых вопросов.

Так, в Гимназии №1 был проведен опрос среди выпускников 11-х классов с целью определить отношение ребят к учебникам. В анкетировании участвовали ребята, собирающиеся сдавать ЕГЭ по истории, то есть  наиболее компетентные в данном вопросе.

Приложение 1. Анкета для учащихся 11-х классов о современных учебниках по истории и ее результаты (2012-13 год)

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 0)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Услышанное прошлое: опыт создания и использования историко-биографической коллекции в педагогическом университете
2. «Интересно у нас проходило после уроков время…». Воспоминания Т. И. Куимовой о послевоенном детстве в деревне Михайловке
3. «Мы весело жили». Воспоминания З. Г. Русских о детстве в голодные военные годы в Новосибирске
4. «Хочу поделиться счастливым детством»: мамины воспоминания о 1970-х годах
5. Вести со съезда
6. Размышляя о работе Второго Всероссийского съезда учителей истории и обществознания…
7. Роль кабинета истории в формировании качества образования
8. Организация внеклассной работы по предметам «Обществознание» и «Право» в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. (Из опыта работы МБОУ «Гимназия №1» г. Новосибирска)
9. Технология организации научно-исследовательской работы школьников в государственных архивах
10. Главная моя задача – научить детей учиться!
11. Некоторые аспекты подготовки выпускников к ЕГЭ по предмету «История» в 2013 году
12. Нужен ли России единый учебник по истории?
13. Открытый урок в честь трижды Героя Советского Союза маршала А. И. Покрышкина
14. Классный час «Александр Иванович Покрышкин»
15. День Победы
16. Образовательный проект «Подвигам сибиряков посвящается...»
17. «Учим» патриотизму…
18. Эссе «Личное письмо начинающему педагогу-психологу»
19. Сценарий праздника «Гимназия глазами семьи», посвящённый юбилею гимназии
20. Интеллектуальная игра для школьников 9-11 классов «Идём в ноосферу»