Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Марина Алексеевна Котева,
учитель начальных классов МБОУ гимназии № 13 Центрального района Центрального округа города Новосибирска

«Учим» патриотизму…

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать!!!

Инесса Агеева

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его (патриотизма) многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». В «Лекциях о воспитании детей» А.С. Макаренко говорил: «Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг перед коллективом, и значит перед Родиной, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей».

Значимость воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период – в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность. Таким образом, воспитание патриотизма - это важнейшая педагогическая задача нашего времени. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

С 2004 года педагогический коллектив гимназии № 13 работает в условиях реализации технологии по воспитанию поликультурной компетенции (толерантности) выпускника.

В этом году в гимназии № 13 прошла неделя толерантности, где  обучающиеся начальных классов приняли активное участие в конкурсе плакатов «Дружат дети всей земли». В рамках недели толерантности, а так же в формате XXI Международной образовательной выставки «УЧСИБ – 2013» мною были даны открытые мероприятия «Азбука маленького россиянина». На этом внеклассном занятии с помощью русского алфавита обучающиеся знакомятся с главными символами государства, со страницами истории своей страны: великими, известными людьми, которыми гордится Россия, а также географией нашей необъятной Родины, предметами народного творчества и быта.

Предлагаю Вашему вниманию сценарий внеклассного занятия «Азбука маленького россиянина». Разработка содержит конспект с играми, конкурсами, познавательным материалом и презентацию со звуковым сопровождением (взята на сайте http://viki.rdf.ru/). Проведению данного мероприятия предшествует исследовательская деятельность младших школьников по теме «Моя малая Родина».

Цель: духовно-нравственное воспитание личности гражданина России.

Задачи:

1. Расширить кругозор обучающихся о России.

2. Развивать коммуникативные компетенции обучающихся.

3. Воспитывать любовь к своей Родине.

Ход мероприятия

Звучит гимн России. (Дети встают)

Учитель: Кто догадался, чему посвящено занятие?

Тему занятия вы назовёте сами, если отгадаете загадки. Любите отгадывать загадки?

Загадка 1.

Первая книжка для всех детишек:

Учит – мучит, а научит – радует. (Азбука)

Загадка 2.

Есть своя родная земля

У ручья и у журавля.

И у нас с тобой есть она –

И земля родная одна. (Родина – Россия)

– Как называют, людей, живущих в России? (Россияне)

– Назовите тему. Азбука Россиянина. (На доске плакат)

– Назовите первую букву в названии нашей страны – Р (презентация на букву Р – Россия)

– Какой цветок вы назвали бы символом России? (презентации на букву Р – ромашка)

Раздаю всем ромашки

– Что бы вы хотели сделать с этим цветком? (на доске создадим полянку ромашек)

– Итак, маленькие россияне, вас ждёт загадочная Россия. Следующая загадка:

Загадка 3.

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг –

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-синий - красный …..(флаг)

– Назовите главные символы государства.

Просмотр презентации Ф – Флаг, Г – герб.

Загадка 4.

Город самый главный,

Самый дорогой.

Город нашей славы,

Вечно молодой.

Город нашей славы,

Город волшебства,

Город златоглавый-

Гордая – …..(Москва)

Просмотр презентации М – Москва. Найти город на карте. Показать.

Игра «Прятки».

Буквы спрятались в словах. Если отгадаете, назовёте город России

(Работа в группах. У каждой группы листок с заданием.)

1. ВЫ -  -  -  -  НИЕ (арифметическое действие) ЧИТА

2. Ф -  -  - ЙКА  (ватник)  УФА

3. ПОЛИ -  -  -  -  ИКА (лечебное заведение) КЛИН

Найти города на карте. Показать.

– Россия славится не только городами, но и  людьми, которые прославили нашу Родину.

Загадка 5.

Взлетел в ракете русский парень

Всю Землю видел с высоты.

Был первым в космосе ….Гагарин

Каким по счёту будешь ты?

Просмотр презентации Г – Гагарин

Игра-соревнование  «Кто первый построит космическую ракету».

(Работа в группах. Из деталей сконструировать ракету, дать ей название, рассказать куда, с какой целью отправитесь на этой ракете.)

Физминутка.

Ждут нас быстрые ракеты (шаги на месте)

Для прогулки по планетам.

На какую захотим –

На такую полетим.

Правое крыло вперёд (правая рука вперёд)

Левое крыло вперёд (левая рука вперёд)

Руки в стороны

В полёт отправляет нас пилот (качаем крылья)

Ветер дует, задувает (качаем руками)

И пропеллер наш вращает (вращаем руками)

Ах, какая красота (повороты из стороны в сторону и смотрим вдаль)

Не страшна нам высота (руки вверх, прыжок вверх)

– Вот мы с вами и прилетели …… (каждая группа рассказывает на какой ракете, куда и с какой целью прилетели)

– Россия славится своими традициями, народными праздниками.

Отгадайте, о каком празднике идёт речь?

Загадка 6.

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны веселиться, печь блины.

Просмотр презентации Б – блины. Просмотр видеоролика.

Танцевальная физминутка.

– Россия славится великолепной природой.

Просмотр презентации В – Волга. Найти на карте. Показать.

– Какие реки России вы знаете?

Загадка 7.

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? (соловей)

Просмотр презентации С – соловей

– А вы любите петь? Есть выражение: поёт как соловей. Объясните значение этого выражения. Давайте вместе споём песню и посмотрим «С чего начинается Родина» для каждого из вас.

Просмотр видеоролика «С чего начинается Родина?»

Рефлексия.

– Какое из понятий в азбуке маленького россиянина вам сегодня больше запомнилось, оставило отклик в душе, вам более дорого? Почему?

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 15)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Услышанное прошлое: опыт создания и использования историко-биографической коллекции в педагогическом университете
2. «Интересно у нас проходило после уроков время…». Воспоминания Т. И. Куимовой о послевоенном детстве в деревне Михайловке
3. «Мы весело жили». Воспоминания З. Г. Русских о детстве в голодные военные годы в Новосибирске
4. «Хочу поделиться счастливым детством»: мамины воспоминания о 1970-х годах
5. Вести со съезда
6. Размышляя о работе Второго Всероссийского съезда учителей истории и обществознания…
7. Роль кабинета истории в формировании качества образования
8. Организация внеклассной работы по предметам «Обществознание» и «Право» в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. (Из опыта работы МБОУ «Гимназия №1» г. Новосибирска)
9. Технология организации научно-исследовательской работы школьников в государственных архивах
10. Главная моя задача – научить детей учиться!
11. Некоторые аспекты подготовки выпускников к ЕГЭ по предмету «История» в 2013 году
12. Нужен ли России единый учебник по истории?
13. Открытый урок в честь трижды Героя Советского Союза маршала А. И. Покрышкина
14. Классный час «Александр Иванович Покрышкин»
15. День Победы
16. Образовательный проект «Подвигам сибиряков посвящается...»
17. «Учим» патриотизму…
18. Эссе «Личное письмо начинающему педагогу-психологу»
19. Сценарий праздника «Гимназия глазами семьи», посвящённый юбилею гимназии
20. Интеллектуальная игра для школьников 9-11 классов «Идём в ноосферу»