Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(2) Екатерина Владимировна Шустова,
психолог МБОУ гимназии № 13
Центрального района г. Новосибирска

Эссе «Личное письмо начинающему педагогу-психологу»

Человек, который хочет передвинуть гору,

начинает с того, что переносит мелкие камни.

Китайская пословица

Как-то давно, классе ещё в пятом – шестом, я сделала для себя удивительное открытие про самого родного и близкого человека – мою маму… Придя холодным зимним вечером домой со школы, я поделилась с мамой впечатлениями за день, и, неожиданно ощутила связь между нами. Я, как и большая части моих одноклассников, уверенная, что мама – источник лишь материального благополучия, – вдруг поняла, что моя мама, которую, я думала, знаю, как свои пять пальцев, интересная личность, с огромным и богатым внутренним миром! С той минуты, начав новый этап своей жизни, рука об руку с мамой – моим новым другом, я открыла для себя удивительный мир, мир психологии. Я узнала, что мама не просто так долгое время была для меня, как закрытая книга, она действительно была такой, до тех пор, пока не начала посещать тренинги личностного роста. Наблюдая за ней, я  замечала, как на очередной зимний или весенний декадник психологии мама уезжает одним человеком, а возвращается уверенной в себе, более раскрепощенной, интересной.  Ко мне приезжает мама – «совершенный» человек, как мне тогда казалось. Слушая рассказы о занятиях, тренингах и людях, которые их проводили, я поняла, что это навсегда изменит мою жизнь. Новая сфера, о которой я с упоением слушала, это то, чем я хочу заниматься, это люди, которыми я хочу себя окружить, с которыми хочу общаться, частью которых я хочу стать, и, самое главное, тот эффект, которого я хочу добиться в профессии – изменить жизнь человека к лучшему!

Вооружившись новой мечтой, в начале одиннадцатого класса, когда все мои друзья усиленно штудировали журнал «абитуриент», я уже знала, куда буду поступать… Университет стал для меня не просто вузом, в котором я получила профессию, он стал вторым домом. Преподаватели, однокурсники, дети, – это люди, наполнившие мою жизнь творчеством, полётом мысли, праздником осознания себя психологом. Оборачиваясь назад, в 2006 год, я вижу подростка, увлекающегося психологией и имеющего огромные амбиции, по большей части оторванные от реальности. Сейчас же, каждое утро перед выходом на работу, глядя в зеркало, я понимаю, что стала кем-то большим, нежели предполагала – человеком, применяющим знания и умения в своей работе и жизни благодаря полученному образованию. Возможность самореализации в работе, это для меня сродни волшебству…  Понимаю, что это невозможно – но я как будто чувствую импульсы между нейронами в коре моего головного мозга, когда приступаю к сложному исследованию.

Интересно, что далеко не всегда я мечтала работать в школе, это желание у меня появилось в 2009 году на практике. Тогда, придя в школу-интернат для детей с нарушениями речи, я познакомилась с молодой интересной девушкой, педагогом-психологом, легко совмещающей работу и жизнь. Проводя исследования в интернате, я поняла, это не просто интересно – у меня это отлично получается! Вот, ещё вчера я изучала методики для исследования особенностей мышления, а уже сегодня с их помощью увидела, как мыслит ребенок, сидящий передо мной. Через год я нашла то, о чем мечтала – школу, которая охотно приняла меня в свой маленький мир. Уже три года я «живу» в гимназии, и даже не могу сказать по-другому, ведь мой кабинет своей обстановкой напоминает уютный дом, куда всегда хочется придти мне, детям, их родителям и учителям. Как хорошо я помню первые месяцы работы в гимназии, волнение, тревогу, первое родительское собрание, первая консультация… Сейчас становится смешно, когда я вспоминаю как пыталась делать серьезный вид, идя на очередное родительское собрание или педсовет. Так странно, но я была уверена, что у «взрослого» человека обязательно должен быть деловой костюм и серьезное выражение лица. Мне потребовалось целых два года, чтобы понять, что быть «взрослым», это, прежде всего, быть собой. Проходя по школьным коридорам, я стараюсь как можно больше улыбаться. Этому же стараюсь научить детей, – быть собой, полюбить себя, понять, как себя применить в этом сложном мире со всеми своими недостатками.

Ради чего я пришла в школу?.. Двери моего кабинета открываются, вбегает взволнованная шестиклассница, тараторит о непонимании, о тройках по математике,  я улыбаюсь, спокойно обсуждаю с ней все, что случилось на уроке пять минут назад, и, о чудо, сжатые от напряжения губы ребенка расплываются в улыбке, глаза светлеют, она уже думает о том, что скоро день рождения у лучшей подруги, а учительница вовсе не придирается… Учебный день в школе проходит в бешеном ритме, заканчиваются уроки, приходят девятиклассники, два часа тренинга, куча эмоций, положительных и отрицательных, радость и недовольство, маленькие, но важные открытия, «спасибо» и ритуал прощания. Конец недели, суббота – день консультаций, родители с детьми или без детей, но все с вопросами… Как понять и принять ребенка, если он не хочет учиться? Как признать, что дети имеют право не соответствовать ожиданиям родителей? Как не потерять ребенка, отдаляющегося от родителей? Столько вопросов, на которые я пытаюсь им ответить, а себе задаю лишь один: «Как достучаться до людей, которые порой говорят на «другом языке»?». И вот, я подвожу итоги работы за неделю, проверяю, все ли заключения напечатаны, все ли тесты обработаны, заполнен ли журнал, и понимаю: сколько людей прошло через мой кабинет. В такие моменты я вспоминаю, зачем я здесь, кто я и как важна моя работа. Вместе с тем, вижу, сколько задач впереди, сколько решений ждут своего часа. Я расту вместе со «своими» детьми, мои трудности, это не преграды, это повороты, за которыми открываются новые возможности.

Мы живем в мире, который постоянно меняется, жизнь течет, бежит как горная река, я не могу сказать с точностью, какой будет моя жизнь через десять лет, даже какой она будет через год, но я знаю, что каждая улыбка, подаренная ребенком мне, дороже всего, в этом мире…

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 4)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Услышанное прошлое: опыт создания и использования историко-биографической коллекции в педагогическом университете
2. «Интересно у нас проходило после уроков время…». Воспоминания Т. И. Куимовой о послевоенном детстве в деревне Михайловке
3. «Мы весело жили». Воспоминания З. Г. Русских о детстве в голодные военные годы в Новосибирске
4. «Хочу поделиться счастливым детством»: мамины воспоминания о 1970-х годах
5. Вести со съезда
6. Размышляя о работе Второго Всероссийского съезда учителей истории и обществознания…
7. Роль кабинета истории в формировании качества образования
8. Организация внеклассной работы по предметам «Обществознание» и «Право» в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. (Из опыта работы МБОУ «Гимназия №1» г. Новосибирска)
9. Технология организации научно-исследовательской работы школьников в государственных архивах
10. Главная моя задача – научить детей учиться!
11. Некоторые аспекты подготовки выпускников к ЕГЭ по предмету «История» в 2013 году
12. Нужен ли России единый учебник по истории?
13. Открытый урок в честь трижды Героя Советского Союза маршала А. И. Покрышкина
14. Классный час «Александр Иванович Покрышкин»
15. День Победы
16. Образовательный проект «Подвигам сибиряков посвящается...»
17. «Учим» патриотизму…
18. Эссе «Личное письмо начинающему педагогу-психологу»
19. Сценарий праздника «Гимназия глазами семьи», посвящённый юбилею гимназии
20. Интеллектуальная игра для школьников 9-11 классов «Идём в ноосферу»