Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(7) Вероника Валерьевна Воронцова,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 200»Заельцовского района г. Новосибирска

Интеллектуальная игра для школьников 9-11 классов «Идём в ноосферу»

Цели и задачи:

1. Стимуляция личностного роста, путем создания ситуаций, требующих личного выбора ребенка.

2. Профилактика неогенных неврозов.

3. Раскрытие противоречивости развития человеческой цивилизации (созидание и разрушение) через обсуждение проблемных ситуаций, касающихся исторического процесса, личностного развития, социальных явлений.

4. Создание представлений о нравственных ценностях человечества, соблюдение которых – условие сохранения человеческой цивилизации.

5. Знакомство с теорией Вернадского о ноосфере.

Оборудование:

1. Карточки с вопросами.

2. Высказывание на доске:

«Человеческая личность есть драгоценнейшая, величайшая ценность, существующая на нашей планете. Она не появляется на ней случайно и, раз исчезнувши целиком, никогда не может быть восстановлена»

В.Вернадский

«Надо, чтобы в народе имелись значительные группы людей, которые не ломаются бурей, но творят и созидают»

В.Вернадский

«Разумное и нравственное всегда совпадают»

Л.Толстой

«Идеалы демократии идут в унисон со стихийными геологическими процессами, с законами природы, отвечают ноосфере»

Сценарный план игры:

Этапы игры

Задачи каждого этапа

Технологии

Формы организации

Деятельность учителя

Деятельность участников

  Подготовительный

этап.

Объясняется суть игры; создаются команды ребят по 6-7 человек и жюри, которое может состоять из преподавателей гуманитарных дисциплин и из ребят, имеющих успехи по обществоведческим дисциплинам.

Составляются карты – задания с вопросами, содержащими контроверзы.

Жюри оценивает ответы по 2-балльной системе по следующим критериям:

Аргументированность ответа, эрудиция, культуру спора, гуманистический подход.

Активные формы обучения – игра; проблемное обучение

Организация работы в группе, определение критериев работы каждого в группе

Объяснение сути интеллектуальной игры, краткое знакомство с теорией ноосферы Вернадского или можно ограничиться расшифровкой названия игры, как «полет в царство разума»

Знакомство с заданиями

Ход игры.

Дискуссия.

 Постановка проблемы, решение проблемных задач; формирование отношения (через позитивное и/или негативное отношение к историческому явлению или событию);

Формирование политических, социальных, информационных компетенций, толерантности личности, коммуникационных компетенций.

 Самостоятельное определение  линий сравнения того или иного явления или событий;

формирование отношения (через позитивное и/или негативное отношение к историческому явлению или событию); проблемное обучение;

коммуникативное обучение

Интеллектуальная игра

Координация выступлений,

Подведение дискуссии к идее высшей ценности жизни человека и окружающего мира,

«высшая гармония мира не стоит слезинки одного ребёнка» Достоевский;

Обращает внимание в ходе дискуссии на высказывания на доске

Обсуждение в течение 5-7 минут вопросов,

Формулирование общего для группы ответа,

Аргументация ответов,

Участие в дискуссии, т.к. все группы представляют свой ответ по каждому вопросу,

Самостоя-тельное определе-ние линий сравнения того или иного явления или событий.

Подведение итогов игры

рефлексия

Проблемное обучение

Коллективная и индивидуальная оценка работы на уроке

Задает вопросы:

1.Интересно ли прошла игра?

2. Можно ли в дальнейшем проводить подобные  дискуссии?

Представляет своё видение на работу участников игры.

Предоставляет слово жюри.

Дают коллектив-ную оценку своей работы; называют тех участников игры, которые, по их мнению, были более убедитель-ны в ходе дискуссии, кто смог аргументированно доказать свою точку зрения.

 

Варианты вопросов для участников игры:

1. Вызванная Гитлером Вторая мировая война за торжество фашизма унесла около 56 млн. человеческих жизней, в том числе погибло в концлагерях 12 млн. человек. Террор Сталина за победу «социализма», «за светлое будущее» искалечил жизни 40 млн. человек (около 16 млн. из них погибли).

Вопрос: Как вы считаете, кого история оправдает больше?

2. «С одной стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на деньги... обреченные на какое-нибудь плохое дело!

Сотни, тысячи, может быть существований, направленных на правильный путь; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и это все на её деньги. Убей её и возьми её деньги, с тем, чтобы с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.

Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!»

Ф.М. Достоевский

Вопрос: Можно ли сделать тысячу людей счастливыми, если для этого придётся уничтожить всего лишь одного человека?

3. Группа молодых людей, отправившись в поход в Альпы, заблудилась. Через несколько дней у них закончились все продукты. Было решено: чтобы не умереть с голоду, съесть одного из группы...

Вопрос: Как вы считаете, правильно ли поступили эти люди? Как бы поступили вы?

4. В борьбе с религией в 30 – 50 гг. XX в. в Москве было разрушено 312 храмов и монастырей (население Москвы того времени составляло 4 млн. человек). В древнем Пскове в это же время было разрушено 15 храмов и 4 монастыря (население Пскова того времени – 200 тыс. человек)

Вопрос: Где атеистическое воспитание дало большие результаты?

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 11)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела
1. Услышанное прошлое: опыт создания и использования историко-биографической коллекции в педагогическом университете
2. «Интересно у нас проходило после уроков время…». Воспоминания Т. И. Куимовой о послевоенном детстве в деревне Михайловке
3. «Мы весело жили». Воспоминания З. Г. Русских о детстве в голодные военные годы в Новосибирске
4. «Хочу поделиться счастливым детством»: мамины воспоминания о 1970-х годах
5. Вести со съезда
6. Размышляя о работе Второго Всероссийского съезда учителей истории и обществознания…
7. Роль кабинета истории в формировании качества образования
8. Организация внеклассной работы по предметам «Обществознание» и «Право» в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. (Из опыта работы МБОУ «Гимназия №1» г. Новосибирска)
9. Технология организации научно-исследовательской работы школьников в государственных архивах
10. Главная моя задача – научить детей учиться!
11. Некоторые аспекты подготовки выпускников к ЕГЭ по предмету «История» в 2013 году
12. Нужен ли России единый учебник по истории?
13. Открытый урок в честь трижды Героя Советского Союза маршала А. И. Покрышкина
14. Классный час «Александр Иванович Покрышкин»
15. День Победы
16. Образовательный проект «Подвигам сибиряков посвящается...»
17. «Учим» патриотизму…
18. Эссе «Личное письмо начинающему педагогу-психологу»
19. Сценарий праздника «Гимназия глазами семьи», посвящённый юбилею гимназии
20. Интеллектуальная игра для школьников 9-11 классов «Идём в ноосферу»