Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Ольга Ивановна Саутина,
учитель английского языка первой квалификационной категории МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

Опыт работы по УМК «Кембриджский курс английского языка для российских школ» в 6-х классах

Современное новое образование – это задача, стоящая перед каждым учителем. За этими простыми словами стоит сложная работа в современной школе, которая постоянно меняется – строится, экспериментирует, вводит новое, отказывается от старого. Это касается всех учебно-методических процессов, происходящих ежедневно.

Вследствие этих изменений многие учебники неоднократно редактировались, переписывались, обновлялись.Неизменным остается одно – способ передачи и получения знаний: учитель – ученик – книга. Веяния времени диктуют необходимость нововведений: использования компьютерных технологий, Интернета – и это одно из проявлений строительства “новой школы”. Изменения во многом касаются и содержания учебного материала – содержания учебников.

В нашей школе мы работаем по УМК «Английский язык. Кембриджский курс английского языка для российских школ», рекомендованному Министерством образования и науки Российской Федерации. Это пятиуровневый учебно-методический комплект для учащихся 5 – 9 классов общеобразовательных школ. Каждый уровень рассчитан на один год обучения. Это первый комплект, разработанный совместно российскими и британскими авторами и издателями специально для российских школ. В его основу лёг известный международный курс «CambridgeEnglishforSchools» Эндрю Литтлджона и Дианы Хикс, выпущенный «CambridgeUniversityPress». С российской стороны в разработке курса участвовали редактор российского издания Виноградова О.И.

В УМК «Кембриджский курс английского языка для российских школ» реализован междисциплинарный принцип преподавания иностранного языка. Для обучения английскому языку отобраны определенные темы из истории, биологии, географии, астрономии, экологии. Преимуществом данного УМК является опора на развитие навыков самостоятельной работы учащихся, поисковую деятельность работу в группах. Выполнение различных видов проектной работы предполагает использование иностранного языка как средства для достижения практических и познавательных задач.

По  УМК «Кембриджский курс английского языка для российских школ» я работаю в 6-х классах. Коммуникативный подход к обучению заложен в самой тематике курса 6 класса, которая соответствует интересам учащихся средней школы: «Животные», «Продукты питания», «Музыка», «Спорт», «Здоровый образ жизни», «Праздники и традиции в Великобритании и России» и т.д. Работая по данному УМК, стараюсь выстраивать уроки так, чтобы на них уделялось внимание всем видам речевой деятельности: аудированию, говорению, чтению и письму. В начале каждого урока я провожу фонетическую и речевую зарядку, материал для которых черпаю из учебника. Затем идёт введение нового лексического или грамматического материала и его закрепление. Для этого я использую устные лексические упражнения, грамматические упражнения, перевод предложений сначала с английского языка на русский, потом – наоборот, составление собственных предложений, а затем и диалогов, направленных на формирование коммуникативных навыков. Реализовать поставленные на уроке цели и задачи  помогает хорошо продуманная структура УМК.

Своей главной задачей авторы учебника считают необходимость дать учащемуся почувствовать, что он говорит на живом языке и использует его для получения информации и общения. Английский язык, по замыслу создателей курса, должен являться не самоцелью, а средством овладения новыми знаниями. Этой цели служат многочисленные задания для самостоятельной работы и поиска информации, реальные речевые ситуации, а также специальные тексты по истории, биологии, географии, астрономии, психологии. В комплекте воплощены последние методические разработки британских и российских лингвистов и педагогов.

Интересный подбор оригинального языкового материала, большое количество иллюстраций, удобных для запоминания таблиц и схем – все это значительно облегчает и усвоение грамматики, и расширение словарного запаса ученика.

Основные организационные формы, используемые мною для формирования навыков говорения, следующие: индивидуальные (монологи); парные (диалоги); групповые (полилоги).

Освоив новую лексику и/или грамматику, переходим к чтению мини-текстов (мини-диалогов), а от них к полноценным объёмным текстам (диалогам). Далее выполняем задания к тексту, отвечаем на вопросы, обсуждаем и беседуем о прочитанном, т.е. совершенствуем коммуникативные навыки. И в конце мы переходим к письму. Это тоже коммуникация, только письменная, т. к. мы пишем, как правило, с той же целью, что и общаемся: чтобы сообщить и/или узнать нужную информацию. Но письменные задания мы выполняем в более ограниченном, по сравнению с чтением и говорением, объёме, т.к. это объективно (в жизни мы тоже пишем меньше, чем говорим). Зачастую письменные упражнения выполняются как домашнее задание.

В качестве примера хочу привести вводный урок по теме «Еда» в 6 классе. Целями данного урока являются расширение лексического запаса учащихся, а также введение нового грамматического материала: исчисляемые и неисчисляемые существительные. В качестве «разогрева» я использую песню из учебника «Ilovechocolate»:

I drink milk, I eat cheese,                           But late at night,

I like nuts and I like greens,Under my bedclothes,

I like cereals, I like beans,I eat chocolate,

These are things my body needs.              Andnooneknows.

После прослушивания аудиозаписи песни дети читают и переводят её, затем исполняют сами под музыку. Далее я выясняю личную значимость темы для учащихся, задаю им вопросы: Whatisyourfavouritefood? Whatfood do/don`tyoulike? Whatfooddoyouthinkaregood(bad) foryou? Why? После того как учащиеся ответили на мои вопросы, они работают самостоятельно, отвечая на вопросы анкеты «Whatdoyoueat?». Например, на вопрос «How many meals do you eat every day?»они выбирают и отмечают один из трёх вариантов ответа: a) threeormore, b) two, c) one. Затем учащиеся выполняют задание: Compareyouranswerswithyourneighbourandotherstudentsinyourclass.Они задают и отвечают на вопросы анкеты сначала в парах (диалоги), а потом в группах (полилоги).

Далее следует введение нового грамматического материала «исчисляемые и неисчисляемые существительные» через использование грамматического справочника, рабочей тетради и картинок с подписями в учебнике: somecereal, anegg, somejuice, aroll, etc. Даётся объяснение, что исчисляемые существительные употребляются в единственном и множественном числе, их можно посчитать, а, значит, использовать с числительными: oneegg, twoeggs, etc. Неисчисляемые существительные, наоборот, посчитать нельзя, поэтому они не используются с числительными и употребляются только в единственном числе: somecereal, etc. Закрепление этого материала идет через фронтальный опрос учащихся: Whatdoyouhaveforbreakfast? Ihavesomebreadandcheese, etc. Затем вводится новая лексика через подбор данных слов, обозначающих продукты питания, к соответствующим картинкам. Новая лексика закрепляется в диалогах учащихся: Whendoyouusuallyeatmeat?Ieatmeatfordinner, etc.

В конце урока проводится игра «Dinnertime!», тоже направленная на закрепление новой лексики, а также на развитие навыков аудирования. Каждый учащийся выбирает две карточки с пятью картинками съедобных  продуктов, а на шестой картинке изображено несъедобное блюдо, например: spidersoup, crocodilesandwich, etc. Учащиеся прослушивают аудиозапись, и если слышат названия своих пяти продуктов без несъедобного блюда, то поднимают карточку и говорят: Dinnertime! В качестве домашнего задания выполняется письменное упражнение из учебника, где учащиеся записывают в три столбика названия продуктов, которые они едят: forbreakfast, lunchanddinner.

Коммуникативный подход к преподаванию, интересный подбор оригинального языкового материала, ориентация на познавательные интересы учащихся, большое количество иллюстрацийв УМК «Кембриджский курс английского языка для российских школ» обеспечивают успешное изучение английского языка и высокую мотивацию школьников.

Проектная работа на уроках и во внеурочное время стала неотъемлемой частью при изучении тем учебника. В конце каждого раздела учащиеся выполняют проект по изученной теме. На начальном этапе определяется актуальность темыставится цель проекта и разрабатывается план действий для его реализации. Далее учащиеся собирают нужную информацию, подбирают иллюстрации, музыку и т. д. Затем выполняют весь  проект самостоятельно, либо его часть, если это групповой проект. Описывают результаты своей работы, делают выводы. Потом оформляют проекты в письменном, печатном или электронном виде. В ходе работы над проектом учитель выступает в роли наблюдателя-консультанта, оказывая методическую помощь, давая советы по подбору литературы, иллюстраций и т. д. Для презентации и защиты своих проектов учащиеся изготавливают различные брошюры, плакаты, стенгазеты, а также используют компьютер и интерактивную доску. Я широко применяю на своих уроках метод проектов, т. к. он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы и дает возможность применить полученные знания на практике. В нашем лицее ежегодно проходят декады иностранного языка, где ребята каждого класса представляют и защищают проекты по разным темам. Учащиеся с удовольствием принимают участие в школьных, районных и городскихолимпиадах и конкурсах, где занимают призовые места.

Таким образом, реализуется основная цель обучения иностранному языку в современной школе, которая состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности  учащихся использовать язык на практике,  в общении с людьми других стран и культур.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 1056)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела