Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Александра Юрьевна Заика,
учитель английского языка (молодой специалист) МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска

Музыка на уроках иностранного языка

Уроки иностранного языка с использованием музыки развивают интеллект – этот факт уже ни для кого не секрет. Регулярные занятия музыкой на уроках ИЯ улучшают память и стимулируют умственное развитие детей, утверждается в недавно опубликованном в журнале «Brain» исследовании канадских ученых. Авторы работы заявляют также, что им удалось получить первые доказательства существования связи между занятиями музыкой и умением концентрировать внимание при выполнении различных тестов на ИЯ. И это немаловажный момент, так как многие ученики ошибаются зачастую лишь из-за невнимательности.

Спустя год после начала занятий по данной методике преподавания ИЯ в тесной взаимосвязи с музыкой, дети показывали более высокие результаты в тестах, которые связаны с такими показателями общего интеллектуального развития, как грамотность и уровень IQ. Данные тестов подтверждаются также результатами сканирования мозга.

Эти выводы, как отмечают авторы исследования – ученые из Университета Макмастера (Гамильтон) и Университета Торонто, – порадуют родителей и учителей, считающих, что занятия языками с использованием музыки должны стать частью школьной образовательной программы и особенно программы для младших классов.

Влияние музыки на развитие памяти и умственное развитие начинается уже с дошкольного возраста. Обучение иностранному языку еще не является ведущей деятельностью ребенка, в отличие от младшего школьного возраста, поэтому  можно заметить тот факт, что целесообразнее проводить уроки ИЯ с использованием в основном только музыки. Все это происходит потому, что ребенок на занятиях  иностранного языка, так или иначе, связан с музыкой. При обучении ИЯ, используя музыку, быстро развивается зрительная, слуховая, моторная виды памяти. Ребенок смотрит в слова песни и запоминает их зрительно. Если ребенок не умеет еще читать, он запоминает картинки связанные с песней, тем самым, запоминая текст, играет мелодию, если умеет. Запоминает механически движения руками, так как слова песни вводят вмести с движениями, потому что заучивание слов в процессе игры  с музыкальным сопровождением способствует более быстрому запоминанию мелодии и слов на слух, беспереводному пониманию многих слов песен.

Очень полезно на уроках ИЯ давать детям в старших классах прослушать, например, «Осеннюю песнь» Чайковского и написать заключительную работу – сочинение на тему «времена года», «погода». Изученный материал усвоится гораздо лучше, потому что у учеников налажена моторная память, то есть ребенок вспомнит намного больше слов, чем, если бы это был устный опрос. Вы и сами знаете, что иногда какой-нибудь забытый навык или знание вспоминается больше руками при написании, а не головой, а так же будут возникать образы природы во время прослушивания музыкального произведения, которые, несомненно, помогут настроиться на нужный лад, грамотно написать работу,  а также проявить себя с творческой стороны.

«Профессор Трейнор, возглавлявшая вместе с Такако Фуджиока исследовательскую группу, сравнила 12 детей в возрасте от четырех до шести лет. Шестеро из них (пять мальчиков и одна девочка) только начали занятия ИЯ с использованием музыки в школе Suzuki, с шестью другими (четырьмя мальчиками и двумя девочками), которые занимались без музыки. Дети, выбранные для участия в данных уроках, росли примерно в одинаковых условиях, не проявляли каких-либо особенных музыкальных талантов, и их обучение происходило с использованием одной и той же методики», - сообщает газета The Daily Telegraph, UK.

С помощью магнитоэнцефалографии психологи замеряли активность мозга при прослушивании детьми звуков скрипки, а затем - в ситуации, когда ребенок слышит только «белый шум». Оказалось, что у всех детей мозг активнее реагировал именно на звуки скрипки, выделяя больше ресурсов для обработки осмысленных звуков. Спустя год скорость реакции мозга на звуки у всех детей выросла, что означает, что в процессе взросления увеличилась проводимость импульсов между нейронами.

Но самое интересное заключалось в том, что мозг детей, занимающихся языком в непосредственной связи с музыкой, стал значительно лучше воспринимать музыкальные звуки и при этом увеличился общий объем памяти. У контрольной группы подобных изменений выявлено не было.

Профессор Трейнор особо отмечает, что занимавшиеся музыкой дети показали значительно лучшие результаты в тестах на запоминание новых слов на иностранном языке. «Это показывает, что занятия с музыкой оказывают воздействие и на общую когнитивную функцию мозга, связанную с памятью и внимательностью», – считает она.

Кроме того, музыка развивает ассоциативную фантазию, без которой невозможно овладение другими видами знаний и умений... История знает массу людей, талант которых многогранен и способности к одному роду занятий как бы дополняют способности к другому, почему бы не попытаться развить эти качества и у наших детей используя метод использования музыки на уроках иностранного языка. Помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает личностные качества. «Во-первых, ребёнок может выбрать, с каким родом деятельности будет связана его судьба и сам определиться, так как имеет представление и об иностранных языках, и о живописи, и о музыке. Во-вторых, чаще всего после окончания обучения по такой методике, решение принимается самостоятельно и, как правило, без замешательств, что говорит о полной личностной сформированности ребёнка». (Теплов Б.М., 1961, С.57)

Здесь  хотелось бы сослаться на собственный опыт, который подтверждает информацию, данную выше. Занимаясь музыкой,  действительно многие чувствуют тягу к изучению иностранных языков (ИЯ). Причем решение – посвятить этому будущую жизнь – приходит к вам задолго до сверстников. И те, кто, обучался в языковых школах с младшего возраста, где действительно многое было связанно именно с музыкой и творчеством, также быстро и раньше других понимают, по какому пути они дальше пойдут. Возможно, данное решение часто является следствием успехов в изучении ИЯ. Однако, в соответствии с многочисленными высказывании ученых по теме «Использование музыки на уроках ИЯ»,  не исключаю, что эти успехи связаны именно с музыкой.

В системе преподавания иностранных языков (ИЯ) в нашей стране ориентация на раннее обучение ставит перед методической наукой новые задачи. Одна из них – разработка таких учебных материалов и приемов обучения ИЯ, которые соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного и младшего школьного возраста и обеспечивают повышение эффективности обучения на данном этапе.

Проблема мобилизации памяти и организации речи детей неразрывно связана с активизацией их мыслительных и эмоциональных процессов. Существенная роль интеллектуальной активности признается и в процессе восприятия музыки (Б.М.Тешюв). Во многих отечественных и зарубежных исследованиях отмечается благотворное влияние музыки на развитие эмоциональной и познавательной сферы ребенка. (Петрушин В. И., 1997, С. 12). Так как эмоциональность музыкального восприятия проявляется у детей наиболее ярко, возникла задача интеграции музыки как вида искусства и английского языка как учебного предмета начальной школы. Работы методистов в области раннего обучения ИЯ на музыкальной основе главным образом посвящены песне (В.Ф.Аитов, П.Грант, Т.Мерфи, К.Кларк и др.) и детской опере (Н.Н.Ачкасова) как основному приему обучения. Вместе с тем музыка представляет собой уникальный тип учебного материала, возможности которого для раннего обучения ИЯ мало изучены.

На основе данных, полученных из переработанной нами литературы, можно сделать следующие выводы:

1. Человек, обучающийся музыке, обладает более сильной волей, а также другими, очень важными качествами, такими как усидчивость, упорство, трудолюбие.

2. Человек музыкально развитый, как правило, развит и в других областях науки или искусства.

4. Музыка на уроках ИЯ развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное - и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.

6. Мозг детей, обучавшихся иностранному языку в согласие с музыкой, значительно лучше воспринимает музыкальные звуки и при этом увеличивается общий объем памяти.

7. Обучение музыке оказывает значительную роль в изучении иностранных языков. Индивидуальные свойства воздействия музыки основаны, прежде всего, на некоторых особенностях слуховых впечатлений по сравнению, например, с впечатлениями зрительными.

8. В настоящее время существует множество методик, где совмещается иностранный язык и музыка.

В заключение темы хотелось бы добавить, что эта тема изучена не до конца, существует перспектива к дальнейшему развитию и изучению данного предмета. Работы по этому вопросу могут найти практическое применение, как на занятиях методики, так и на занятиях по педагогике, психологии и конечно иностранному языку.

Список литературы:

1. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – с. 7–46.

2. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1961. – с. 57–61.

3. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. Сб. статей/Сост. и ред. А. Готсдинер. – Л.: Музыка, 1980. – с. 5-29.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 279)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела