Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108

Ведущая рубрики
Елена Петровна Захарченко,

старший воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ детского сада № 481 «Колобок» Ленинского района г. Новосибирска

«Притча о воспитании»

Молодая женщина пришла к мудрецу за советом.

– Мудрец, моему ребенку исполнился месяц. Как мне следует воспитывать свое дитя: в строгости или же в ласке?

Мудрец взял женщину и подвел к виноградной лозе:

– Посмотри на эту лозу. Если ты не будешь ее обрезать, если, жалея лозу, ты не будешь отрывать у нее лишние побеги, то лоза одичает. Потеряв контроль над ростом лозы, ты не дождешься сладких вкусных ягод. Но если ты укроешь лозу от солнца и ласки, если не будешь заботливо поливать корни лозы, то она зачахнет, и ты не получишь сладких вкусных ягод… Лишь при разумном сочетании того и другого удается вырастить изумительные плоды и вкусить их сладость!

 

Добрый день, дорогие коллеги!

Согласно Типовому положению о дошкольном образовательном учреждении (2011 г.), «в государственном и муниципальном дошкольном образовательном учреждении образование носит светский характер». Однако, те «идеалы», которые наши дети видят на экране TV и слышат на улицах (а иногда и в семьях), никак не соответствуют интегративным качествам, которые мы призваны сформировать у ребенка к выпуску его в школу: «Ребёнок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения…, имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему; о мире». И здесь на первый план выходит традиционное, такое понятное нам (и подкрепляемое федеральными государственными требованиями!) духовно-нравственное воспитание дошкольников «на материале народной художественной культуры с учетом регионального компонента». Как же без любимых всеми сезонных музыкально-игровых праздников: осенью – «Ярмарка»; зимой – «Новый год», «Рождество», «Масленица»; весной – «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки»? В программе дошкольного образования «Успех» (под редакцией Н.В. Фединой) всё комплексно-тематическое планирование построено на подобных, знаковых для ребенка, событиях. С другой стороны, ставшие ежегодными «Новосибирские Рождественские Образовательные Чтения», в которых принимают участие и педагоги, и медики и, конечно, представители церкви, поднимают и пытаются решить духовные проблемы, с которыми сталкивается сегодня наше общество.

Из доклада Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Меркурия:

«Особенно важно чтобы первое знакомство с ценностными ориентирами христианства происходило как можно раньше, еще в дошкольном возрасте, когда, как известно, закладываются базовые нравственные и морально-этические мотивации. Начало этому процессу положено в 2012 году созданием нормативного документа «Православный компонент дошкольного образования к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Он разработан с учетом федеральных государственных требований как дополнение к «Стандарту православного компонента общего образования», принятому ранее.

Введение «Православного компонента дошкольного образования» и Программы к нему позволит дошкольным учреждениям лучше ориентироваться в подборе материалов для воспитания детей на основе православного мировоззрения, обеспечит непрерывность и преемственность духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В связи с этим в Синодальном отделе были подготовлены и направлены в Министерство образования и науки поправки к действующим нормативным актам. Эта тема обсуждалась и в Общественной палате Российской Федерации, где наши предложения получили поддержку. В результате, в приказ Министерства образования и науки «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» были внесены изменения, следствием которых является создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей духовно-нравственное развитие ребенка, в том числе в государственных и муниципальных дошкольных учреждениях, интегрирующих этот компонент в свою образовательную программу. Это позволит на практике реализовывать преемственность в воспитании детей на основе традиционных ценностей, как в дошкольном возрасте, так и в процессе их дальнейшего обучения в средней школе».

Сегодняшние дошколята через несколько лет сделают свой выбор самостоятельно, а задача педагогов – развить интерес малышей к познанию Мира, помочь увидеть Его целостность, научить ориентироваться в Нем и беречь Его.



Педагогическое содействие накоплению опыта первичной социализации в раннем возрасте
Автор: Ольга Сергеевна Куянова
Статья понравилась: 1

С первых дней своего существования ребёнок окружён другими людьми, его личность развивается и совершенствуется под влиянием окружающих. В связи с этим огромную роль в становлении полноценной, социально-развитой личности выполняет педагог, который и ведёт непрерывную, целенаправленную работу в данном направлении. Ранний возраст является наиболее сензитивным периодом по усвоению норм и правил социальной жизни.

(579 просмотров)
Развитие экологического воспитания дошкольников в рамках реализации проекта ландшафтного озеленения «Путешествие любопытной Варвары»
Автор: Елена Валерьевна Бурашникова
Статья понравилась: 2

Территория ДОУ – это его своеобразная визитная карточка. Как театр «начинается с вешалки», так детский сад «начинается с территории». Кроме этого, мы, педагоги, отчетливо понимаем, что пребывание в детском саду – это огромная составляющая в жизни каждого ребенка, ведь здесь он проводит чуть ли не половину всего времени, здесь учится дружить, общаться со взрослыми и сверстниками. Здесь постигает азы грамоты, математики, рисования…

(2022 просмотров)
Педагогическое содействие в раннем возрасте формированию интереса и потребности в чтении
Автор: Наталья Борисовна Стукова
Статья понравилась: 2

Процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Педагоги утверждали, что книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий.

(822 просмотров)
Развитие коммуникативных способностей через коллективную изобразительную деятельность
Автор: Анна Ивановна Михеева
Статья понравилась: 10

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношения со сверстниками в детском саду, так как дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. В это время в общении ребенка возникают сложные взаимоотношения, влияющие на развитие его личности, проявление и развитие начал коммуникативных взаимоотношений детей.

(1339 просмотров)
Стимулирования творческой активности детей дошкольного возраста
Автор: Елена Геннадьевна Юркова
Статья понравилась: 6

Мир ребёнка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает малыша. Полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения.

(1090 просмотров)
Педагогическое содействие гармоничному физическому развитию детей раннего возраста в ходе непосредственной образовательной деятельности в бассейне
Автор: Нина Михайловна Белозерова
Статья понравилась: 1

В последние годы значительно возрос интерес к средствам и методам укрепления психофизического здоровья детей, профилактики заболеваний, развитию жизненно необходимых ребёнку физических качеств. Очевидно, что ведущая роль в решении данных проблем отводится физическим упражнениям. Плавание, как вид физических упражнений, способствует поддержанию достигнутого ребёнком уровня здоровья, поддержанию достаточного уровня двигательной активности, увеличению функциональных резервов детского организма.

(714 просмотров)
Педагогическое содействие развитию речи и речевого общения в раннем возрасте
Автор: Ирина Анатольевна Овсянникова
Статья понравилась: 4

Речь имеет исключительное значение для формирования всех основных психических процессов у дошкольников и формирование его личности в целом. В.Г. Белинский в свое время обращал внимание на то, что умение говорить – это «дар природы», но дар не дается человеку с рождения, его необходимо развивать.

(928 просмотров)