Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Елена Евгеньевна Тихомирова,
доцент кафедры теории, истории культуры и музеологии ФГБОУ ВПО НГПУ

Людмила Ильинична Юртаева,
руководитель музея МАОУ «Вторая Новосибирская гимназия»

Лекция как воспитательный ресурс школьного музея

Музей «История песни – история страны» Второй Новосибирской гимназии еще очень молод: его открытие состоялось в январе 2011 года. Главная идея – документирование истории песни, а через нее – истории России.

Почему музей песни?

Песня сопровождает движения нашей души, проходит вместе с нами жизненный путь, сопутствует в радостях и печалях, разделяет с нами праздники и дни невзгод. Она – свидетель минут нашего счастья и соболезнующий родственник в дни скорби. Ничто так не напоминает прошлого, как песня; она не только напоминает, но и вызывает его, заставляет переживать события, сочувствовать, понимать людей, которые жили в этом прошлом. Песня воодушевляет, снабжает душу крыльями, способна, как ничто другое, воздействовать на тонкий эмоциональный мир человека. В песне говорит душа народа.

Советская песня – феноменальное явление в мировой песенной культуре, своеобразное отражение времени. Изучая историю песни, мы лучше понимаем те события, которые потрясали в ХХ веке не только нашу страну, но и весь мир, лучше понимаем старшее поколение, поколение наших дедов и родителей.

Основные задачи Музея:

− участие в реализации образовательно-воспитательных функций Гимназии музейными средствами;

− патриотическое и эстетическое воспитание учащихся;

− расширение образовательного пространства, совершенствование обучения средствами дополнительного образования;

− формирование исторического сознания обучающихся и расширение их кругозора;

− развитие познавательных интересов и способностей;

− развитие социальной активности и творческой инициативы;

− овладение практическими навыками поисковой, проектной и исследовательской деятельности;

− активное освоение учениками окружающей историко-культурной среды;

− развитие детского и молодежного самоуправления.

Экспозиция выставочного зала состоит из восьми разделов, раскрывающих развитие страны с 1918 года до наших дней.

В основе работы музея лежит проектная деятельность гимназистов. Все периоды истории песни распределены по параллелям с 4-го по 11-е классы. Музейные группы каждой параллели проводят большую поисковую работу, чтобы наполнить свой раздел документальной информацией, фотодокументами, аудиозаписями тех песен, которые, по их мнению, определили лицо эпохи, выразили наиболее ярко ее дух, отразили основные исторические события периода.

В каждом разделе представлена краткая историческая характеристика периода и история создания десяти песен, тексты, ноты, фотографии, видеоролики, аудиозаписи, песенники, грампластинки. В витринах выставочного зала экспонируется звуковоспроизводящая аппаратура, которая выпускалась во времена Советского Союза, в том числе и на Бердском радиозаводе Новосибирской области.

Небольшая экспозиция организована и в музейном отделе. Здесь находятся самые старые экспонаты: патефон 1935 года выпуска, радиотрансляционный приемник 1948 г., портативный магнитофон 1953 г. Самой большой в фондах нашего музея является коллекция грампластинок, выпущенных в 50-е - 90-е гг. ХХ века. Есть у нас и небольшая коллекция музыкальных инструментов. Особое место в ней занимает балалайка, возраст которой перешагнул столетний рубеж.

Хочется обратить внимание на тот факт, что большая часть музейного материала носит виртуальный характер. По ходу экскурсии-лекции мы имеем возможность прослушать фонограмму любой песни, включенной в стендовый список. Кроме того, каждый период истории песни имеет визуальную поддержку. Посетители музея могут увидеть кинохронику тех лет либо видеоролик или слайд-шоу, подготовленные гимназистами. Весь видеоматериал транслируется на плазменные панели выставочного зала. Для этого потребовалось современное техническое оснащение и вывод всех функций на общий пульт управления виртуальным музейным пространством.

На базе музея или с использованием его материалов проводятся уроки истории Отечества, мировой художественной культуры, музыки, искусства родного края, литературы. Музей становится не только местом проведения экскурсий, но и классных часов, лекций, дискуссий.

Одно из наиболее активно развивающихся направлений деятельности музея – исследовательская деятельность учеников гимназии. Темы исследования, на основе которых могут быть построены лекции, самые разные: песни о родном городе, рукописные песенники школьниц 70-90-х годов ХХ века, авторская песня и многое другое.

Мы полагаем, что современный процесс образования юношества требует воспитания, взращивания «образа человека», восхождения от природного к культурному. Осознавая защитную функцию культуры, система образования, являясь институтом этого общества, обращается к культуре, фонду достижений человечества, т.е. потенциальному способу решения социальных, в том числе воспитательных проблем. Школьные музеи должны, в первую очередь, стать средством воспитания, формой социализации и приобщения к культуре, выполняя функции познания мира, коммуникации, гармонизации отношений «общество – человек» и «человек – человек».

Возвращение к  школьному музею как к одному из эффективных видов передачи информации в образовательном учреждении имеет два весьма актуальных смысла:

1) общекультурный. Содержание лекций соотносится с культурными универсалиями, закодированными в человеческой культуре и отраженными в современной науке, которая преломляется в школьных предметах (например, универсалии времени, пространства, единого/множественного, целого/части, конечного/бесконечного и т.д.). Данное содержание выражается с помощью литературного языка, сознательно отшлифованного при работе с лекционным материалом;

2) технологический. Работа над текстом лекции позволяет учащимся отойти от клише и стереотипов современных СМИ, способствует актуализации уже имеющихся навыков в форме соучастия и сотворчества, дает импульс креативной деятельности. Представляется принципиально важным тот факт, что составленная учащимися лекция входит составной частью как в общий образовательный, так и в воспитательный процесс школьника, имея определенную специфику: на первый план она помещает познавательную и творческую составляющие, направляя на поиск, знакомство и творческое представление информации, подчиняясь логике и структуре, приближенной к исследованию. В общекультурном, общеобразовательном аспекте содержание музейных лекций ориентировано на отражение вектора развития человека, его сознательную деятельность, на сохранение человека как существа культурного.

При создании текстов лекций учитель обращает внимание на то, что в истории песни на всем ее протяжении явно преобладают идеи отхода от инстинктов потребления, воспитания гражданина как носителя возвышенных общественных идеалов патриотизма, служения Отечеству, святости долга; презрение к приходящим материальным благам, укрощение силой рассудка низменных страстей, важность согласования своего поведения с общественным благом: например, труд уже сам по себе наслаждение; я сделал все, что мог, кто может, пусть сделает лучше; я учусь помогать несчастным; я ничего не боюсь потому, что ничего не имею; честно жить, не делать зла другим, каждому воздавать свое; человек справедливый и неуклонно идущий к цели; человек – вещь священная; управляй своим настроением, ибо оно если не повинуется, то повелевает. Связь человека и общества и, наоборот, по разным значимым поводам обусловило постепенное формирование устойчивых норм деятельности, отраженных в песнях, которые неявно декларируют правила человеческой деятельности.

Русские песни воспитывают базовые правила жизнедеятельности человека. Ее целесообразность – соответствие поведения человека цели выживания человека; системность – адекватность представлений и действий цели поддержания человеческой (и не только биологической и социальной, но и культурной) жизни в рамках данного времени и пространства; оптимальность поведения – адекватность приемов и средств, способа действия в достижении системной связи человека и мира для развития человека.

Поэтому при создании, редактировании и обсуждении текстов лекций особое внимание уделяется шлифовке языка, работе над стилем и образным строем языка. Поскольку язык – предельно универсальный феномен человеческой деятельности в целом, он становится достоянием культуры только при условии соответствия своих функций сущности и смыслу культуры – творческой деятельности людей для сохранения человека как рода. Поскольку язык в его цивилизованном применении нейтрален, он может выражать ложное и подлинное.

С психологической точки зрения, наиболее адекватным для создания лекции является применение метода проекта, поскольку данный метод позволяет активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. В ней находят отражение важнейшие образовательные тенденции будущего, заложенные в основные принципы и понятия Болонского процесса: искусство планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления материала. Данный способ организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся дает возможность интегрировать компетенции, знания, умения, навыки из разных областей при решении проблемы создания лекции, и не только применять их на практике по известным моделям и образцам, но и генерировать новые идеи.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела