Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Все статьи автора(2) Елена Витальевна Безменова,
руководитель музея МБОУ СОШ № 196 Кировского района г. Новосибирска

Воспитание патриотизма посредством фольклора

Неиссякаемый источник традиционной народной культуры дает возможность находить разнообразные пути оптимизации процесса воспитывающего и развивающего обучения школьников, помогает решить задачи нравственного и эстетического воспитания, развивать творческие способности подрастающего поколения.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое открываем заново и переоцениваем. К сожалению, современная молодежь мало интересуется отечественной культурой и историей, отказывается чтить вековые традиции родного народа.

В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое большинство людей знает поверхностно. Обратиться к своим истокам – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. В этом может помочь школьный музей. Задачи школьных музеев многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся. Особое внимание должно уделяться развитию духовности воспитанников путем непосредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в природной и социальной сфере (памятники и достопримечательности великой истории и культуры России; природный ландшафт).

Наш музей находится на базе средней общеобразовательной школы № 196, построенной в 1989 году на территории Северо-Чемского жилмассива города Новосибирска. С 2009 года школа работает по программе развития школы «Приоритет»: «Школа – образовательно-культурный центр». Ориентир развития школы как совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач служит источником развития личности, общности детей. И школьному музею в этом направлении отводится немаловажная роль. Сейчас музей работает над двумя проектами. Один из них – «Воспитание патриотизма посредством фольклора».

Цель проекта: с помощью фольклора создать условия для воспитания истинно русского человека, знающего и уважающего русскую культуру, строящего свою жизнь на основе любви к Родине, доброты и отзывчивости.

Достижение данной цели возможно при решении следующих задач:

- создание условий для формирования основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми;

- создание условий для формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей и родителей, местного сообщества;

- восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной отечественной культуры;

- создание в школьном музее экспозиции народных музыкальных инструментов, русского национального костюма, доступной не только школьникам, но и жителям Северо-Чемского жилмассива.

Современные условия городской жизни приводят все к большей разобщенности детей и родителей, бабушек и дедушек. Основное время дети проводят среди сверстников. Исчезает из жизни детей и «живой» фольклор: они всё реже слышат колыбельные песни, сказки на ночь, утрачиваются и традиционные детские игры, столь необходимые для разностороннего, полноценного развития личности ребенка. Музыкальный фольклор – уникальная, самобытная культура наших предков осознается современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам.

Начинать знакомство с фольклором лучше с раннего возраста, так как маленькие дети быстрее и активнее впитывают новый, интересный, полезный для них материал.

Ознакомление с традициями фольклора должно подаваться в доступной для учащихся форме, с учётом возрастных особенностей детей.

Исходя из вышеизложенного, возникла идея консолидировать действия школьного музея и музыкального руководителя: было предложено сделать в школьном музее экспозицию русского национального костюма и народных музыкальных инструментов. Чтобы экспозиция не стала так называемой «музейной недвижимостью», она должна активно использоваться детьми из дошкольного отделения и учащимися школы на занятиях фольклором, а также членами ТОС «Кожевниковский» на различных праздниках, проводимых на территории МБОУ СОШ № 196. Таким образом, дети вместе со своими родителями, бабушками – дедушками смогут ознакомиться с русской традиционной культурой, с народными музыкальными инструментами в школьном музее и поучаствовать в народных праздниках, используя эти инструменты.

Лучшие умы России связывали воспитание подрастающего поколения с опорой на национальную традиционную культуру. Школу русского фольклора народная педагогика создавала веками. Издавна ребёнок рос, развивался и воспитывался в условиях традиционной культуры. Учителями ребёнка, его этическими воспитателями были родители, а нормы морали, знания и навыки переходили из поколения в поколение. Со временем историческая закономерность развития общества, а также ряд изменений в социальной среде стали одной из причин разрушения связей между поколениями, утрачивания общечеловеческих ценностей. Кандидат искусствоведения, научный сотрудник Вологодского областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации С.Р. Кулева рассказала об опыте своих коллег. Были проведены исследования в группах детей, системно осваивающих содержание традиционной культуры, и в контрольных группах, где дети не занимаются освоением традиционной культуры. Результаты показали, что для детей, в течение нескольких лет воспитывавшихся на основе традиций народной культуры, приоритетными являются духовно-нравственные ценности: дружба, доброта, честь и достоинство, любовь к родине, уважение к старшим. Дети в контрольных группах среди приоритетных выделяли материальные современные ценности: деньги, престижная работа, хорошая квартира, «крутая» машина, вкусная пища, модные вещи. Причём, с возрастом у детей первой группы средний показатель выбора духовно-нравственных ценностей возрастает, а у детей контрольных групп падает. 

Нашим музеем в качестве единичного проекта были проведены уроки фольклора в младшем звене. В декабре 2012 года Музей Сибирской песни (руководитель Суркова Галина Яковлевна) провёл в нашей школе 4 занятия в двух первых классах, третьем и четвёртом. Эффект оказался потрясающим: дети с увлечением пели, водили хоровод, играли в народные игры. Чтобы проверить, на сколько заинтересовались дети, в 4 «Г» классе учащиеся написали сочинение о проведённом занятии. Абсолютно все дети выразили желание ещё раз посетить подобное мероприятие. Вот некоторые выдержки из сочинения Давыдова Максима: «На уроке мне показалось, что любой человек в таком костюме будет выглядеть счастливым», «Домой я ушёл в отличном настроении, напевая про себя народную песню».

В результате принято решение сделать занятия по фольклору регулярными для детей дошкольного отделения и учащихся младшего звена.

Благодаря дружественному тандему МБОУ СОШ № 196 и ТОС «Кожевниковский» у учащихся есть возможность продемонстрировать полученные фольклорные навыки на народных праздниках и таким образом участвовать в общественной жизни микрорайона, что способствует гражданственно-патриотическому воспитанию детей. Музей школы совместно с музеем Сибирской песни организовал проведение 12 января 2013 года в школе благотворительного концерта лучших гармонистов и народных коллективов России в рамках 25-го международного фестиваля им. И.И. Маланина. Небольшие пробные шаги в реализации проекта говорят об огромном не только воспитательном, но и социальном значении. Концерт собрал полный актовый зал зрителей всех возрастов: это и школьники, и их родители, пенсионеры и ветераны Северо-Чемского жилмассива.

Освоение традиционной культуры – это образ жизни, который включает в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно-пространственной среды, внутреннее изменение каждого в этом процессе. В результате свободного принятия нравственных и эстетических ценностей, развиваются дружеские отношения между людьми, происходит их душевное и духовное единение, воспитывается терпимость, взаимопонимание и уважение между соотечественниками разных поколений. Подобные мероприятия могут стать новым связующим звеном между поколениями.

Создание в школьном музее экспозиции народных музыкальных инструментов и русского национального костюма, ознакомительные экскурсии, проведение уроков фольклора, организация концертов дадут не только возможность приобщить детей и взрослых к фольклору, этнографии, но и будут являться живой формой работы по воспитанию патриотизма и гражданственности.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 2)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела