Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Светлана Владимировна Болотина,
руководитель музея «Русская изба» МКДОУ детского сада № 27 «Росинка» Первомайского района г. Новосибирска

Русские посиделки «Делу время – потехе час»

Пояснительная записка

Быстротечность современной истории приводит к неизбежным изменениям, происходящим в сознании и мировоззрении людей, сопровождающихся непрерывным и закономерным отсеканием (забвением) многого из того, что вчера казалось важным, определяющим.

Поэтому нужно в настоящее время делать все возможное, чтобы сохранить, донести до следующих поколений уже накопленные материалы, информацию о прошлом, о современности.

Знакомство детей с устным народным творчеством, без погружения в атмосферу и национальный быт, всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям проникнуться культурой своего народа. Как нельзя лучше эту проблему может разрешить проведение посиделок с использованием русского народного фольклора. Предлагаю сценарий народных посиделок, которые можно проводить в любое время года.

Участники – дети 6-7 лет, музыкальный руководитель, воспитатель.

Место проведения – музыкальный зал детского сада.

Цель: способствовать развитию нравственной и познавательной культуры дошкольников.

Задачи:

  • Способствовать формированию у детей устойчивого интереса к русскому крестьянскому быту;
  • Активизировать словарь детей за счет слов: ухват, кочерга, чугун, самовар, прялка, печь, теплая, пушистая, мягкая;
  • Развивать интерес к русскому народному фольклору, умение детей рассуждать, делать умозаключения на основе причинно-следственных связей;
  • Воспитывать у детей вежливость, щедрость, эмоциональную отзывчивость, гостеприимство.

Атрибуты:

Русские народные костюмы для взрослого и детей, предметы быта, кухонная утварь, орудия труда из музея «Русская изба», современные предметы быта, вязаные вещи из шерсти и пуха.

Предварительная работа:

  • Разучивание пословиц о труде и гостеприимстве.
  • Разучивание стихов, частушек и русских народных игр.

Сценарный план посиделок

Звучит фонограмма русской народной песни «Во поле береза стояла». Дети под русскую народную музыку входят в зал. Двое детей выходят к гостям с хлебом – солью.

Ребенок:

Просим в гости к нам.

Красному гостю – красное место.

Милости просим, а хлеб – соль по-старинному.

2-й ребенок отдает хлеб гостям – родителям.

Воспитатель: Народ наш гостеприимен, об этом есть немало русских народных пословиц.

Дети читают пословицы.

  • «Много гостей, много новостей»;
  • «Что есть в печи – на стол мечи!»;
  • «Хозяюшка в дому, что оладушки в меду» и т.д.

Воспитатель: Красны девицы! Добры молодцы! Малы ребятушки. Сегодня по русской традиции собрались мы на посиделки.

1-й ребенок:

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

2-й ребенок:

При лучине мы сидели

Иль под светлым небосводом –

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

3-й ребенок:

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

4-й ребенок:

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их бы надо возродить!

Ребенок: Длинными вечерами девицы пряли у окошечка и тихо напевали.

Звучит русская народная песня «В низенькой светелке».

Ребенок: Так как раньше машин не было, а шерсти было много, то пряли ее на прялках. Шерсть и пух пряли в нить, а затем вязали варежки, носки и шали.

Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите, какие получались изделия?

Ответы детей: пушистые, мягкие, теплые и т.д.

Воспитатель: Ребята, есть такая пословица «Глаза боятся, а руки делают», как вы понимаете смысл этой пословицы? (Ответы детей.)

Воспитатель: А вы знаете еще какие-нибудь пословицы о труде?

Ответы детей:

  • «Хочешь есть калачи, не сиди на печи»;
  • «Сделал дело, гуляй смело»;
  • «Скучен день до вечера, когда делать нечего»;
  • «Рабочие руки не знают скуки»;
  • «Труд человека кормит, а лень портит»;
  • «Кто не работает, тот не ест»;
  • «Каков мастер, такое и дело»;
  • «Без труда, не вынешь рыбку из пруда» и т.д.

Воспитатель: Русские люди придумали много загадок про предметы быта. Я вам сейчас их загадаю, отгадку вы найдете среди этих предметов.

Предметы выставлены из музея «Русская изба».

– «Кто в избе рогат?» (Ухват)

– «Кривая собачка в печку глядит?» (Кочерга)

– «Сколько ни мучь, ни кипяти, белее не сделаешь?» (Чугун)

– «В углу стоит, все лето спит, зимой есть запросит и собой согреет?» (Печь)

– «Людям служит, белье утюжит?» (Утюг)

– «Стоит толстячок, блестящий бочок, кипит, шипит, всем чай пить велит?» (Самовар)

– «Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо?» (Самовар)

Воспитатель: Молодцы ребята, а сейчас давайте сравним старинные предметы быта с предметами современного быта.

Дети сравнивают (самовар – эл. чайник, чугун – кастрюля, утюг – эл. утюг и т.д.), делают выводы.

Воспитатель:

Эй, ребята, выходите,

Да игру нам покажите.

Звучит музыка и проводится русская народная игра «Плетень» (русская народная мелодия, обработка А. Лядова). Дети исполняют русские народные частушки.

Дети:

Балалайка заиграла,

И пустились ноги в пляс.

Мы веселые частушки

Пропоем сейчас для вас!

1-й ребенок:

Склад с собою носит Ваня

В оттопыренном кармане.

Есть там гайки, шишки, пробки,

Ржавый гвоздь лежит в коробке,

А расчески и платка

Нету там наверняка.

2-й ребенок:

Не ищите в поле Риту,

Вышла Рита за орбиту,

Все сажают в поле лук,

Рита бегает вокруг,

От лесочка до пруда,

Да подальше от труда.

3-й ребенок:

Закопченную кастрюлю

Юля чистила песком,

Два часа в корыте Юлю

Мыла бабушка потом.

Дети:

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Воспитатель:

Эй! Вставай, честной народ!

Заводи-ка хоровод.

Хоровод: «На горе-то калина…», русская народная песня.

Воспитатель: Вот и закончились наши посиделки «Делу время – потехе час».

В давние времена посиделки обычно заканчивались чаепитием. Приглашаю всех на пироги.

Милости просим,

Хлебом – солью привечаем,

Самовар на стол несем.

Мы за чаем не скучаем,

Говорим о том, о сем.

Дети и гости проходят в группу пить чай.

Литература

1. Бердникова Н.В. «Веселая ярмарка». Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет. Ярославль, Академия развития, 2005 г.

2. Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду». Методическое пособие для воспитателей ДОУ. Ст.-Петербург, Детство-Пресс, 2008 г.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)
Остальные публикации раздела / Все статьи раздела