Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Ирина Николаевна Черкасова,
директор МБОУ СОШ № 50 Ленинского района г. Новосибирска

Александр Прокопьевич Рахманов,
учитель физической культуры высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 50Ленинского района г. Новосибирска

Будь здоров – это не поговорка, а образ жизни (из опыта реализации регионального проекта «Школа – центр физической культуры и здорового образа жизни»)

Физическое образование ребенка есть база для всего остального.

Без правильного применения гигиены в развитии ребенка,

без правильно поставленной физкультуры и спорта

мы никогда не получим здорового поколения.

Анатолий Васильевич Луначарский

 

В России сложилась крайне отрицательная демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся по численности меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения. В связи с этим проблема ухудшения здоровья населения страны и особенно детей становится национальной. Подписанное президентом России В.В.Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения» показывает беспокойство государства за будущее страны.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать?

Региональный проект «Школа-центр физической культуры и здорового образа жизни», реализуемый в Новосибирской области с начала 2011- 2012 учебного года и направленный на повышение двигательной активности участников образовательного процесса, стал очередным шагом в решении данной проблемы.А наша школа стала одной из 44 школ Новосибирской области, участвующих в этом проекте.

Цель программы, реализуемой в школе: формирование здоровой школьной среды через создание единой образовательно-оздоровительной системы укрепления здоровья учащихся.

Задачи программы:

– создать развивающую среду – пространство самореализации;

– помочь ребенку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;

– сформировать через активную деятельность здоровый организм ребенка, его динамическое и устойчивое состояние к экстремальным ситуациям;

– обеспечить учащихся уровнем знаний, умений, навыков по  сохранению и укреплению здоровья;

– создать мотивацию к укреплению и сохранению здоровья учащихся;

– направить совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на формирование навыков саморегуляции поведения школьника, на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.

Программа реализуется в школе уже второй год. В начале 2011-2012 учебного года было проведено анкетирование учеников с 5-го по 11-й класс, которое дало представление о том, как дети относятся к физкультуре и спорту. Опросы показали, что 74 процента учеников занимаются в спортивных секциях – как в тех, что созданы при школе, так и в других. Доводы тех, кто не занимается спортом и не любит уроки физкультуры (а таких больше всего оказалось среди старшеклассниц), делились на три группы: не нравится преподавание или преподаватель, лыжи старые и немодные, плавать не нравится, потому что портятся макияж и причёска. Анкетирование дало хорошую пищу для размышлений и помогло более осознанно начать реализацию проекта.

Первым шагом стало создание спортивного клуба «Виктория», который возглавил учитель физической культуры высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель России Александр Прокопьевич Рахманов. В настоящее время в состав клуба входят обучающиеся, учителя физической культуры, психолог, фельдшер, тренеры, родители. Разработана символика клуба. Члены клуба успешно справляются со своей главной задачей – способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни и систематических занятиях физической культурой и спортом. Они стали настоящими помощниками учителей физической культуры в организации и проведении спортивных соревнований, праздников, Дней здоровья.

Большую роль в реализации проекта играют спортивные секции (в нашей школе – их 12, по баскетболу и волейболу, плаванию и каратэ, ушу и рукопашному бою, аэробике и плаванию, шахматам и ОФП и др.). Численность обучающихся, занятых только в школьных спортивных секциях, составляет более 30 процентов (всего спортом занимаются около 75 процентов обучающихся). Большим подспорьем в организации внеурочной деятельности по физической культуре и спорту стало сотрудничество со спортивным клубом «Фаворит», Молодёжным центром «Зодиак», ДООЦ «Спутник».

И всё-таки, пока для большинства обучающихся именно урок физической культуры остаётся основным источником двигательной активности. Для повышения его эффективности нам пришлось решить несколько задач:

– Обновить материально-техническое оснащение уроков физической культуры (была существенно пополнена лыжная база школы, обновлено оборудование и инвентарь для занятий гимнастикой, баскетболом, ОФП, оборудован зал для занятий ЛФК, обновлён школьный бассейн).

– Организовать занятия в бассейне 11 специальных медицинских групп для учащихся начальной школы, имеющих проблемы со здоровьем, и четырёх групп ЛФК для ребят из восьмых, девятых, десятых и одиннадцатых классов. В них полноценно занимаются дети, которые раньше, имея на руках освобождение от физкультуры, просто сидели бы на «скамейке запасных» и в лучшем случае – читали книжки. Это дети после переломов и других серьёзных травм, после операций, с болезнями сердца, лёгких и другими заболеваниями. Сейчас они занимаются по авторской программе Александра Прокопьевича Рахманова под руководством опытного преподавателя ЛФК О.С. Бруякиной.

– Пополнить и «омолодить» кадровый состав методического объединения учителей физической культуры (в настоящее время в школе трудится 6 учителей физической культуры, из них – три молодых специалиста).

– Провести большую разъяснительную работу с родителями.

В нынешнем учебном году 1 196 учащихся нашей школы занимаются на физкультуре в зависимости от сезона шестью видами спорта: лёгкой атлетикой, гимнастикой, лыжами, плаванием, баскетболом и волейболом и ЛФК. После уроков можно пойти в одну из 12 спортивных секций или в команду «Черлидинг» (это новый вид спорта, сочетающий в себе танцы, гимнастику и акробатику).

Большим успехом в реализации программы стало введение в классах физзарядки и физкультминуток. Одной из первых занялась этим учитель начальных классов высшей квалификационной категории Татьяна Дмитриевна Лычко. В её классе ребятишки парами «дежурят по физкультминуткам». Дежурство длится неделю, потом заступает следующая пара. Разминки под весёлую танцевальную музыку длятся 3-5 минут и проходят ежедневно перед занятиями и в середине дня, когда дети устали. Кроме того, на уроках устраиваются специальные разминки для глаз и для рук. Интересно, что вариантов музыкального сопровождения и собственно комплексов упражнений используется очень много – чтобы детям не надоедало.Учитель начальных классов Капустина Юлия Сергеевна активно использует ИКТ при проведении физкультминуток (Настя Кротова, 3А: «… Я люблю физкультминутки…Мои любимые разминки про лемура из «Мадагаскара» и кошек…»). На уроках английского языка Петровой Л.Н. и Рутковской В.И. физкультминутки проводятся на иностранном языке.

Особый шаг в реализации проекта – подготовка и проведение спортивно-массовых мероприятий, в которых участвуют до 85 процентов обучающихся. Ежегодно проводится общешкольный осенний кросс «Золотая осень», соревнования по футболу, пионерболу, баскетболу, волейболу, мини-футболу; военно-спортивная игра, посвящённая памяти воина-афганца Сергея Бизяева, Неделя спорта, включающая спортивный праздник «День спорта и здоровья», «Лыжную эстафету», «Весёлые старты», «Армрестлинг», «Плавание», «Гимнастическое троеборье», «Шахматы» и многое другое.Есть у нас и команда учителей, ежегодно принимающая участие в «Весёлых стартах», есть и  учительская команда по волейболу, на турнире обыгравшая, кстати, сборную учеников. Редактор школьной газеты «50/50» ученица 9Б класса Ирина Филимонова написала об этом: «… Регулярные, из-года в год проводимые «Дни здоровья», заставляющие работать все группы мышц даже у самых заядлых лентяев. Армрестлинг, троеборье, плавание, лыжи, шахматы, «Весёлые старты»… Или, например, ежегодные Турниры Памяти кавалера ордена мужества С. Бизяева, проводимые не только для поддержания патриотизма, но и проверки физической подготовки. А ещё можно вспомнить Осенний кросс, в котором принимают участие все без исключения, замечательные уроки физической культуры на лыжне вокруг озера, в бассейне, на беговой дорожке в аллее, ежедневные физкультминутки… А знаете, что самое главное? Что в большинстве случаев ребята принимают участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях охотно и с удовольствием». Результаты анкетирования учащихся также свидетельствуют о росте удовлетворенности учащихся качеством организации физкультурно-оздоровительной деятельности в школе.

Ещё одним важным условием реализации проекта стал мониторинг здоровья и физического развития учащихся. Ещё в 2005 году на каждый класс в школе был заведен паспорт здоровья, где отражается не только физическое развитие детей, но и их физическая подготовка. Учителя физкультуры проводят тестирование детей в сентябре, декабре и в мае, и заносят данные в паспорта, что позволяет в течение учебного года скорректировать работу учителя с учениками. Тесты проходят на реакцию, на скорость, на силовые качества и на многое другое. В мониторинге принимают участие и узкие специалисты поликлиники № 28. Сегодня основное внимание мы уделяем не достижениям и призовым местам, а активизации двигательной активности обучающихся, ведь это положительно влияет на успехи в учебе, способствует развитию памяти и интеллекта в целом.

Организация здоровьесберегающей деятельности в нашей школе строится на введении здоровьесберегающего режима учебных занятий и самостоятельной работы учащихся разных возрастных групп;    организации ступенчатого режима повышения учебной нагрузки для учащихся первых классов с целью облегчения адаптации к новым условиям; составлении расписания на основе здоровьесберегающих технологий; расширении здоровьесберегающих функций урока. С 2012-2013 учебного года в школе запущен проект «Здоровое питание», который в старшей школе реализуется через курс ОБЖ, а в начальной школе через курсы «Школа безопасности» (руководитель Горячева Т.В.), «Здоровое питание» (руководитель Берестова Я.В.), «Уроки здоровья» (руководитель Игнатьева О.В.). На лето 2013 года в соответствии сцелевой программой «Совершенствование организации школьного питания в городе Новосибирске» запланирован капитальный ремонт и реконструкция школьной столовой. В рамках организации внеурочной деятельности в начальной школе возрождены занятия ритмикой и хореографией.

Активно ведётся информационно-просветительская работа с родителями обучающихся. В рамках проекта сборная команда школы приняла участие в областном турнире по баскетболу, юноши заняли I место, а девушки – II место. Опыт школы неоднократно обобщался в рамках учебно-методических семинаров различного уровня.

… Многое уже сделано. А хочется сделать ещё больше – открыть фитобар и физиокабинет, запустить проект «Танцующая школа», сделать соревнования «Мама, папа и я – спортивная семья» по-настоящему массовыми, осуществить реконструкцию спортивных площадок и многое другое. Разработать минимально необходимый комплекс показателей, определяющий психо-соматический статус обучающегося в соответствии с возрастом. Провести мониторинг и обобщить результаты показателей психо-соматического статуса школьников и особенностей образовательной среды. А самое главное хочется добиться того, чтобы у всех участников образовательного пространства изменилось отношение к физической культуре и спорту. Ведь наш мозг может все. Абсолютно все. Главное, убедить себя в этом. Руки не знают, что они не умеют отжиматься, ноги не знают, что они слабые, живот не знает, что он сплошной жир. Это знает наш мозг. Убедив себя в том, что мы можем все, мы сможем действительно все.

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 5)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)