Интерактивное образование Герб Новосибирска
Тема номера: «Интеграция светского и религиозного образования в российской школе»
Выпуск №46 Апрель 2013 | Статей в выпуске: 108


Ведущая рубрики
Все статьи автора(37) Людмила Анатольевна Кузменкина,
методист МКОУ ДОВ ГЦИ «Эгида» г. Новосибирска

«Знакомство с религиозной культурой поможет воспитанию школьников»

На вопросы, касающиеся изменений в российской системе образования, ответил протоиерей Борис Пивоваров, председатель Отдела образования и просвещения Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви.

– Чем обусловлены принципиальные изменения в российской системе образования, касающиеся изучения в школе основ религиозной культуры?

– Изменения, о которых Вы спрашиваете, обусловлены, во-первых, отходом России от атеистической парадигмы образования, которая господствовала в нашем Отечестве семь десятков лет. Во-вторых, новыми Федеральными государственными стандартами в школьном образовании, а главное — принципами, зафиксированными в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации», который сменит в этом году прежний Закон «Об образовании», принятый в 1992 году. В том Законе не было ничего подобного статье 87 нового Закона, которая как раз и регулирует преподавание основ религиозной культуры в школе.

– Если по Вашим словам, указанные изменения в российской системе образования определяются Федеральными государственными образовательными стандартами и закрепляются новым Законом образовании, то откуда и почему периодически возникают возражения против преподавания основ религиозной культуры в школе?

– Здесь следует указать несколько причин. Первая причина — это незнание нового законодательства, незнание Федерального государственного стандарта начального образования, а также незнание последних Приказов Министерства образования и науки Российской Федерации, касающихся обсуждаемого вопроса. Причем, часто встречается незнание вышеперечисленных законоположений и документов со стороны руководителей общеобразовательных учреждений и учителей.

Вторая причина – это нездоровая атмосфера обсуждения вопросов, касающихся преподавания основ религиозной культуры в школе. Эта нездоровая атмосфера складывается в значительной степени благодаря тому, что при общественном обсуждении указанных проблем вместо обсуждения того, что велит законодательство, обсуждаются вопросы, в которых делается подмена понятий.

Например, законодательство четко и ясно говорит о преподавании в школе по выбору родителей или их законных представителей основ религиозной культуры. А в средствах массовой информации обсуждаются вопросы: «Зачем школе навязывается религиозное образование?», «Почему светская школа допускает религиозное воспитание?»

Не знаешь – чему больше удивляться. Или незнанию законов, или лукавой словесной эквилибристике тех, кто в целях борьбы против добровольного и свободного изучения основ религиозной культуры подменяет термины и понятия.

Ну, не хотят, например, родители того, чтобы их ребенок учил в школе «Основы православной культуры». И какие проблемы? – Выбирайте на здоровье основы, так называемой, светской этики. Но почему не должны воспользоваться предоставляемой действующим законодательством возможностью те родители, которые хотят, чтобы их дети изучали в школе свою родную традиционную культуру?! Такая практика есть в Германии, во многих других странах.

Дело в том, что 70 лет официального атеизма в образовании не могли пройти даром. В действующем законодательстве давно уже нет таких словосочетаний, как «Церковь отделена от государства», «Церковь отделена от школы», а многие по привычки еще повторяют эти слова. От государства отделены религиозные объединения, как юридические лица, и поэтому они не пользуются финансированием от государства. И слово «светское» – не означает советское, антирелигиозное, атеистическое. Уже пора прощаться с антирелигиозным толкованием этого слова. А как только начинается подмена слов и понятий, то вместо корректного обсуждения проблемы происходят бесплодные споры по принципу: кому-то что-то кажется, кому-то что-то не нравится. Закон есть закон: его надо уважать и соблюдать.

Если в школе изучаются основы конкретной религиозной культуры в соответствии с Федеральным государственным стандартом, то принцип светского образования этим не нарушается. Только не надо подменять слова и понятия.

– Считаете ли Вы, что систематическое преподавание основ православной культуры должно быть добровольным?

– Принцип добровольности прописан в Законе образовании. И школа должна обеспечивать свободный и добровольный выбор родителями нужного им предмета комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», не навязывая родителям безрелигиозные модули – светскую этику и мировые культуры.

– Сможет ли изучение основ религиозной культуры решить проблему духовно-нравственного воспитания?

– Знакомство с религиозной культурой, несомненно, поможет воспитанию школьников. Если для человека нет ничего святого – то все позволено. Горькие плоды безбожного «просвещения» общество пожинает изобильно каждый день. А Православие имеет «особую роль в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», – гласит Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997г.). И Государственный Гимн России называет Россию священной державой и хранимой Богом родной землей.

Если же кто-то выступает против преподавания в школе основ православной культуры, а заодно и против указанных слов в Гимне России, то его и надо проверять на законопослушность. А не верующих граждан, которые в соответствии с законом хотят, чтобы их дети изучали родную традиционную культуру.

Говоря о духовно-нравственном и гражданско-патриотическом воспитании, нужно понимать, что оно не совершается автоматически и механически. Много лет отвергались и разорялись принципы религиозно-нравственной жизни нашего общества, много надо усилий, чтобы исправить создавшееся положение. Разрушать легче, чем созидать.

– Достаточно ли изучения основ религиозной культуры только в 4-м классе, чтобы процесс духовно-нравственного воспитания стал действительно целостным процессом?

– Не достаточно, конечно. Но с какого-то класса надо было начинать. Сразу трудно ввести этот нужный предмет во всех классах. А учащиеся среднего звена, получившие в 4-м классе первоначальные знания о православной культуре, должны иметь возможность ежегодно продолжать изучение именно этого предмета, а не какого-то смешанного курса, наподобие «мировых культур». Для изучения мировых культур в школе уже имеется предмет – Мировые художественные культуры (МКХ). Приказом Министерства Российской Федерации в декабре прошлого года в начальной школе отменено для 4-х классов название предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Осталось прежнее название – ОРКСЭ, в рамках которого могут изучаться и основы православной культуры. Значит, учебники по ОРКСЭ с названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 4-го класса противоречат Федеральному государственному образовательному стандарту. Вообще, смешение модулей комплексного курса ОРКСЭ – это нарушение Федерального государственного образовательного стандарта.

– Что Вы пожелаете учителям и директорам школ?

– Хочется пожелать им, чтобы они не боялись основ религиозной культуры, потому что время господства материализма и безбожия прошло. Около 80% населения России – люди верующие. Посмотрите статистику в «Российской газете» за 15 января. И только 7% позиционируют себя как атеисты. В чем заключается демократия? – Демократия заключается в том, что пользующиеся своими правами граждане предопределяют обязанности государства. Мнение меньшинства надо уважать, а мнение большинства – исполнять. А у нас пока получается наоборот: хотя большинство граждан – это люди религиозные, а в образовании продолжает верховодить антирелигиозная идеология. Эта идеология пытается прикрыться законодательством, а на деле – не знает или не хочет признавать Закон, как было сказано в начале нашей беседы.

Не нравится, например, человеку преподавание в школе основ православной культуры – он готов выдавать свое мнение как голос в защиту Конституции. Не меньше. А если заглянуть в текст Конституции, а не утверждать свое мнение голословно, то получится, что такой человек сам говорит вещи, не соответствующие основному Закону страны. В России нет запрета на профессию. Почему священнику нельзя преподавать в школе «Основы православной культуры», если он имеет к тому достаточное образование и необходимую подготовку?! Конституцию Российской Федерации, напротив, нарушает запрет на профессию. Посмотрите хотя бы статью 19-ю нашей Конституции.

А еще хочется поздравить всех с наступающим праздником Пасхи Христовой! Этот светлый праздник занимает самое важное место в российской традиционной культуре.

С праздником Святой Пасхи!

Версия для печати
Мне понравилась эта статья! Мне понравилось!
(всего - 17)
Комментировать Комментировать
(всего - )
? Задать вопрос ведущему рубрики
(всего - 0)